будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Хозяйство

Бизнес на доверии

Бизнес на доверии
orel

Бизнесу в России доверяют больше, чем власти. А СМИ – гораздо меньше, чем им обоим. Таковы результаты исследования Trust Barometer компании Edelman, в котором уже во второй раз приняли участие российские респонденты. Результаты для внешнего имиджа российского бизнеса все еще неутешительны. Да и главный вопрос к России – это ее энергетические запасы, в этом практически сошлись и участники круглого стола, на котором презентовалось исследование, и россияне, в нем участвовавшие.

Исследование Trust Barometer проводится компанией Edelman на протяжении 9 лет, с каждым разом расширяя свою географию. В прошлом году впервые в него была включена Россия – и в этом уже можно наблюдать динамику. Основная цель данного исследования – определение уровня доверия к источникам информации и различным общественным институтам: государству, бизнесу, СМИ, НПО, религиозным учреждениям.

В исследовании приняли участие 3500 так называемых «лидеров мнений» из разных стран. К таковым были отнесены люди в возрасте от 35 до 64 лет, имеющие высшее образование, с
семейным доходом в рамках самого высокого квартиля для данной страны, отличающиеся высоким интересом и активным взаимодействием со СМИ, участием в экономической и политической жизни страны. Фактически это срез экономически и политически активного населения, формирующего общественное мнение.

В целом данные нынешнего исследования подтверждают прошлогодние данные, правда, тренд восприятия российского бизнеса на Западе положительный. Россия по уровню доверия к власти и бизнесу находится приблизительно на среднеевропейском уровне. 

В России бизнесу доверилось 42 процента респондентов против 38 у власти. Впрочем, уровень доверия к власти за год значительно подрос на 6 процентных пунктов против прошлогодних 32 процентов. 

Правда, прочие институты такими успехами похвастаться не могут. Если для европейских стран характерно высокое доверие «лидеров мнений»  к неправительственным организациям, то в России НПО доверяют лишь 29 процентов, почти наравне с религиозными институтами и СМИ. Между тем, в ряде европейских стран, включая Великобританию и Германию, уровень доверия к НПО самый высокий.

В рамках обсуждения результатов исследования высказывались соображения, что такое положение НПО в России связано с низким уровнем медийной активности организаций (грубо говоря – об их деятельности становится известно лишь тогда, когда власти начинают их закрывать, как это было, скажем, с «Интерньюс»). Один из участников круглого стола посетовал, что НПО не умеют работать со СМИ, а другой предположил, что все дело в отсутствии харизматичных лидеров у НПО.

Российскому бизнесу за рубежом доверяют чуть больше, чем в прошлом году, но все еще показательно мало. По мнению исполнительного вице-президента РСПП Владимира Передерия,  исправить ситуацию помогают IPO российских компаний и повышение открытости бизнеса в целом. Это действительно так. А пока, как недавно писал «Полит.ру», любой корпоративный скандал выливается в серию «заказных» и «от чистого сердца» статей западных СМИ о «русской мафии», криминальном прошлом «русских олигархов», "власти КГБ над бизнесом" и т.д.

Ситуацию характеризует и последний ежегодный список американского финансового еженедельника Barron's, который включил Сбербанк, «Роснефть» и «Газпром» в список 100 самых уважаемых и авторитетных компаний мира, но только с конца, отведя им соответственно 98-е, 99-е и 100-е места.

К слову о «Газпроме», о котором опрашивали своих респондентов авторы исследования. Уровень доверия к «нашему всему» на Западе остается крайне низким, хотя и несколько подрос. В Великобритании (как это ни странно при некоторой холодности в международных отношениях, образовавшейся в результате «дела Литвиненко» и «дела Британского совета») он вырос аж на 10 пунктов. Правда, с почти незаметных прошлогодних 5 процентов до все еще скромных 15 процентов, соответственно. Виной, полагаю, то, что прошлое исследование проводилось в то время, когда в памяти британского истеблишмента еще был памятен скандал с вытеснением Shell из проекта «Сахалин-2», за которым многим не без оснований виделись интересы вошедшего в прошлом году в проект «Газпрома». Британские деловые СМИ активно освещали подробности скандала (к слову, среди наиболее влиятельных мировых СМИ присутствует и британская ВВС), а уровень доверия к СМИ, в частности - к телевидению,  в Великобритании довольно высок.

Несколько упало доверие к «Газпрому» во Франции (с 15 до 12 процентов), Ниделандах ( с 17 до 14), Швеции ( с 7 до 6).

Для россиян наиболее надежным источником информации, как следует из результатов исследования, является телеканал «Россия». Неудивительно, что уровень доверия к «Газпрому» в России – 65 процентов. Выше только в Китае (71 процент, вырос с 48) – судя по всему, «год России в Китае» не прошел зря.

Российские компании всячески стараются переломить ситуацию с неблагоприятным имиджем. «Газпром» год назад пообещал выделить десяток миллионов на улучшение имиджа за рубежом. «В одном из совместных проектов российского и западного бизнеса (СП по постройке «Северного потока» - «Полит.ру») экс-канцлер Германии занимает ведущую должность. Это показатель, что власть в России ведет диалог с западными партнерами и достаточно открыта», – полагает сенатор от Северной Осетии Валерий Кадохов. Впрочем, по мнению одного из участников круглого стола, в имидже «Газпрома» все-таки слишком «сильна политическая составляющая» (на отрыв образа «Кремля» от «Газпрома» и должна была быть направлена прошлогодняя пиар-кампания).

Пытаются озаботиться образом российских компаний и власти. Как сообщила представительница Минэкономразвития, в пятницу правительство одобрило программу «улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом». Как уже рассказывал «Полит.ру», МЭРТ при разработке программы анализировал опыт других стран. Так, Чехия тратит на пиар $12-13 млн. в год, а Великобритания – $700 млн. В Ирландии за 12 лет работ аналогичной структуры (Агентства по индустриальному развитию) объем иностранных инвестиций вырос с $1 млрд. до $25 млрд. В 14 странах такие агентства созданы при участии государства, а в восьми работают исключительно на государственные деньги (см. подробнее: Сергей Мартынов. «Госкорпорация «Светлый образ»). Подождем результатов. Опять-таки –  транспарентность, полная открытость (по Виктору Вексельбергу – «нагота») и ведение бизнеса без, условно, прокурорских проверок и «мальчиков с битами» действительно может помочь, пиар-кампании точно не повредят.

И еще об образе России и ее бизнеса за рубежом. Проводивший презентацию глава Edelman Ричард Эдельман (сын основателя этой компании) некоторое время до начала круглого стола общался с собрашимися в кулуарах. Мужественно выслушал долгий рассказ  Валерия Кадохова о том, как формируется Совет Федерации и Государственная дума. Казался довольно заинтересованным (впрочем, это наверняка профессиональное), а затем задал главный вопрос – есть ли в Северной Осетии нефть. «Нет, не дал Господь», – развел руками сенатор. «Зато вино хорошее», – удовлетворился ответом господин Эдельман.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).