Крупнейшие телеканалы объединились для создания единой компании по продаже рекламы. Работать новая структура будет под брендом New Vi и принадлежать на паритетных началах четырем холдингам: "Первому каналу", ВГТРК ("Россия 1", "Россия 2", "Россия 24" и др.), "Газпром-медиа" (НТВ, ТНТ, ТВ-3, "Пятница", 2х2 и др.) и "Национальной медиа-группе" (РЕН ТВ, "Пятый канал").
Напомним, группа Vi (до ребрендинга компания носила имя «Видео Интернешнл» и уже обслуживала данные медиахолдинги) ранее уже была близка к тому, чтобы практически контролировать рынок телевизионной рекламы. В 2009 году эксперты оценивали долю компанию на рынке телерекламы в 70%, причем Федеральная антимонопольная служба против этого не протестовала. ФАС рассматривает рекламный рынок как единое целое, где разместить наружную рекламу - различные медиа конкурируют друг с другом. Но в 2009 году Государственная Дума приняла закон, который ограничил максимальную долю отдельного продавца телерекламы 35 процентами. После этого, в 2010 году, Vi была куплена банком "Россия" Юрия Ковальчука. Структуры этого же банка контролируют НМГ, около четверти акций "СТС медиа" (СТС, "Домашний", "Перец") и 25% "Первого канала".
В последнюю неделю весенней сессии 2014 года Государственная Дума неожиданно сняла специальные ограничения для рынка телевизионный рекламы, что и дало зеленый свет для создания единого продавца рекламы.
Немаловажно, что Vi, в принципе, уже сейчас фактически контролирует намного больше 35% рынка телерекламы. Группа продает рекламу на девяти федеральных эфирных каналах ("Первый", РЕН ТВ, "Пятый канал", ТВ-3, "Ю", Disney, "Пятница", "Карусель", "2x2"). По данным ФАС, в 2012-2013 гг на эти каналы, без учета "Карусели", пришлось более 38% федеральной телерекламы. Группа также оказывает услуги по консультированию сейлз-хаусов "СТС медиа" ("Эверест-С") и ВГТРК ("РТР-медиа"), причем комиссия, 12%, сопоставима с той, которая берется за полноценную работу. На "консультируемые" каналы приходится еще более 30% рынка.
Теперь же, по оценкам экспертов, под контролем New Vi окажется 99% рынка. Единственный канал, который продает рекламу самостоятельно - РБК, на него как раз и приходится примерно 1% от объема размещения. Напрямую New Vi будет продавать 82% федеральной телерекламы, консультации будут получать каналы, которые размещают 17% рекламы.
Кроме того компания будет занимать заметное место и в других сегментах рекламного рынка. Так, New Vi получит клиентов IMHO Vi, которая продает медийную рекламу на "Яндексе", Rambler&Co и других крупных площадках, и Gazprom Media Digital, которая, в том числе, занимается рекламной на сайтах "В Контакте", "Одноклассники", Rutube.
Внимание ФАС к новой компании, вполне вероятно, будет привлечено даже с учетом поправок в закон, которые были приняты летом. Дело в том, что New Vi, скорее всего, будет контролировать больше 35% продаж рекламного рынка в принципе, что попадает под закон о защите конкуренции.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рекламного рынка в 2013 году составил 328 млрд рублей, в том числе телевизионной рекламы - 156 млрд. Таким образом, если предположить, что одна структуры контролировала бы в прошлом году 82% телерекламы, на нее приходилось бы 39% рынка вообще, и это без учета активов будущий New Vi в других медиа - на радио, в интернете, в кинотеатрах, на плазменных панелях в торговых центрах аэропортов и т.д.
Впрочем, замглавы ФАС Андрей Кашеваров сообщил "Коммерсанту", что в службу ходатайства об объединении еще не поступало, а значит и нет повода для проверки. Чиновник пообещал пристально следить за ситуацией.
Рынок резонно решил, то главный пострадавший от выстраивания нового холдинга - "СТС медиа", который и так находится под ударом закона о запрете на владение большими долями в СМИ иностранцами. В пятницу акции компании упали на бирже NASDAQ на 9,28%. Гендиректор "СТС медиа" Юлиана Слащева рассказала "Коммерсанту", что были потрачены большие силы на выстраивание собственного сейлз-хауса и теперь сложно будет объяснить акционерам и инвесторам необходимость его срочного закрытия. "Мы не против консолидации рынка, никаких рисков этого объединения для "СТС медиа" мы не видим", - добавила она.
Другое интересное следствие создания новой компании, которая будет продавать рекламу на ТВ - вывод российского рынка рекламы из-под удара санкций, которые наложены на некоторых российских граждан правительством США. Vi с 2010 года контролировалась банком "Россия" Юрия Ковальчука, который в 2014 года оказался под санкциями. Формально это не препятствовало заключению договоров с крупнейшими американскими рекламодателями - например Procter&Gamble, Coca-Cola, Unilever и пр., однако вероятность возникновения проблем существенно выросла. Теперь же нельзя сказать, что нового селлера контролирует непосредственно Ковальчук.
Вообще, структуру собственности New Vi нельзя назвать устойчивой. Пока непонятно, как будут распределены те 20%, которые должны оказаться у менеджмента старого Vi во главе с Сергеем Васильевым. Под контролем государства будут 40% акций - доли "Первого канала" и ВГТРК, столько же оказываются в руках банка "Россия", который контролирует "Газпром-медиа" и НМГ.
Одним из инициаторов объединения газета "Ведомости" называет Михаила Лесина, с 2013 года главу "Газпром-медиа". Лесин был одним из основателей "Видео Интернешнл", однако оставил компанию и в середине 1990-х перешел на госслжбу, он был начальником управления президента по связям с общественностью, замглавы ВГТРК, министром печати и советником президента. Многие утверждали, что все это время Лесин не терял связи с бывшими коллегами из "Видео Интернешнл", которая во второй половине 1990-х стала крупнейшей компанией на рынке продаж телерекламы.
Теперь участники рынка гадают, к чему приведет создание столь крупной компании. В последнее время во всем мире, и Россия тут не исключение, опережающими темпами растет рынок интернет-рекламы, так что традиционные гиганты, телеканалы, стараются каким-то образом сохранить свою долю и внимание аудитории. Переломить тренд вряд ли кому-то удастся, но приспосабливаться к новым реалиям придется.