За последние 10 лет «бензиновые кризисы» возникали в разных регионах России много раз, и каждый раз оказывалось, что для них нет серьезных оснований. Как видно из таблицы 1, доля внутреннего потребления в производстве бензина в стране никогда не превышала 90%, а дизельного топлива вообще производится в два раза больше, чем это нужно для внутреннего рынка.
Вид топлива | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 (прогноз) |
Автобензины | 82,9% | 81,6% | 83,3% | 87,1% | 86,9% | 90,4% | 88,8% | 90,5% | 88,9% | 89,1% |
Дизельные топлива | 43,1% | 42,6% | 45,0% | 46,1% | 42,5% | 45,4% | 48,2% | 48,3% | 46,0% | 40,2% |
Всего | 56,9% | 56,2% | 58,3% | 60,1% | 57,9% | 60,7% | 62,1% | 63,3% | 61,0% | 56,3% |
Примечание – прогноз на 2014 год здесь и далее сделан на основе данных ЦДУ ТЭК за 8 месяцев 2014 года.
Откуда же в некоторых регионах вдруг появляются очереди за бензином и растут цены? Общей причиной локальных проблем с поставками бензина и дизтоплива является неравномерный рост производства и потребления моторных топлив в разных регионах России. Так что локальные проблемы на бензиновом рынке объясняются «болезнью роста», как это бывает у маленьких детей.
В России строятся новые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). На всех «старых» НПЗ идет реконструкция. Во время наладки и пуска новых установок снижается производство моторных топлив. В период пуска нового оборудования возможны аварии и остановка технологических линий. Кроме того на заводах идут плановые ремонты и регламентные работы.
В Минэнерго РФ постоянно действует штаб по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов. На очередном заседании штаба 14 ноября 2014 года представитель ЦДУ ТЭК сообщил, что ситуация с топливом на территории РФ стабильна, предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель. Представители ЦДУ ТЭК в ходе заседания отметили, что в течение недели продолжилось сезонное снижение оптовых цен на бензин и дизельное топливо.
На заседании штаба представитель ОАО «НК «Роснефть» сообщил о возобновлении работы Ачинского НПЗ и подтвердил готовность завода произвести до конца месяца отгрузку 30 тысяч тонн автомобильных бензинов. В свою очередь, представитель ОАО «Газпром нефть» проинформировал участников штаба о завершении ремонта технологических установок Московского НПЗ в соответствии с графиком — 27 ноября 2014 года.
Специалисты говорят, что при запуске нового оборудования сначала ломается то, что может, а затем то, что не может сломаться. Только поле этого оборудование работает штатно. Если все сразу начинает работать, то жди большой аварии. К сожалению, кроме этого в период пуска нового оборудования действует и «человеческий фактор», а попросту – халатность.
Из-за халатности подрядчиков на Ачинском НПЗ 15 июня произошла авария, и по ноябрь не работало производство высокооктановых бензинов. Из таблицы 2 видно, что производство автобензинов в Сибирском федеральном округе (СФО) снизилось. Владельцы независимых от ВИНК АЗС заговорили о бензиновом кризисе в Сибири.
Холдинг | НПЗ | Автобензин | Дизтопливо | ||
2013 | 2014 | 2013 | 2014 | ||
Газпром нефть | Омский | 4,6 | 4,6 | 6,3 | 6,4 |
Роснефть | Ангарский | 1,3 | 1,5 | 2,7 | 2,6 |
Роснефть | Ачинский | 1,2 | 0,7 | 2,0 | 1,1 |
НефтеХимСервис | Яйский | 0,0 | 0,0 | 0,2 | 1,0 |
Всего по СФО | 7,1 | 6,7 | 11,2 | 11,2 |
Могло ли это привести к дефициту бензина и дизтоплива в СФО? Да ни в коем случае! В таблице 3 показано соотношение производства и потребления автобензинов и дизтоплив в СФО в прошлом году и сейчас. Из таблицы видно, что в регионе производится в два раза больше топлив, чем потребляется. Временная остановка Ачинского НПЗ не могла разбалансировать рынок. Что же произошло на самом деле?
Показатель | Автобензин | Дизтопливо | ||
2013 | 2014 | 2013 | 2014 | |
Производство | 7,1 | 6,7 | 11,2 | 11,2 |
Потребление | 4,6 | 4,7 | 5,4 | 5,2 |
На самом деле просто произошел сбой поставок бензина и дизтоплива на некоторые автозаправочные станции (АЗС) СФО. Недостаток бензина коснулся независимых владельцев АЗС, и они сразу заявили о дискриминации со стороны НПЗ, принадлежащих компаниям Роснефть и Газпром нефть.
Между тем, владельцы независимых АЗС в поисках дешевого бензина постоянно меняют поставщиков, что делает их работу нестабильной. В результате при отключении одного из поставщиков они часто оказываются без бензина, в чем сами и виноваты. Если бы в СФО действительно возник топливный кризис, то подскочили бы цены на бензин и дизтопливо. Однако этого не произошло, то есть кризис был только в работе управляющих независимыми АЗС.
Растущий бензиновый рынок страны постоянно меняется и это в полной мере относится к Сибири. Сейчас на рынок моторных топлив СФО выходит новый поставщик – Яйский НПЗ (завершение строительства - 2017 год). Продолжается рост потребления моторных топлив в СФО в целом, причем в разных районах динамика различна. Схема поставок бензина и дизтоплива меняется и это следует учитывать владельцам АЗС.
В этих условиях рынку необходим координатор, иначе локальные «бензиновые кризисы» продолжительностью в 2-3 недели неизбежны. Таким координатором мог бы стать департамент балансов энергетических ресурсов СФО. Как известно из истории, нерегулируемый рынок всегда скатывается к кризису. Зачем же наступать на старые грабли?
В понедельник 10 ноября 2014 года многие жители столицы почувствовали запах сероводорода. В надзорные органы посыпались жалобы. Московская полиция возбудила уголовное дело по факту выброса сероводорода. Нарушителю может грозить наказание от штрафа 80 тысяч рублей до исправительных работ сроком до года.
Представители МЧС и Мосэкомониторинга главным подозреваемым назвали Московский нефтеперерабатывающий завод, входящий в ОАО «Газпром нефть». Ряд политиков и экспертов выступили в СМИ с заявлением о том, что Московский НПЗ является бомбой замедленного действия и его необходимо вывести за черту города. Кто-то даже заявил о необходимости остановки завода, не смотря на то, что его вина не доказана.
Необоснованные и необдуманные заявления журналистов и политиков часто наносят большой вред рынку бензина. Если власти прислушаются к таким заявлениям, это может вызвать локальный бензиновый кризис. Попытаемся разобраться, к чему могла бы привести остановка Московского НПЗ.
В Центральном федеральном округе (ЦФО) есть три крупных производителя моторных топлив: Московский НПЗ, Рязанский НПЗ и Ярославский НПЗ. Вместе они в текущем году должны произвести 7,6 миллионов тонн автобензина и 11,1 миллионов тонн дизтоплива, причем 30% из них приходится на Московский НПЗ (таблица 4).
Холдинг | НПЗ | Автобензин | Дизтопливо | ||
2013 | 2014 | 2013 | 2014 | ||
Газпром нефть | Московский | 2,5 | 2,9 | 2,1 | 2,5 |
Роснефть | Рязанский | 3,3 | 2,9 | 4,1 | 4,2 |
Славнефть | ЯНОС | 2,4 | 1,8 | 4,4 | 4,3 |
Всего по ЦФО | 8,3 | 7,6 | 10,6 | 11,1 |
Собственное производство моторных топлив в ЦФО обеспечивает потребление дизтоплива, но не обеспечивает потребление автобензина (таблица 5). Недостающий автобензин завозят из Нижнего Новгорода, из Башкортостана и с белорусских НПЗ.
Показатель | Автобензин | Дизтопливо | ||
2013 | 2014 | 2013 | 2014 | |
Производство | 8,3 | 7,6 | 10,6 | 11,1 |
Потребление | 9,5 | 9,7 | 9,1 | 9,0 |
Рынок бензина в московском регионе достаточно сложен. Остановка Московского НПЗ могла бы вызвать очередной никому не нужный «бензиновый кризис». Так что и политикам, и журналистам надо сначала как следует думать, а потом только делать предложения.
Очевидно, что в московском регионе необходимо увеличить производство моторных топлив. На Московском НПЗ это сделать невозможно, поэтому хорошо бы построить новый НПЗ вдали от крупных поселений. Такие попытки уже были, например, в конце 1990-х годов был заложен Коломенский НПЗ мощностью 4 миллиона тонн нефти в год. К сожалению, тогда «инвесторы» вырыли только котлован, а затем скрылись с полученными кредитами. Безусловно, разрешение на реализацию такого проекта можно давать только крупным компаниям, имеющим достаточный кадровый потенциал и собственные средства.
Рустам Танкаев, Генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Советник Председателя Правления Союза нефтегазопромышленников России»