В 2006 году был зафиксирован рекорд размещений российских компаний на западных биржах. Аналитики считают, что это исторический максимум. Обозреватели «Полит.ру» увидели три варианта русского IPO – бессмысленного и беспощадного.
Размещений больше не будет
2006 год стал годом наибольшего подъема процесса размещения акций российских компаний на западных площадках. Больше по валовому показателю, по всей видимости, россиянам уже не удастся.
Аналитики Citigroup, в частности, посчитали, что в 2007 году российским компаниям не удастся привлечь на IPO больше денег, чем в 2006-м, а затем волна размещений акций вообще спадет до уровня 2005 года.
Согласно данным обзора, 16 крупных IPO в 2006 году соберут в сумме порядка $20 млрд – данные включают размещение бумаг «Роснефти». На 2007 год запланировано 32 (это уже объявленные размещения) размещения компаний того же уровня. Это, прежде всего, IPO Сбербанка, ВТБ, ГАЗа, «Итеры», «Кузбассразрезугля», «Связьинвеста», Магнитки, «Еврохима». Однако сумма, которую, по мнению Citigroup, профинансируют на IPO фондовые рынки, не превысит $18,4 млрд. А на 2008 год аналитики CGM ожидают резкого снижения и числа размещений, и их сборов: 18 размещений и $4,7 млрд сборов.
В целом это объяснимо – размещать больше будет "нечего". Из крупных российский компаний, которых нет на международных площадках, остаются только некоторые нефтяники, энергетики, металлурги. Остальные компании по оценкам могут привлечь существенно меньше.
Нефтяной стандарт
«Жемчужиной» российских размещений сего года, безусловно, стало IPO нефтяной компании «Роснефть». В июле “Роснефть” провела крупнейшее в России IPO — 15% продано за $10,65 млрд, по $7,55 за акцию — почти по верхней границе ценового коридора ($5,58-7,85). Организаторов IPO и крупнейших покупателей акций три месяца спустя поздравил Владимир Путин.
IPO «Роснефти» предрекали провал. Оно в принципе могло провалиться (по крайней мере пафосная акция под названием «народное IPO», похоже, провалилась), но его спасли «заинтересованные лица». Российские миллиардеры Олег Дерипаска, Владимир Лисин и Роман Абрамович приняли активное участие в покупке акций “Роснефти”. Они вложили в акции компании больше $1 млрд. Кроме того, среди инвесторов организаторы IPO усмотрели и структуры, близкие к “Сургутнефтегазу”.
Мотивацию IPO «Роснефти» никто так и не озвучил. У компаний нефтегазового сектора уровня «Роснефти» обычно не бывает проблем с кредитами. Впрочем, IPO все равно не избавило «Роснефть» от необходимости получать кредиты – на рынке буквально через два месяца после IPO появились первые сообщения, что «Роснефть» привлечет кредит порядка $20 млрд.
Другая трактовка заключается в том, что размещение было «политическим» - хотели завершить процесс до саммита G8 в Петербурге, основной темой которого была энергетическая безопасность. По этой версии, IPO должно было показать транспарентность российского бизнеса. Есть и прочие, более конспирологические теории. Но дело не в этом.
Помощник президента России Игорь Шувалов заявил после размещения, что "В конечном итоге компания (Роснефть) будет приватизирована, рано или поздно. В срок от 3 до 10 лет она будет частной". Шувалов должен отдавать себе отчет в том, что никто не уверен, будет ли через 3 года вообще «Роснефть», но это - уж точно обозначает определенный тренд в развитии российского бизнеса – следом за «огосударствлением» должен наступить период вторичной, «правильной» приватизации.
Хотели слияние – получили размещение
В незримой борьбе – слияние или размещение – первенство получили все-таки размещения. Дело, безусловно, не в валовых цифрах – объемах сделок и размещений. Виден вполне конкретный тренд – российский бизнес не вызывает доверия и сливаться с российскими компаниями западным не очень-то хочется. Россиян по степени привлектельности обошел даже индус Лакшми Миттал. Причем, не в Казахстане, где индийская компания работает уже 10 лет и не на «оранжевой» (тогда еще) Украине, а в Западной Европе.
Решение идти на IPO было принято Мордашовым после неудавшегося слияния с люксембургской Arcelor летом этого года. Тогда люксембургская компания Arcelor пригласила Алексея Мордашов на роль дружественного покупателя, сделка с которым защитит компанию от поглощения со стороны Mittal – основного владельца «Северстали». По первому варианту соглашения между Arcelor и «Северсталью», объявленному 26 мая, Мордашов должен был получить 32,2% акций Arcelor в обмен на 89,6% акций «Северстали», а также свои доли в американской Severstal North America и итальянской Lucchini. Кроме того, он обязался заплатить 1,25 млрд. евро наличными. Российский бизнесмен получал посты президента совета директоров и председателя комитета по стратегии Arcelor, а также право выдвигать 6 из 18 членов совета директоров. По условиям соглашения Arcelor и «Северстали», соглашение могло быть заблокировано, только если против него проголосует более 50% от общего числа акционеров. Против соглашения проголосовало около 57 процентов акционеров люксембургской компании.
Получилось следующее – после провала слияния с Arcelor «Северсталь» тут же объявила о размещении акций на Лондонской бирже. В сентябре «Северсталь» объявила о размещении 85 миллионов дополнительных обыкновенных акций, или 8,4 процента увеличенного капитала. Разместились вроде бы успешно и планируют направить деньги на развитие бизнеса.
Размещение, правда, пришлось проводить при неблагоприятных условиях. Параллельно на бирже размещались еще две крупные компании металлургического сектора – Трубная металлургическая компания и Челябинский цинковый завод.
По мнению аналитиков, размещение при такой неудачной конъюнктуре было вызвано тем, что у «Северстали» была задача разместиться в этом году, поскольку дальше ждать с выходом на IPO уже не имело смысла. Предстоящий квартал 2006 года будет сопровождаться снижением спроса, а следующий год будет предвыборным, и непонятно настроение инвесторов: останутся ли они в России или будут постепенно выводить капитал. А дальше и вовсе наступит 2008 с его переменами в российской политической элите и состоянием неопределенности среди российских бизнесменов.
Не до IPO
Летом компания «Уралкалий» вдруг засобиралась на биржу. Причем на Лондонскую. Наняли консультантов, попытались организовать. Но сильно переоценили свой бизнес и ожидания, в результате, не совпали с мнением инвесторов о компании.
Ситуация на рынке была нестабильная, компания сильно «провисала» по финансовым показателям из-за ценовой войны с китайскими потребителями. К тому же, как говорят эксперты, рынок решил, что «русских» достаточно. «Уралкалий» отказался от IPO в самый последний момент, как говорят, в силу волевого решения владельца компании Дмитрия Рыболовлева. Возможно стратегические партнеры дали бы Рыболовлеву «настоящую цену», но тут в Березняках случилось ЧП – рудник «Уралкалия» залило водой. Ущерб составил что-то вроде сотен миллионов долларов (не по самым, правда, оптимистичным оценкам).
При всем богатстве выбора..
Альтернативы, действительно, нет. Российский бизнес так или иначе становится более прозрачным и даже публичным. «Грюндерский» период уходит (в целом) в прошлое. Рейдеры – самые страшные – превращаются в мирных девелоперов, закрытые компании – в публичные.
Правда, IPO в Лондоне все еще сильно смахивают на «модные шмотки», смысл которых заключается, прежде всего, в статусе, а не в развитии бизнеса. Станет ли IPO настоящим инструментом для российских компаний (а не самоцелью) – это вопрос будущих размещений.