Первые полосы изданий заполнены материалами об антикризисном плане, разработанном Правительством России. Различных отраслей кризисные явления коснулись в разной степени и в разный момент. О серьезных проблемах в российской авиационной отрасли аналитики писали еще в сентябре. Среди причин кризисных явлений тогда отмечали ослабление рубля, санкции, кризис у смежников — в туристической отрасли — и потерю значительной части рейсов на Украину.
С тех пор ситуация изменилась только к худшему — рубль ослаб еще сильнее, да и санкции стали все больше ощущаться за счет фактической потери возможности системообразующими российскими банками занимать деньги на мировом рынке, что отражается на их собственной возможности кредитовать и перекредитовывать.
Рациональный выход из ситуации сформулировал в начале декабря генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев: "На самом деле нам надо договориться и часть емкостей вывести - всем авиакомпаниям, - сказал он. - Тогда мы их (самолеты, - прим ТАСС) поставим на бетон - да, мы будем за это (лизинговые и прочие платежи, - прим ТАСС) платить, мы поднимем цены (на билеты, - прим ТАСС), но все это компенсируется". Еще тогда же о действиях в этой логике заявили «Трансаэро» и UTair.
Так по данным «РБК», с середины прошлого года в UTair действует программа сокращения затрат. По ней она избавилась от части нерентабельных маршрутов. А еще собирается сократить количество самолетов с 117 до 71 и вертолетов – с 143 до 39.
Вопреки высказываниям гендиректора, в обратной логике действует главный перевозчик страны. В своем отчете по итогам первых одиннадцати месяцев 2014 года компания указывает на «опережающий рост провозных емкостей». За одиннадцать месяцев 2014 года ОАО «Аэрофлот» ввело в эксплуатацию 13 самолетов и вывело — семь (не учитывая перемещений в рамках группы). И это в ситуации, когда процент занятости пассажирских кресел в ноябре 2014 года составил 71,8% для группы и 73,0% по компании.
Изменилась основа подхода, если в начале декабря речь шла о консолидации усилий в отрасли, то к концу месяца «Аэрофлот» обратился в правительство с просьбой не поддерживать компанию UTair, которая оказалась в наиболее сложной финансовой ситуации. Отрасли, «которая и без того находится на грани кризиса», от этого, по мнению руководства «Аэрофлота» и примкнувшей к нему «Сибири» (S7), будет только хуже.
Похоже, сократить сократить емкости авторы письма решили за счет того, что третий по величине перевозчик на российском рынке – «Ютэйр» - объявит себя банкротом. «Аэрофлот» и «Сибирь» (S7) даже предложили правительству бесплатно перевести 80% пассажиров авиакомпании, намекая, что их увеличенных мощностей на это точно хватит.
Заметим, что правительство, похоже, не склонно прислушиваться к рекомендации компаний, предлагающий расчистить для себя рынок такими методами. Вице-премьер Аркадий Дворкович в кулуарах Давосского форума рассказал о возможных формах поддержки отечественных авиаперевозчиков: «Мы обсуждаем два инструмента поддержки. Во-первых, госгарантии по кредитам, которые выдаются этим компаниям. Это сильнодействующий инструмент, поскольку повышает заинтересованность банков урегулировать проблемы. Во-вторых, субсидирование внутрироссийских маршрутов. Мы готовы подумать о расширении линейки субсидируемых маршрутов, чтобы сделать полеты по этим направлениям безубыточными для компаний. Цена этой меры с точки зрения бюджета очень небольшая - это сотни миллионов рублей, максимум 1-2 млрд, и такие средства можно изыскать, зато в итоге плюс и для пассажиров, и для компаний».
Его рекомендации самим компаниям выдержаны в том же духе, что их собственные антикризисные программы: сами компании должны «рационализировать парк и маршруты, снижать издержки, искать возможности, чтобы обеспечить операционную безубыточность хотя бы через несколько месяцев».
23 января Дворкович также сообщил, что правительство расширит практику субсидирования маршрутов. «Скорее всего, пойдем на введение льготной ставки НДС по внутренним авиационным перевозкам, - рассказал он. - Это, кстати, может применяться и на пригородных железнодорожных перевозках». Кроме того, правительство рассматривает варианты, как снизить темпы роста издержек, которые связаны с аэропортовыми сборами, топливом и другими видами деятельности.
Позицию авторов письма можно было бы счесть борьбой за чистый и свободный рынок без искажающих его действий государства, если бы не специфика положения «Аэрофлота». По словам авиационного эксперта, научного сотрудника НИУ Высшая школа экономики Андрея Крамаренко, «нынешнее относительно сносное положение «Аэрофлота» связано с тем, что он получает роялти, объем которых составляет около $700 млн в год, что при текущем курсе валюты является очень хорошими деньгами. Без этих денег, получаемых без единого усилия, убыток крупнейшего перевозчика страны в 3,5 млрд руб., о котором он сообщил в начале декабря, был бы примерно в 12 раз больше».
Оценки размеров роялти приводятся различные. По данным «Эксперта», это порядка $500 млн, но сама суть происходяшего не меняется. Благополучие главного авиаперевозчика во многом строится на выплатах зарубежных авиакомпаний за использование или транссибирского коридора. И к эффективности работы «Аэрофлота» эти деньги не имеют никакого отношения. Имея подобную «подушку безопасности», можно в остальном настаивать на правилах свободного рынка и отсутствии помощи компаниям, пострадавшим от нынешнего экономического кризиса.
Виктор Петров