Бизнесу в России доверяют больше, чем власти. А СМИ – гораздо меньше, чем им обоим. Таковы результаты исследования Trust Barometer компании Edelman, в котором уже во второй раз приняли участие российские респонденты. Результаты для внешнего имиджа российского бизнеса все еще неутешительны. Да и главный вопрос к России – это ее энергетические запасы, в этом практически сошлись и участники круглого стола, на котором презентовалось исследование, и россияне, в нем участвовавшие.
Исследование Trust Barometer проводится компанией Edelman на протяжении 9 лет, с каждым разом расширяя свою географию. В прошлом году впервые в него была включена Россия – и в этом уже можно наблюдать динамику. Основная цель данного исследования – определение уровня доверия к источникам информации и различным общественным институтам: государству, бизнесу, СМИ, НПО, религиозным учреждениям.
В исследовании приняли участие 3500 так называемых «лидеров мнений» из разных стран. К таковым были отнесены люди в возрасте от 35 до 64 лет, имеющие высшее образование, с
семейным доходом в рамках самого высокого квартиля для данной страны, отличающиеся высоким интересом и активным взаимодействием со СМИ, участием в экономической и политической жизни страны. Фактически это срез экономически и политически активного населения, формирующего общественное мнение.
В целом данные нынешнего исследования подтверждают прошлогодние данные, правда, тренд восприятия российского бизнеса на Западе положительный. Россия по уровню доверия к власти и бизнесу находится приблизительно на среднеевропейском уровне.
В России бизнесу доверилось 42 процента респондентов против 38 у власти. Впрочем, уровень доверия к власти за год значительно подрос на 6 процентных пунктов против прошлогодних 32 процентов.
Правда, прочие институты такими успехами похвастаться не могут. Если для европейских стран характерно высокое доверие «лидеров мнений» к неправительственным организациям, то в России НПО доверяют лишь 29 процентов, почти наравне с религиозными институтами и СМИ. Между тем, в ряде европейских стран, включая Великобританию и Германию, уровень доверия к НПО самый высокий.
В рамках обсуждения результатов исследования высказывались соображения, что такое положение НПО в России связано с низким уровнем медийной активности организаций (грубо говоря – об их деятельности становится известно лишь тогда, когда власти начинают их закрывать, как это было, скажем, с «Интерньюс»). Один из участников круглого стола посетовал, что НПО не умеют работать со СМИ, а другой предположил, что все дело в отсутствии харизматичных лидеров у НПО.
Российскому бизнесу за рубежом доверяют чуть больше, чем в прошлом году, но все еще показательно мало. По мнению исполнительного вице-президента РСПП Владимира Передерия, исправить ситуацию помогают IPO российских компаний и повышение открытости бизнеса в целом. Это действительно так. А пока, как недавно писал «Полит.ру», любой корпоративный скандал выливается в серию «заказных» и «от чистого сердца» статей западных СМИ о «русской мафии», криминальном прошлом «русских олигархов», "власти КГБ над бизнесом" и т.д.
Ситуацию характеризует и последний ежегодный список американского финансового еженедельника Barron's, который включил Сбербанк, «Роснефть» и «Газпром» в список 100 самых уважаемых и авторитетных компаний мира, но только с конца, отведя им соответственно 98-е, 99-е и 100-е места.
К слову о «Газпроме», о котором опрашивали своих респондентов авторы исследования. Уровень доверия к «нашему всему» на Западе остается крайне низким, хотя и несколько подрос. В Великобритании (как это ни странно при некоторой холодности в международных отношениях, образовавшейся в результате «дела Литвиненко» и «дела Британского совета») он вырос аж на 10 пунктов. Правда, с почти незаметных прошлогодних 5 процентов до все еще скромных 15 процентов, соответственно. Виной, полагаю, то, что прошлое исследование проводилось в то время, когда в памяти британского истеблишмента еще был памятен скандал с вытеснением Shell из проекта «Сахалин-2», за которым многим не без оснований виделись интересы вошедшего в прошлом году в проект «Газпрома». Британские деловые СМИ активно освещали подробности скандала (к слову, среди наиболее влиятельных мировых СМИ присутствует и британская ВВС), а уровень доверия к СМИ, в частности - к телевидению, в Великобритании довольно высок.
Несколько упало доверие к «Газпрому» во Франции (с 15 до 12 процентов), Ниделандах ( с 17 до 14), Швеции ( с 7 до 6).
Для россиян наиболее надежным источником информации, как следует из результатов исследования, является телеканал «Россия». Неудивительно, что уровень доверия к «Газпрому» в России – 65 процентов. Выше только в Китае (71 процент, вырос с 48) – судя по всему, «год России в Китае» не прошел зря.
Российские компании всячески стараются переломить ситуацию с неблагоприятным имиджем. «Газпром» год назад пообещал выделить десяток миллионов на улучшение имиджа за рубежом. «В одном из совместных проектов российского и западного бизнеса (СП по постройке «Северного потока» - «Полит.ру») экс-канцлер Германии занимает ведущую должность. Это показатель, что власть в России ведет диалог с западными партнерами и достаточно открыта», – полагает сенатор от Северной Осетии Валерий Кадохов. Впрочем, по мнению одного из участников круглого стола, в имидже «Газпрома» все-таки слишком «сильна политическая составляющая» (на отрыв образа «Кремля» от «Газпрома» и должна была быть направлена прошлогодняя пиар-кампания).
Пытаются озаботиться образом российских компаний и власти. Как сообщила представительница Минэкономразвития, в пятницу правительство одобрило программу «улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом». Как уже рассказывал «Полит.ру», МЭРТ при разработке программы анализировал опыт других стран. Так, Чехия тратит на пиар $12-13 млн. в год, а Великобритания – $700 млн. В Ирландии за 12 лет работ аналогичной структуры (Агентства по индустриальному развитию) объем иностранных инвестиций вырос с $1 млрд. до $25 млрд. В 14 странах такие агентства созданы при участии государства, а в восьми работают исключительно на государственные деньги (см. подробнее: Сергей Мартынов. «Госкорпорация «Светлый образ»). Подождем результатов. Опять-таки – транспарентность, полная открытость (по Виктору Вексельбергу – «нагота») и ведение бизнеса без, условно, прокурорских проверок и «мальчиков с битами» действительно может помочь, пиар-кампании точно не повредят.
И еще об образе России и ее бизнеса за рубежом. Проводивший презентацию глава Edelman Ричард Эдельман (сын основателя этой компании) некоторое время до начала круглого стола общался с собрашимися в кулуарах. Мужественно выслушал долгий рассказ Валерия Кадохова о том, как формируется Совет Федерации и Государственная дума. Казался довольно заинтересованным (впрочем, это наверняка профессиональное), а затем задал главный вопрос – есть ли в Северной Осетии нефть. «Нет, не дал Господь», – развел руками сенатор. «Зато вино хорошее», – удовлетворился ответом господин Эдельман.