Госсектор экономики претерпел ряд значимых изменений в 2006 году. Речь идет о том явлении, которое традиционно обозначается как «усиление присутствия государства в принципиальных для экономики отраслях». «Полит.ру» сосредоточил на наиболее ярких позитивных и неоднозначных примерах усиления государственного участия в российском бизнесе.
См. также:
Михаил Захаров. Холдинги на башнях
На взлет!
Государственники традиционно были озабочены состоянием российского авиастроения. Правда, в 90-е годы все более ратовали за подъем авиастроения коммунисты и прочие лоббисты ВПК. В 2000-х стало понятно, что гражданского авиастроения как такового может не остаться, если не сделать ряд самоочевидных шагов – направить инвестиции в эту отрасль, сменить менеджмент некоторых предприятий и наладить кооперацию с зарубежными производителями гражданских самолетов. Далее предполагается поиск рынков и ниш для российского гражданского авиастроения, но это следующая стадия.
В 2006 году был зафиксирован переход из состояния бесконечного обсуждения к конкретным действиям. Пока, правда, только на бумаге. В феврале 2006 года президент Владимир Путин подписал указ о создании открытого акционерного общества Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). 2 ноября корпорация была учреждена правительством. Совет директоров создаваемой Объединенной авиастроительной корпорации возглавил вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов.
Предполагается, что компания объединит предприятия военного и гражданского авиастроения, будет определять модельный ряд, а также обеспечивать государственную поддержку. Уставный капитал ОАК при учреждении составит 96,72 млрд рублей, а госдоля в первичной эмиссии превысит 90%. Общая стоимость активов будущего авиастроительного гиганта оценена примерно в 120 млрд рублей, или $4,5 млрд.
В ОАК войдут акции ОАО «Туполев» (65,8 %), ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (38 %), ОАО «Межгосударственная авиастроительная компания «Ильюшин» (86%), ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» (100%), ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина» (25,5%), ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова» (25,5%), ОАО «Внешнеэкономическое объединение «Авиаэкспорт» (15%), ОАО «Финансовая лизинговая компания» (58%), ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (38%), ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут».
Ожидается, что перед ОАК может возникнуть вопрос, кому продавать самолеты российского производства. Вопрос этот, скорее всего, может быть связан с отсутствием тех моделей, которые больше всего нужны рынку – среднемагистральных и «локальных» лайнеров. Однако понятно, что первые шаги в подъеме российских самолетов в воздух сделаны. Окажется ли ОАК эффективным инструментом для поставленных перед авиационной отраслью целей и сможет ли эффективно заработать механизм взаимодействия с европейцами – это вопрос, которым стоит задаться уже в 2007 году.
См. также:
Консолидация высокого полета в $4,5 млрд
Атомный Ренессанс
Атомная промышленность была гордостью отечественной энергетики. Согласно недавнему опросу ВЦИОМа, 24% россиян полагают, что экономический рост нашей страны обеспечит ядерная энергетика, 28% респондентов соотносят его с электроэнергетикой. Необходимо подчеркнуть, что за год электроэнергетика переместилась в рейтинге наиболее перспективных отраслей с пятого на второе место: если в сентябре 2005 года ее считали потенциальным лидером экономики 13% опрошенных, то сейчас - 28%. Аналогичным образом изменилось и отношение к ядерной энергетике: количество россиян, отдавших ей предпочтение, увеличилось в два раза.
Однако на деле все не так хорошо, как хотелось бы видеть россиянам. Косвенные последствия Чернобыльской катастрофы оказались для отрасли более серьезными, чем следовало бы ожидать. За все постсоветские годы в эксплуатацию было введено всего 3 энергоблока. На сегодня доля атомной энергии в «энергетической корзине» России составляет порядка 15 процентов. В то время как в мире, по словам главы Росатома Сергея Кириенко, происходит ренессанс атомной энергетики, и в среднем в развитых странах доля атомной энергии в общем объеме производства электроэнергии составляет 32%. Видимо, какой-то важный поворот в этой сфере Россия ухитрилась пропустить.
Как и в случае с авиастроением стало понятно, что атомная отрасль без координации со стороны государства существовать практически не может, да и инвестиции и заказы отрасли вряд ли может дать кто-либо кроме государства (или иностранных государств, что в любом случае подразумевает господдержку). В 2006 году произошел перелом - правительство приняло решение инвестировать в атомную индустрию 55 миллиардов долларов до 2015 года (такого объема инвестиций, кстати, российские «частники» просто не потянут). Показательно, что только 25 миллиардов из этой суммы пойдут из бюджета, а остальные 30 миллиардов – это либо заемные средства, либо средства, инвестированные из прибыли самих предприятий атомного комплекса. Таким образом, по словам аналитика «Тройки Диалог» Михаила Стискина, по масштабам инвестирования атомная отрасль страны станет одним из основных направлений в российской промышленности.
Законодательная основа для реформирования и последующего развития атомной энергетики будет в ближайшее время. В начале декабря Госдума одобрила в первом чтении законопроект о реформе атомной энергетики России и создании государственного холдинга под рабочим названием «Атомэнергопром», 100% акций которого будет владеть государство. Входящие в холдинг структуры будут также полностью акционированы, но со 100-процентным государственным участием. То есть произойдет преобразование ФГУПов в АО, все акции которых будут переданы «Атомэнергопрому».
Предполагается, что «Атомэнергопром» станет крупной корпорацией полного цикла, обладающей всеми технологическими пределами ядерного энергетического комплекса, включая добычу урана и фабрикацию топлива, производство электроэнергии, строительство АЭС в России и за рубежом, атомное машиностроение, проектные и научные организации. При этом обогатительные компании будут входить в головную компанию нового атомного холдинга напрямую. Это было обязательным требованием министерства обороны, которое имеет свои интересы в ядерной сфере. В то же время структуры по переработке и утилизации отработанного ядерного топлива пока решено не вводить в состав «Атомэнергопрома».
В дальнейшем государственный протекционизм может серьезно помочь и с занятием зарубежных рынков. Одним из знаковых событий года стало возвращение госконтроля в ключевых сегментах атомной энергетики, в частности доведение госпакета акций в ЗАО «Атомстройэкспорт» до 50,2%. Компания в 2006 году победила в тендере на строительство АЭС «Белене» в Болгарии и достигла предварительных пока договоренностей по продолжению сотрудничества на Китайских и Индийских площадках.
Как и в случае с авиастроением – ренессанс отрасли – вопрос будущего, но явно обозначен интерес государства к развитию атомной энергетики и развитию высокотехнологичных отраслей в целом.
Бесполезное пришествие
Правда, в ряде случаев вторжение государственных компаний в частный сектор невозможно описать в терминологии оптимизации работы и увеличения уровня инвестиций. Типичный пример 2006 года – политика по проникновению в ряд отраслей ФГУП «Рособоронэкспорт», которую сложно объяснить сколь-либо рационально с точки зрения увеличения эффективности работы отрасли или необходимости присутствия в отрасли государственных компаний.
Государственный «Рособоронэкспорт» в конце прошлого года получил контроль над крупнейшим российским автопроизводителем «АвтоВАЗом», а в этом - над крупнейшим в мире производителем титана «Корпорацией ВСМПО-Ависма». Председателем совета директоров обеих компаний стал глава ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов.
Выходцы из »Рособоронэкспорта» еще в декабре 2005 года взяли «АвтоВАЗ» под контроль. Тогда громким событием стало досрочное прекращение полномочий прежнего совета директоров и избрание его нового состава. Многие из 12 человек, вошедших в новый совет директоров, оказались близки госструктурам, в том числе «Рособоронэкспорту», так что по сути тогдашнее собрание утвердило переход компании под контроль государства. По слухам, прежнего директора компании Каданникова настойчиво попросили уйти в аппарате Игоря Сечина. Тогда же стало известно, что Роспром готовит стратегическую программу для «АвтоВАЗа» и российского автопрома в целом. В документе «АвтоВАЗ» был назван «национальной государственной корпорацией».
Осенью «Рособоронэкспорт» завершил сделку по приобретению 66% акций «ВСМПО-Ависмы». При этом Чемезов скромно подчеркнул, что пока «Рособоронэкспорт» не заинтересован в получении оставшейся части предприятия. По его словам, «имеющегося пакета вполне достаточно для того, чтобы государство осуществляло контроль за объемом выпускаемой продукции и способствовало наращиванию темпов производства для нужд авиакосмической промышленности».
Председателем совета директоров «ВСМПО-Ависмы» глава «Рособоронэкспорта» стал 7 ноября. Членами совета директоров «ВСМПО-Ависмы» избраны три прежних члена совета, а также четыре представителя «Рособоронэкспорта».
Непонятно, какие мотивы были у РОЭ, когда компания принимала решение о подобных инвестициях. Практически никаких успехов на «АвтоВАЗе» не зафиксировано, более того, не озвучено даже внятной стратегии развития предприятия, кроме пока туманных СП с западными производителями.
С «ВСМПО-Ависмой» ситуация еще краше. Компания прекрасно работала и безо всякого РОЭ: у нее уже были многолетние контракты с ведущими производителями самолетов (Boeing и Airbus). Сохранение за многолетним директором Тетюхиным поста гендиректора компании после прихода РОЭ, прежде всего означает, что никаких особенных наработок в сфере управления компанией у РОЭ нет, как нет и особого недовольства прежним менеджментом компании. По сути, РОЭ просто выдавил прежних собственников из компании и это сложно объяснить какими-либо стратегическими или государственническими интересами. Складывается впечатление, что «Рособоронэкспорту» просто захотелось поучаствовать в определенных отраслях и прикупить, используя административный ресурс, несколько перспективных активов.
См. также:
Титанические усилия "Рособоронэкспорта"
Газовое преображение
В декабре нефтяная компания Shell согласилась передать корпорации «Газпром» контроль над проектом «Сахалин-2». Согласно договоренности между исполнительным директором Shell Йеруном ван дер Веером и главой «Газпрома» Алексеем Миллером, Shell сохранит блокирующий пакет акций «Сахалина-2» в размере не менее 25%. Победа «Газпрома» стала следствием длительной «осады» «Сахалина-2», в которой главным инструментом выступил Росприродназдор в лице Олега Митволя. Похожим образом «Газпром» практически выдавил ТНК-ВР с Ковыктинского месторождения. Осталось лишь определить, на каких условиях российский газовый монополист войдет в проект.
Еще одним важным событием для «Газпрома» стало принятие закона «Об экспорте природного газа». «Газпром» стал единственной компанией, имеющей исключительное право экспортировать весь российский газ, за исключением добытого на условиях соглашения о разделе продукции (СРП – устанавливает для иностранных инвесторов льготные условия для добычи полезных ископаемых в России).
«Газпром» - компания специфическая. Самая крупная по капитализации из российских компаний, газовая монополия все чаще использует методы, которые сложно назвать конкурентными. Используя неконкурентные преимущества – близость властным структурам, значимость компании для экономики страны - «Газпром» зачастую претендует на то, чтобы в ряде случаев страну заменить государство – провоцирует «газовые войны» с соседними государствами (что в определенной степени неплохо: ведь продавать газ по низкой цене хуже, чем по высокой), использует - пускай и косвенно - государственных чиновников в собственных целях. Между тем, как госчиновникам положено, прежде всего, следить за соблюдением правил игры, а не игрой на одной, пусть и лучшей, стороне. Менеджерам госмонополии стоило бы запомнить: несмотря на иезутский принцип, цель далеко не всегда оправдывает средства.
См. также: