будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия экономика малый бизнес
Июль 4, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Большие перспективы небольшого бизнеса

Большие перспективы небольшого бизнеса
mikola
Малый бизнес. Источник: Фото: mikolamolot.ru

В России с недавних пор широко распространилось мнение, что у нас вряд ли когда-нибудь разовьется малый и средний бизнес. Обоснований этому взгляду дается, как правило, два – историческое и современное.

С исторической точки зрения, атака на бизнес, предпринятая большевиками сначала в 1918-1920 годах, а потом, в конце 1920-х годов, его полное закрытие, а еще позже – борьба с разного рода незаконным предпринимательством — не оставили никаких шансов на его возрождение. «Историческая память народа» все это хорошо запечатлела, поэтому, хотя политический и экономический режимы сильно поменялись, снова рисковать никто не хочет.

Что же касается современности, то курс государства на развитие крупных корпораций и удушение мелких и средних компаний не оставляет им шансов и сейчас. Причем удушение производится не то чтобы специально, а в силу действия, например, особенностей налоговой системы, которая адаптирована для крупных компаний, и совершенно неудобна для малых.

Несмотря на эти вполне весомые аргументы, мы все-таки рискнем предположить, что на российском экономическом поле место найдется для всех.

Если произвести классификацию малого и среднего бизнеса, то в его составе можно выделить, как минимум, три группы. Первая - это ремесленные предприятия (в странах Европы сохранившиеся еще чуть ли не со Средневековья), крестьянские (фермерские) хозяйства и торговые предприятия (лавки, магазины и рынки). Вторая группа – это предприятия, которые возникли после выделения (разделения) одной крупной компании на несколько самостоятельных. Причем, если на Западе такое разделение производилось в отношении крупных корпораций-монополистов, то в России – в отношении отраслевых министерств и ведомств. И, наконец, третья группа – это предприятия, возникшие как реакция на неповоротливость крупного бизнеса, который не производит тот или иной товар или услугу, хотя она востребована рынком. Не производит или потому, что он ее «не видит», или ему не выгодно организовывать производство из-за незначительного размера спроса.

Уже из этой классификации видно, что соображения о невозможности восстановить в нашей стране малый бизнес относятся, в основном, к первой группе. Хотя, конечно, у нас есть и ремесленные предприятия, и фермерские хозяйства, и небольшие магазины, но их деятельность носит вспомогательный, даже можно сказать — декоративный характер.

В самом деле, и в аграрно-промышленном комплексе, и в торговле у нас уже давно взят курс на крупные предприятия, охватывающие своей сетью всю страну с перспективами зарубежной экспансии; а что касается ремесленных мастерских, то это в основном ремонт изделий, выпущенных крупными компаниями, особенно тех, что уже сняты с производства и для которых даже запчастей не выпускается. Поэтому сфера их деятельности крайне ограничена и возможности для развития практически отсутствуют.

Что касается предприятий второй группы (их, скорее всего, можно отнести в категорию средних, хотя со временем они могут стать и крупными), то на их создание ушло все двадцать пореформенных лет и конца краю этой работе еще не видно. Слишком большое «наследство» оставила нам советская экономика, чтобы можно было за такой, относительно короткий исторический интервал времени его полностью освоить. Тем не менее, в этом направлении работа ведется, и кое-что мы хорошо видим и знаем. Например, «Российские железные дороги» и операторы подвижного состава вместо прежнего Министерства путей сообщения, авиационные компании вместо Министерства авиационного транспорта, и, соответственно, автотранспортные предприятия вместо Министерства автомобильного транспорта.

Поэтому если посмотреть на процесс создания средних (и иногда малых) предприятий методом разукрупнения больших отраслевых конгломератов, то надо будет сказать, что у нас все здесь происходит более или менее успешно, поэтому говорить, что у среднего бизнеса «нет перспектив» или что он не развивается, совершенно не правильно. Он вполне себе развивается, хотя, конечно, не так быстро, как хотелось бы.

А вот что касается третьей группы, то в этом случае проблем, действительно, хватает. У нас полным-полно людей с хорошими идеями и с техническими навыками, которые позволят довести идею до стадии готового продукта. Но вот дальше начинаются трудности. Продукт надо предложить потребителю. Если он будет принят, то организовать производство, и для всего этого необходимо финансирование с непонятными сроками возврата и доходности.

На Западе, опять же, достаточно давно существует инфраструктура венчурного финансирования такого рода проектов, не говоря уже о консультантах по ведению бизнеса. С консультантами у нас, правда, все в порядке, но вот с остальным немало трудностей, и как их преодолевать, не всегда понятно.

Поэтому для нас в ближайшее время, скорее всего, будет оптимальным вариант, по которому малый бизнес подстраивается к деятельности корпораций и становится их поставщиком, производя для них те виды комплектующих, которые им самим производить невыгодно. А взамен корпорации, наряду с самим заказом, предоставляют поставщикам из малого и среднего бизнеса финансирование и, если понадобится, производственные мощности.

Если этот вариант развития малого и среднего бизнеса получит широкое распространение, то тогда бизнес-среда будет развиваться очень активно и генерировать новые товары, работы и услуги, так необходимые для постоянного развития экономики.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).