Желание экс-спецпредставителя президента Юсуфова войти в капитал аэропорта «Домодедово» - далеко не первый опыт семьи Юсуфовых в бизнесе. По неофициальным данным, Юсуфовы могут действовать в интересах ВТБ. Для «Домодедово» сделка могла бы позволить разрулить ситуацию с постоянными атаками на бизнес.
Бывший спецпредставитель президента по международному энергетическому сотрудничеству Юсуфов готов заплатить за блокпакет акций аэропорта «Домодедово» 1 миллиард долларов. Это означает, что оценка аэропорта — 4 млрд. Меж тем ранее аналитики оценивали его от 2 до 5 млрд долларов.
Такая сделка не очень хорошо может сказаться на IPO аэропорта, которое по планам компании должно было состояться в этом году. Оценка Юсуфова не позволит продать акции дороже, только дешевле.
Активность семьи Юсуфовых на рынке слияний и поглощений довольно велика. Сын Юсуфова в апреле приобрел пакет акций экс-главы Банка Москвы. После наезда государственного ВТБ на банк его совладельцу ничего не оставалось, как расстаться с акциями со значительным дисконтом. Ранее он также стал владельцем немецких верфей Wadan Yards, которые производят ледоколы.
Складывается впечатление, что оперируют Юсуфовы чужими средствами, приобретая активы в интересах третьих лиц. То есть выступают операторами средств и формальными держателями активов, в то время как реальные бенефициары находятся в тени. В случае с «Домодедово» блокпакет может быть интересен тем, кто на аэропорт в последние месяцы активно наезжал.
У аэропорта «Домодедово» вновь обострился конфликт с неведомыми гринмейлерами в конце прошлого года. С большим задором федеральные СМИ рассказывали о проблемах аэропорта: предновогодних сорванных вылетах. В деле пригодился и январский теракт: после него президент Медведев возложил ответственность в том числе и на менеджмент аэропорта (см. также Коммерциализация террора), а Генпрокуратура занялась проверкой того, кто владеет «Домодедово». Аэропорт в ответ ускорил подготовку к проведению размещения акций на бирже.
И раскрыл информацию о собственниках: было объявлено, что конечным бенефициаром аэропорта является его менеджер Дмитрий Каменщик (ранее СМИ в качестве совладельца еще называли Валерия Когана).
По слухам, при покупке акций банка Москвы Юсуфов-младший выступал в качестве представителя ВТБ. Если и покупка блокпакета «Домодедово» Юсуфовым-старшим совершается в интересах той же бизнес-структуры, то получается, что менджмент госбанка приобретает еще один крупный актив. Причем, не в профильной банковской отрасли, а совсем чужой для ВТБ аэропортовой.
Интервенция банка в разные бизнес-сферы может производиться и в интересах частных лиц — например, менеджмента ВТБ, которые хотят поучаствовать в бизнесе лично, не покидая при этом госменеджерских должностей.
Для «Домодедово» сделка в общем вынужденная. Наличие в капитале мощного экономического игрока (кто бы он ни был) позволяет успешнее обороняться при дальнейших информационных атаках на бизнес. Уменьшение рисков силового отъема бизнеса через вхождение влиятельного миноритария — не универсальный метод.
К тому же все можно переиграть. Стремясь защитить бизнес от давления Михаил Ходорковский вывел ЮКОС на биржу и готовился к слиянию с «Сибнефтью» близкого власти Романа Абрамовича. Что не спасло ни компанию, ни самого бизнесмена. Когда команда, близкая, как считается, нынешнему вице-премьеру Игорю Сечину, чего-то хочет, она этого добивается.