Исполнитель - А.Никольский
СодержаниеВведениеВажнейшим событием осени стало окончательное принятие Земельного кодекса, вводящего право собственности на землю. Следующим этапом должна стать разработка закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Во внешнеторговой сфере ожидается некоторое снижение таможенных пошлин на ряд товаров. В то же время продолжается ужесточение порядка таможенного оформления, в результате чего цена "входа" во внешнеторговую деятельность становится все выше.
В области валютного контроля продолжается борьба за либерализацию валютных операций. В частности, Минэкономразвития выступает за поэтапную отмену обязательной продажи валютной выручки, сокращение числа органов валютного контроля и за сокращение числа "разрешительных" операций.
Продолжается создание единого тарифного органа на базе Федеральной энергетической комиссии. Руководитель ФЭК Г.Кутовой намерен сосредоточить в своем ведомстве максимум полномочий, что вызвало трения с рядом министерств. В сфере реформирования естественных монополий крупных событий не произошло, если не считать обострения конфликта между РАО ЕЭС и ФЭК и заведения уголовного дела на Н.Аксененко.
Внешнеэкономическое и валютное регулированиеОбщее внешнеэкономическое регулированиеТаможенный кодексПроект нового Таможенного кодекса все еще не согласован окончательно между ГТК и Минэкономразвития, заявил председатель ГТК Михаил Ванин. Он сказал, что есть 4 основные разногласия. В частности, ГТК считает, что за таможенными органами надо сохранить право быть органом валютного контроля, а также право осуществления оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, ГТК считает, что определение таможенной стоимости может быть закреплено в Налоговом кодексе и не настаивает, чтобы это было отражено в Таможенном кодексе. Эту же позицию занимает и Минфин, заметил М.Ванин. И четвертое разногласие связано с тем, что таможня считает, что надо сохранить принцип безвозмездного обеспечения транспортными организациями (аэропорты, вокзалы и др.) таможенных органов помещениями.
Председатель ГТК подчеркнул, что проект Таможенного кодекса, разработанный его ведомством, получил позитивную оценку со стороны ряда международных организаций, включая Всемирную торговую организацию, Всемирную таможенную организацию, в ЕС и др.
Премьер-министр Михаил Касьянов выразил неудовлетворение в связи с тем, что работа над новой редакцией Таможенного кодекса "неоправданно затянулась". Об этом он заявил, выступая на торжественном заседании, посвященном Дню таможенника. По словам М.Касьянова, в правительстве придают огромное значение новому Таможенному кодексу. В этой связи премьер-министр намерен в ближайшее время дать поручение соответствующим ведомствам завершить работу над этим документом как можно скорее.
ВТОПо расчетам специалистов Минэкономразвития, Россия может вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) в первой половине 2003 года. Об этом сообщил руководитель департамента тарифной политики и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития А.Кушниренко. По его словам, сейчас в переговорах по вступлению России в ВТО существует три основных блока вопросов: по доступу на российский рынок товаров, по доступу услуг и по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Если переговоры по товарам, которые ведутся с февраля 1999 года, будут идти с той же интенсивностью, что и сейчас, они могут быть завершены уже к июлю 2002 года, отметил А.Кушниренко. Переговоры по доступу на рынок услуг "в их существенной части, по сути, только начались", сказал глава департамента, но они тоже могут пройти быстро, так как интересы зарубежных партнеров лежат в основном в небольшом количестве сфер. Это финансы, банковская деятельность, телекоммуникации, транспорт и ряд других. Однако процесс приведения российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО пока только начался, подчеркнул А.Кушниренко, и некоторые страны выдвигают по этому поводу требования, которых "вообще не существует в ВТО".
Правительство в ближайшие несколько месяцев намерено принять меры для приведения законодательства в соответствии с нормами ВТО, сообщил премьер-министр Михаил Касьянов. Вступление в ВТО для России является "глобальной целью", сказал М.Касьянов.
Генеральный директор компании "Российский алюминий" Олег Дерипаска считает опасным "чрезмерно быстрое открытие российской экономики миру". По его мнению, российская экономика может серьезно пострадать в случае скорого вступления России в ВТО.
Минэкономразвития рассматривает меры по поддержке российских экспортеров при вступлении России во Всемирную торговую организацию. Об этом сообщил замглавы министерства Максим Медведков на конференции "Россия, ВТО и интересы бизнеса". По его словам, программы поддержки отечественного экспорта, разработанные в начале 90-х годов, не подходят для вступления в ВТО, поскольку они в основном предусматривали прямое государственное субсидирование экспортеров. "А это как раз то, за что наши предприятия сейчас выметаются с мирового рынка", - сказал он.
По словам замминистра, сейчас рассматривается возможность помощи экспортерам по трем направлениям. Во-первых, это "инфраструктурная поддержка экспортеров через систему российских торговых представительств", которые открыты в 89 странах мира. Речь идет о том, что государство возьмет на себя расходы на информационно-аналитическую поддержку при выходе предприятий на новые для них зарубежные рынки. По словам М.Медведкова, любой экспортер при выходе на зарубежный рынок "несет очень большие расходы" - на сбор информации об объемах рынка, денежных потоках на нем, основных игроках и другой подобной информации. Во-вторых, сейчас рассматривается вопрос страхования экспортных рисков. Сейчас, по словам замминистра, механизм этого страхования разработан и существует две российские организации, которые этим занимаютсяэто Росэксимбанк и Росэксимгарант. "Они пока не работают активно по ряду причин", - отметил М.Медведков. В-третьих, сейчас решается вопрос "торгово-политического обеспечения экспорта". В Минэкономразвития действует специальная структура, которая занимается так называемыми "торговыми войнами". Она помогает предприятиямэкспортерам снизить ущерб от ограничения российского экспорта в разные страны. "Сейчас 26 стран приняли более 130 ограничительных мер по ввозу российских товаров на их рынки", - подчеркнул М.Медведков.
Отечественных предпринимателей надо подготовить к работе в условиях открытого мирового рынка продукции еще до вступления России в ВТО, заявил первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ А.Свинаренко. "На мировом рынке товаров и услуг действует жесткая конкуренция, поэтому следует заранее проанализировать, какие отрасли, производства и технологии готовы к предстоящему снижению или отмене импортных таможенных пошлин, и решить, как помочь отстающим по качеству отраслям стать экспортоориентированными", - подчеркнул А.Свинаренко.
Вопрос придания России статуса страны с рыночной экономикой может быть решен в течение года, заявил министр торговли США Дональд Эванс. По его словам, над этим вопросом в США в настоящее время активно работают. Эта тема является одним из приоритетов сотрудничества между Россией и США, подчеркнул министр.
Внешнеторговый оборот и таможенные сборыВнешнеторговый оборот России в январе-августе 2001 года увеличился по сравнению с январем-августом прошлого года на 8,8% и составил 94,3 млрд долларов, сообщили в Государственном таможенном комитете РФ. Внешнеторговый оборот РФ со странами дальнего зарубежья составил 76,8 млрд долларов (рост на 8,7 проц), со странами СНГ - 17,5 млрд долларов (рост на 9,1 проц). Сальдо торгового баланса сложилось положительным в размере 41,7 млрд долларов (за соответствующий период 2000г. - положительное в размере 44,3 млрд долл).
Таможенные органы должны будут в 2002г. обеспечить поступление 560 млрд. руб. или более 30% всех поступлений в бюджет, сообщил глава главного управления федеральных доходов Гостаможкомитета РФ Эльчин Сафаров. Ранее предполагалось, что на долю таможни придется 27% всех поступлений, но после увеличения доходной части бюджета задание для ГТК было увеличено на 8,5 млрд руб. В основном дополнительный сбор будет обеспечиваться за счет российских экспортных поставок.
Валютный контрольМинистерство экономического развития и торговли выступает за поэтапную отмену обязательной продажи валютной выручки, сокращение числа органов валютного контроля и за сокращение числа "разрешительных" операций. Как сообщила замглавы пресс-службы Минэкономразвития Галина Воронченкова, в рамках рабочей группы по подготовке законопроекта "О валютном регулировании и валютном контроле", в которую входили представители Минфина и Минэкономразвития, удалось согласовать большинство важных технических и концептуальных моментов, но осталось три серьезных разногласия, которые в рамках группы не были урегулированы.
Во-первых, эксперты Минэкономразвития не согласны с предлагаемым Минфином сохранением обязательной продажи 50% валютной выручки и считают, что процесс отмены этой нормы должен идти поэтапно - с начала 2003 г. обязательная продажа должна составлять 25%, а с начала 2004г. - полностью отменена. Во-вторых, Минэкономразвития выступает за сокращение до двух операций капитального характера, требующих разрешения ЦБР или правительства, а именно - превышение срока коммерческого кредита, предоставляемого резидентом нерезиденту в оплату свыше 360 дней и предоставление финансовых коммерческих кредитов резидентами нерезидентам в размере свыше 10 млн. долл. Минфин предлагает утвердить 6 операций капитального характера, которые требуют получения того или иного разрешения. В-третьих, разногласия существуют и в вопросе, какие организации относить к органам валютного контроля. Минфин предлагает сохранить существующий порядок, когда органами валютного контроля являются и ГТК, и налоговые органы, и Минфин, и Минэкономразвития, и ЦБР. В Минэкономразвития занимают позицию, что органами валютного контроля должны быть только ЦБР и еще один уполномоченный правительством орган.
По всем остальным положениям законопроекта на рабочей группе по его подготовке разногласия были практически сняты, в частности, по отнесению к валютным ценностям (валюта РФ исключена из этого понятия), по организации внутреннего валютного рынка, по открытию счетов (в то же время в Минэкономразвития отмечают, что юрлицам можно разрешить открывать счета в странах, принявших законы о противодействии отмыванию средств), о сроке возврата валютной выручки для всех товаров в 360 дней, кроме нефти, нефтепродуктов и природного газа, для которых этот срок устанавливается в 90 дней, о возможности введения президентом по ходатайству правительства и ЦБР особого порядка проведения операций капитального характера сроком на 180 дней в случае кризисных ситуаций и др.
Рабочая группа по подготовке проекта закона "О валютном регулировании и валютном контроле" больше собираться не будет. Все разногласия должны быть разрешены на высшем уровне. Законопроект находится на контроле у премьер-министра Михаила Касьянова и в ближайшее время у него должно пройти специальное совещание по этому вопросу (запланированное на 29 сентября совещание не состоялось), которое определит какая концепция будет окончательно принята.
В преддверии внесения в правительство обновленного закона о валютном регулировании и валютном контроле Минфин отправил в аппарат Белого дома концепцию изменения валютного законодательства. Этот документ объясняет, почему обещанная валютная либерализация откладывается, и называет новые сроки отмены ограничений - через 3 - 5 лет, сообщила газета "Ведомости". По мнению Минфина, на нынешнем этапе достаточно подготовить более качественный по своей структуре закон "О валютном регулировании", который не будет означать мгновенной либерализации валютных операций, а лишь создаст предпосылки для последующих послаблений. В новом варианте закона система регулирования станет более прозрачной.
Однако на деле, как признается в концепции, в законе будут зафиксированы только те послабления, которые уже были предприняты в последнее время самим Центробанком. Обязательная продажа валютной выручки и разрешительный порядок проведения большинства видов капитальных операций признаются необходимыми. Правда, оговаривается то, что контроль за капитальными операциями может начинаться только с определенной суммы. Но в документе эта планка не установлена. После принятия такого закона предполагается, что чиновники будут вести мониторинг ситуации и время от времени вносить в текст либеральные поправки, например снижать, если сочтут нужным, 50%-ный норматив обязательной продажи валютной выручки.
Однако полная отмена норматива и снятие всех валютных ограничений, как написано в концепции, могут состояться через 3 - 5 лет. Эти сроки в Минфине объясняют тем, что валютная либерализация должна идти параллельно с другими процессами - банковской реформой и переходом на международные стандарты бухгалтерской отчетности. По мнению замгендиректора холдинга "Интеррос" Сергея Алексашенко, такой подход на самом деле означает, что либерализация откладывается на неопределенные сроки, "главное - не делать сейчас, а там разберемся", объясняет он логику чиновников. А что касается опасений за платежный баланс, то, по мнению С.Алексашенко, эта угроза существует в голове у чиновников, а не в планах либерализации. Ведь действующие ограничения все равно легко обходятся, и их отмена на текущей ситуации никак не отразится, пишет газета.
Таможенные пошлиныНовая редакция импортного тарифа вступит в силу с 1 января 2002 г. Об этом заявил председатель ГТК Михаил Ванин. По его словам, новая редакция предусматривает дальнейшую унификацию и оптимизацию импортного тарифа, причем предполагается дальнейшее снижение таможенных пошлин на ряд товаров. Как предполагается, в новой редакции таможенного тарифа будут снижены ставки пошлин на отдельные виды фруктов с 10 до 5% от таможенной стоимости, на видеомагнитофоны и видеокамеры - на 5%, будут введены комбинированные ставки на кинескопы, скорректированы ставки на деревянную мебель, где будет снижена специфическая составляющая в евро за кг. М.Ванин, кроме того, заявил, что хотя предложение ГТК о снижении импортной пошлины на телевизоры с 20 до 15% пока не прошло, "мы будем добиваться его принятия, так как это было поручение президента".
Председатель ГТК заявил, что в 2002 г. будет продолжена борьба с недостоверным декларированием ввозимых товаров. "Мы готовим дальнейшие неприятности для использующих серые схемы импорта", - сказал он. В частности, в следующем году по всей территории России будет развернута новая информационная система, позволяющая осуществлять контроль за оформлением всех товаров, имеющих маленькую 5% ставку ввозной пошлины, которые чаще всего используются для прикрытия ввоза товаров по более высокой ставке.
Россия с 1 октября продлила "на постоянной основе" действие увеличенной в августе ввозной пошлины на некоторые виды новых автомобилей с объемом двигателя 1000-1500 куб. см. Как сообщается в пресс-релизе ГТК, ставка ввозной таможенной пошлины на "новые прочие" транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом двигателя более 1000 куб. см., но не более 1500 куб. см. составляет 25% от таможенной стоимости, но не менее 1,2 евро за 1 куб. см. Ранее эта ставка была введена на срок с 11 августа до 30 сентября.
Коллегия Министерства энергетики на заседании 24 октября решила внести предложения по изменениям и дополнениям в Налоговый и Таможенный кодексы, в том числе об отсрочке уплаты НДС и таможенных пошлин на ввозимое импортное оборудование для нефтепереработки в качестве мер государственной поддержки. Отмечено, что в последние годы в нефтеперерабатывающей отрасли наблюдался спад.
С 1 января 2002 года в России, как ожидается, будут вновь снижены ввозные пошлины на технологическое оборудование. Об этом сообщил председатель ГТК М.Ванин. По его словам, речь идет "об оборудовании, аналоги которого не производятся в России, например, о технологических линиях для производства детского питания или покрасочных линиях для автомобильной промышленности". М.Ванин напомнил, что с 1 октября уже были снижены с 15-20% до 5% таможенные пошлины на импортное технологическое оборудование для машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Как отметил глава ГТК, с 1 января таможенные тарифы "планируется снизить еще раз".
Кроме того, М.Ванин сообщил, что таможня "работает над тем, чтобы с 1 января были введены обновленные пошлины еще на целый ряд товаров, в частности, на электронику и фрукты".
Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговли и таможенно-тарифной политики приняла решение об отмене экспортной пошлины на золото. Необходимость отмены экспортной пошлины на золото, которая ранее составляла 5 процентов, продиктована снижением мировой цены на этот драгоценный металл и необходимостью уменьшения фискальной нагрузки на золотопромышленников.
Правительство приняло решение о введении в четвертом квартале этого года сезонной пошлины на ввоз сахара-сырца. Решение о необходимости введения в четвертом квартале этого года сезонной пошлины на сахар-сырец в размере 40%, но не менее 0,12 евро за 1 кг было принято на заседании правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.
Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговли и таможенно-тарифной политики 23 октября повысила ставку импортной пошлины на рис с 5% до 10%. Подобное решение объясняют трудностями российских производителей риса. Изменение пошлины позволит также увеличить налоговые поступления в федеральный бюджет до уровня 7 миллионов долларов в год, сообщили источники, близкие к комиссии.
Таможенное оформлениеГТК стремится создать систему, при которой экспортом и импортом занимались бы несколько "избранных" структур. Например, руководителю ГТК М.Ванину приписывают изобретение системы так называемых олигархических складов временного хранения, на которые предлагается завозить товар отраслевым ассоциациям импортеров, созданным по инициативе ГТК. Таможенные декларации, выданные на "олигархических" СВХ, не проверяются таможенными постами. В результате политика ГТК все в большей степени направлена на дискриминацию небольших компаний - участников внешнеэкономической деятельности. Под подозрение попадают не только теневые фирмы-однодневки, но и некрупные участники ВЭД в целом. При этом не учитывается, что торговля немассовыми и высокотехнологичными товарами на первых этапах не может идти в больших объемах, а дискриминация небольших фирм приводит к ухудшению предпринимательского климата в стране и закреплению неблагоприятной структуры российской внешней торговли.
Председатель ГТК Михаил Ванин сообщил, что более 70% дохода бюджета по таможенным платежам дают 5% участников внешнеэкономической деятельности. Таким образом, подчеркнул он, "можно говорить о наличии огромного числа фирм-однодневок, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, и поэтому задачей ГТК будет продолжение работы по борьбе с фирмами-однодневками". В то же время М.Ванин заявил, что ГТК создает благоприятный климат для добросовестных участников внешней торговли. Так, по его словам, для 300 внешнеторговых организаций созданы условия, когда они могут пользоваться "зеленым" и "сверхзеленым" коридором, то есть когда оформление их товаров производится в режиме "день в день" с минимальным количеством документов. Председатель ГТК надеется, что в 2002 г. количество добросовестных участников ВЭД увеличится. В настоящее время ГТК ведет большую работу с представителями международных деловых кругов, которые являются источниками для предоставления информации о добросовестных участниках ВЭД.
По мнению газеты "Коммерсантъ", руководителю ГТК М.Ванину удалось добиться серьезных сдвигов в работе российской таможни. По информации "Коммерсанта", при экс-председателе ГТК А.Круглове была создана полумафиозная система "серой растаможки", когда таможенные пошлины выплачивались не в соответствии с таможенным тарифом, а в виде фиксированной суммы с каждой "фуры". М.Ванин, пишет "Коммерсантъ", не стал идти по пути В.Драганова, который попытался сломать систему "серой растаможки", чем вызвал саботаж со стороны рядовых таможенников, падение сборов, и был в результате уволен. С помощью ряда жестких действий М.Ванин смог поднять цену "серой растаможки" с $5-6 тыс. за "фуру" до $25-30 тыс. В результате "серый" импорт многих товаров стал невыгоден и объем "белого импорта" резко возрос.
Новое положение ГТК о таможенном режиме таможенного склада вступило в действие 13 октября. Как сообщается в пресс-релизе ГТК, положение составлено с учетом международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Теперь, в частности, становится возможной передача прав пользования, владения или распоряжения товарами, в отношении которых введен таможенный режим таможенного склада. Кроме того сокращен перечень товаров, помещение которых под таможенный режим таможенного склада запрещено. Одновременно установлен перечень товаров, хранение которых возможно только на таможенных складах закрытого типа. В положении четко определена процедура рассмотрения заявления на учреждение таможенного склада и выдачи соответствующей лицензии с учетом оценки финансового состояния лица, претендующего на ее получение. Также детально прописан порядок таможенного оформления товаров при их помещении под таможенный режим и выпуске с таможенного склада, определен порядок хранения товаров на таможенном складе с введением новых форм учета и отчетности. Положение также упорядочивает требования к обустройству помещений, предназначенных для хранения товаров на таможенном складе, а также процедуры таможенного оформления.
Конституционный суд (КС) рассмотрел запрос ГТК о разъяснении постановления КС от 14 мая 1999 года в отношении двух статей Таможенного кодекса. Как заявил на заседании КС начальник правового управления ГТК Сергей Истомин, суды, как правило, признают действительными сделки купли-продажи автомобилей, не оформленных на таможне в установленном порядке, а их владельцев - добросовестными приобретателями, у которых невозможно конфисковать купленные товары. "Таким образом, таможенники практически лишены возможности исполнять постановление КС о том, что ГТК имеет право конфисковывать контрабандный товар", - отметил С.Истомин. Постановлением КС от 14 мая 1999 года признаны соответствующими Конституции РФ 131-я и 380-я статьи Таможенного кодекса. В частности, в данных статьях указывается, что "товары, транспортные средства и иные предметы могут быть конфискованы независимо от того, принадлежат ли они нарушителю на праве собственности или переданы ему в управление или пользование". Кроме того, в соответствии со 131-й статьей Таможенного кодекса "запрещается пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено".
Северо-Западное таможенное управление распространило Письмо от 28.09.2001 ¦01-28-40/14625ф, в соответствии с которым территориальным таможням при проведении досмотра "необходимо обеспечить фотографирование товаров с возможностью идентификации товара по ГТД и приложением фотографий к акту таможенного досмотра". По мнению импортеров, остается неясным каким образом надо обеспечить фотогрофирование грузов, чтобы в последствии можно было идентифицировать их по фотографии. Дело в том, что многие грузы запакованы в стандартную тару и не поддаются идентификации по фотографии.
Возврат НДС Министерство по налогам и сборам подготовило предложения по изменению системы возврата экспортного НДС, сообщил министр по налогам и сборам Геннадий Букаев. По его словам, для традиционных добросовестных экспортеров срок возврата экспортного НДС можно сократить до 1 месяца (сейчас установлен единый срок в 3 месяца). Для других экспортеров, где требуется проверка предоставленных ими документов, срок возврата НДС может быть установлен до 6 месяцев. Для тех экспортеров, в отношении которых вскрыты факты мошенничества и возбуждены дела, должен быть открытый срок (бессрочный) до завершения дела и рассмотрения в суде, сказал министр. Он отметил, что если будет доказано, что экспортер действительно осуществлял экспорт продукции в указанных объемах, то НДС ему будет возвращаться с процентами. Если же требование экспортера о возврате НДС было неправомерным, то он должен уплатить налог с учетом всех причитающихся пени. Кроме того, МНС предлагает ввести такой документ, как паспорт экспортного товара. Введение этого документа позволит налоговым органам заранее до его выдачи провести проверку налогоплательщика на добросовестность, сообщил Г.Букаев. Министр подчеркнул, что "в отношении возврата НДС мы предлагаем идти по пути ужесточения администрирования, и это надо было сделать еще раньше".
Федеральная служба налоговой полиции намерена усилить контроль за возвратом НДС экспортерам. Как сообщил директор ФСНП Михаил Фрадков, ФСНП создала совместно с министерством РФ по налогам и сборам "неформальную рабочую группу", которая занимается этой проблемой. "Юристы тех структур, которые настаивают на возврате НДС, достаточно умело защищаются в судах", - отметил глава ФСНП. По его мнению, должна быть усилена административная и уголовная ответственность за злоупотребления в сфере возврата НДС. "Доходит до того, что сумма, требуемая к возврату из бюджета, зачастую превышает объем экспорта", - добавил М.Фрадков.
Внешнеэкономическое регулирование в сфере ТЭК Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и в таможенно-тарифной политике приняла решение сохранить пока на действующем уровне ставку вывозной таможенной пошлины на нефть. Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть составляет 23,4 евро за тонну. Члены комиссии считают нецелесообразным изменять ставку пошлины, поскольку необходимо устранить несовершенство уже вступившего в силу закона "О внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса и проект закона "О таможенном тарифе". По этому закону ставка экспортной пошлины на нефть с учетом текущих цен на мировых рынках может составлять сейчас до 27,1 евро за тонну, однако некоторые пробелы в законе могут позволить оспорить такое решение в суде. По старой шкале, которой ранее руководствовалось правительство, ставка экспортной пошлины (по результатам мониторинга цен нефти "Юралс" в августе-сентябре) должна быть равна 22,1 евро за тонну. Комиссия решила ускорить процесс рассмотрения в Госдуме соответствующих поправок в новый закон.
Председатель правительства Михаил Касьянов подписал постановление N706 о снижении экспортной пошлины на природный газ с 10% от таможенной стоимости, но не менее 5 евро за 1 тыс кг, до 5% от таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 тыс кг. Новое постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Решение о снижении экспортной пошлины на газ было принято 24 сентября на заседании комиссии правительства по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Как сообщил тогда журналистам пресс-секретарь вице-премьера - министра финансов А.Кудрина Геннадий Ежов, эта мера связана, в частности, со вступившими в силу с 10 сентября 2001г. изменениями в Налоговый кодекс, согласно которым отменена налоговая льгота на отбензиненный сухой газ и нефтяной попутный газ, оценивавшаяся примерно в 15 млрд руб. На принятое решение также повлияло определенное снижение экспортных цен на природный газ.
Министр энергетики Игорь Юсуфов объявил о введении балансовых заданий по поставкам мазута на внутренний рынок. В октябре нефтяным компаниям необходимо оставлять в стране 80% от общего производства этого продукта. Еще в августе крупнейшие нефтяные компании обратились в правительство с предложением на период отопительного сезона ввести балансовые задания по поставкам мазута на внутренний рынок, но не повышать до запретительного уровня вывозные пошлины на него. В конце сентября пошлину было решено увеличить с $20 до $32 за тонну (с 1 ноября). Как сообщил Игорь Юсуфов, из 4 млн т мазута, ежемесячно производимого в стране, 1,1 млн будет резервироваться для РАО ЕЭС, 2,1 млн поступят на свободный рынок, где его смогут покупать предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), и 800 тыс. т остается компаниям для экспорта. По словам министра, РАО к 1 октября запасло 24,1 млн т жидкого топлива, тогда как планировалось только 20 млн т. Однако ЖКХ по этому показателю существенно отстает.
Аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский считает, что правительство, напуганное прошлогодними энергетическими кризисами, стремится создать "двойной-тройной запас прочности". По его словам, мазута в стране производится вдвое больше, чем потребляется, поэтому проблема не в недостатке топлива, а в отсутствии финансовой дисциплины в регионах, где бюджетные деньги, выделяемые на энергетику, часто используются не по назначению. Балансовые задания, говорит он, выгодны прежде всего РАО ЕЭС: через полтора-два месяца НПЗ начнут затовариваться мазутом и компании будут продавать его по низким ценам. Эксперт отмечает также, что с ноября, когда в силу вступила пошлина, доходность экспорта мазута для большинства российских НПЗ сравнялась с доходностью поставок на внутренний рынок. Средняя экспортная цена мазута в III квартале составила $108, а внутренняя - $70-80.
Минэнерго рассмотрело вопрос об увеличении квоты на экспорт мазута во второй половине октября 2001г., сообщил источник в нефтяных кругах. Нефтяные компании обратились с просьбой об увеличении квоты на экспорт мазута в связи с его избытком на внутреннем рынке.
Минэнерго подготовило проект постановления правительства о передаче функций по вопросу доступа к экспортным нефтепроводам от правительственной комиссии к межведомственной. Об этом сообщил источник в Минэнерго. Ранее вопросом доступа к экспортным нефтепроводам занималась межведомственная комиссия по главе с 1-м заместителем главы Минэнерго. Однако, с конца 2000 г. была образована специальная правительственная комиссия во главе с вице-премьером В.Христенко. По данным ПРАЙМ-ТАСС, сейчас проект постановления о передаче функций по вопросу доступа к экспортным нефтепроводам межведомственной комиссии находится на согласовании в заинтересованных министерствах и ведомствах.
Прочее Министерство сельского хозяйства подготовит предложения по протекционизму экспорта зерна и внесет их в правительство, сообщил вице-премьер РФ, министр сельского хозяйства А.Гордеев. "Анализ мирового зернового рынка показывает, что идет жесткая борьба коммерческих компаний при поддержке правительств. Можно говорить, что конкуренция идет не между компаниями, а странами, среди которых США, Канада и Австралия", - полагает А.Гордеев. Он сообщил, что правительство обсуждало возможности оказания аналогичного протекционизма для российских компаний, но не было решено делать ли ставку в этом вопросе на государственные или коммерческие компании. Для возрождения российского экспорта зерна правительство планирует авансировать поставки отечественных сельхозпроизводителей и предостаавлять льготные кредиты для транспортировки и хранения зерна, сообщил А.Гордеев.
Регулирование предпринимательской деятельности Корпоративный кодекс Кодекс корпоративного поведения будет рассмотрен на заседании правительства 29 ноября, сообщил председатель ФКЦБ Игорь Костиков. По его словам, окончательный вариант кодекса будет подготовлен к концу 2001 г., и в начале 2002 г. он будет опубликован. Как заявил И.Костиков на парламентских слушаниях в Госдуме "Роль кодекса корпоративного поведения в развитии российского законодательства", кодекс корпоративного поведения - это "живой документ", который будет постепенно совершенствоваться. В частности, осенью 2002 г. планируется провести публичное обсуждение кодекса и оценить его положительные и отрицательные стороны. В то же время И.Костиков отметил, что некоторые главы кодекса "перекочуют в законодательство".
Заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов заявил, что кодекс корпоративного поведения должен оставаться рекомендательным документом и не носить законодательного характера. Он также считает, что после принятия кодекса "не должна останавливаться работа по корпоративному управлению". В частности, нужно продолжать работу над новой редакцией закона о банкротстве, по реорганизации и ликвидации юрлиц, прорабатывать вопрос о слияниях и поглощениях. А.Шаронов сообщил, что Минэкономразвития начало работу над проектом документа по слиянию/поглощению акционерных обществ, в котором будут определены допустимые меры при слиянии/поглощении АО, а также меры по противодействию поглощения.
Председатель ФКЦБ Игорь Костиков намерен провести в Лондоне обсуждение проекта кодекса корпоративного поведения с руководителями европейских финансовых институтов, представителями бизнес-сообщества, деловых и политических кругов. В ФКЦБ считают, что на завершающей стадии обсуждения проекта и представлением кодекса в правительство представляется значимым мнение и международных экспертов.
Кроме того, представители американского делового сообщества направят в ФКЦБ России свои предложения по Кодексу корпоративного управления. Эта договоренность была достигнута в ходе официального визита председателя И.Костикова в США.
Малый бизнес Отсутствие условий для развития малого бизнеса привело к сокращению этого важного для страны сектора экономики России. Об этом на заседании рабочей группы президиума Госсовета по вопросам поддержки предпринимательства сообщил ее руководитель губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. По его словам, число действующих малых предприятий сократилось в этом году до 880 тыс, что на 1,3% меньше соответствующего показателя прошлого года. В.Сердюков пояснил, что с 90-х годов "развитие малого предпринимательства практически остановлено, не используются возможности для роста производства товаров и услуг, занятости населения, в экономику не вовлекаются значительные ресурсы". Доля малого бизнеса во внутреннем валовом продукте составляет лишь 8%, тогда как в Западной Европе этот показатель превышает 40-50%. В то же время, считает Сердюков, "вклад малого предпринимательства в экономику остается существенным". В прошлом году поступления от этого сектора в бюджет по сравнению с 1999 годом выросли почти в 2 раза, что говорит "о больших возможностях развития малого бизнеса". Задача государства, подчеркнул он, помочь предпринимателям их реализовать. Именно с этой целью Госсовет начал работу над созданием концепции госполитики поддержки малого бизнеса. Ее основные направления - совершенствование налоговой системы, создание эффективных механизмов финансово-кредитной помощи и упрощение процесса регистрации малого бизнеса.
Открывая встречу с руководством комитета "Деловая Россия", Президент В.Путин отметил, что за последнее время государство многое делает, чтобы укрепить законодательную сферу работы малого и среднего бизнеса. Однако, считает он, до сих пор эти сферы подвергаются "необоснованно частым проверкам всякого рода, страдают от зачастую неверного налогообложения". По его словам, малый и средний бизнес за последние годы окреп, "встал на ноги". Причем речь идет о тех сферах производства, которые в системе планового хозяйства были постоянно убыточными, - торговля, туризм, пищевая и легкая промышленность, подчеркнул президент. В.Путин сообщил, что министерство по налогам и сборам, а также Минэкономразвития по его поручению готовят пакет предложений, которые дадут возможность ускорить развитие малого и среднего бизнеса в стране. В то же время, сказал президент, он ждет от предстоящего съезда представителей малого и среднего бизнеса предложений по целому ряду вопросов. В частности, речь идет о развитии международного сотрудничества малых и средних предприятий. При этом президент обратил внимание на повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий малого и среднего бизнеса, отметив, что зачастую продукция этих предприятий пока не выдерживает конкуренции с зарубежными аналогами.
Земельные отношения 10 октября Совет Федерации большинством голосов одобрил Земельный кодекс. Одновременно палатой был принят и закон о его введении в действие. Таким образом после подписания документов президентом 26 октября они вступили в силу. Земельный кодекс, оцениваемый экспертами как "компромиссный", регулирует оборот, в основном, городских земель. Оборот земель сельхозназначения будет регулироваться отдельным законом.
Разработка закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения займет не менее полугода. Об этом заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф. "Преждевременно говорить, что этот закон может появиться к декабрю текущего года. Я думаю, что нам необходимо как минимум полгода для подготовки этого закона", - заявил Г.Греф. В то же время он отметил, что правительство с принятием Земельного кодекса понимает, в каком русле должен быть сформирован новый закон. Комментируя принятие Земельного кодекса, министр отметил, что это позволит направить существенные средства, которые раньше были в теневом обороте и частично шли в карман госчиновников, в бюджеты субъектов и федеральный бюджет. По его словам, теневой оборот земель в России составляет от 1 до 2 млрд долл в год.
Законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения будет передан на рассмотрение правительства в декабре текущего года. Об этом сообщил первый заместитель министра имущественных отношений Д.Арацкий. Как отметил Д.Арацкий, "новый законопроект, прежде всего, должен решить вопрос, связанный с распределением сельхозземель в виде долей". В настоящее время владельцами земельных долей в России являются почти 12 млн. работников сельхозпредприятий, сельских пенсионеров и работников социальной сферы. Всего в общую совместную и общую долевую собственность передано 116,1 млн. га, или более 75% сельскохозяйственных угодий, находившихся до 1991 года в пользовании колхозов и совхозов.
Говоря о существующей проблеме оборота земли в России, Д.Арацкий высказал мнение, что "земля должна вступать в оборот на тех же правилах, что и недвижимость". Он считает также, что необходимо "повысить гарантии прав приобретателей земли, обеспечить максимальную защиту их прав и четко законодательно прописать, когда эти права могут быть использованы населением".
Владимир Путин считает, что переходить к "другим формам землепользования" надо "крайне осторожно по мере укрепления государственных институтов". В качестве примера он отметил, что "за рубежом можно лес купить, но без разрешения нельзя его уничтожить". Президент также сказал: "Надо иметь в виду и социальные проблемы. Первый путь, который изберет собственник для повышения рентабельности и снижения расходов, будет сокращение избыточной рабочей силы, и мы должны подумать, сколько людей может высвободиться и куда они должны уйти". Поэтому, подчеркнул В.Путин, "нельзя в решении этого вопроса допустить спешку. Никто не будет подгонять решение этой проблемы. Делать надо аккуратно, поэтапно и больше предоставлять прав руководителям регионов. Они сидят на земле, и не глупее всех нас. Но предоставляя им права, нужно и выработать рамочные правила, которые бы действовали в условиях всей страны".
Регулирование в сфере телекоммуникаций Госдума в ноябре рассмотрела во втором чтении законопроект об электронной торговле. Об этом сообщил зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике Александр Шубин. Он также сообщил, что до конца этого года будет внесен на рассмотрение в Госдуму в первом чтении законопроект об электронном документе. Также в ноябре Дума рассмотрела законопроект об электронной цифровой подписи во втором чтении.
Новая редакция стандарта "электронной цифровой подписи" (ЭЦП) будет введена в России с середины 2002 года, сообщил заместитель директора ФАПСИ В.Пярин. Новый стандарт ЭЦП обеспечивает высокоскоростную реализацию процедур выработки и проверки электронной цифровой подписи. По мнению замдиректора, создание нового стандарта ЭЦП позволит решить задачу удостоверяющих центров по формированию инфраструктуры управления "открытыми ключами". Предполагается, что иерархия структуры системы удостоверяющих центров будет строиться по централизованному принципу - от региональных удостоверяющих центров к федеральному. "При этом головной удостоверяющий центр должен обладать наивысшим уровнем безопасности и, соответственно, наивысшим уровнем доверия как со стороны пользователей, так и со стороны органов федеральной власти", - сказал В.Пярин.
Реализация федеральной целевой программы "Электронная Россия" позволит увеличить долю сектора информационных технологий в объеме экспорта в несколько раз, заявил министр по связи и информатизации Леонид Рейман. Он считает, что его объем к 2005 г. достигнет 2,5 млрд. долл. Целью программы, которая рассчитана на 2001-2010 гг., является повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления на базе информационно-коммуникационных технологий, реализация технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации. Немаловажной задачей, которая будет решаться в рамках этой федеральной программы, является подготовка кадров.
Реформирование российского телекоммуникационного холдинга АО "Связьинвест" и отрасли связи в целом нуждается в большей прозрачности, заявил министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов. Он напомнил, что в декабре 2000 года правительство России рассмотрело и в целом одобрило концепцию развития рынка услуг связи, предложив, однако, доработать ее с учетом высказанных на заседании замечаний. "Очевидно, она была доработана, но, ограничившись разрозненными поручениями на уровне вице-премьеров, никаким официальным юридическим актом - ни постановлением правительства, ни распоряжением премьера, утверждена не была", - отметил И.Южанов. Между тем, убежден министр, реформирование "Связьинвеста" подобно "тонкой хирургической операции, которая, так же, как в случае с реформами РАО "ЕЭС России" и министерства путей сообщения, нуждается в хорошей подготовке и утверждении соответствующей программы на уровне правительства".
Естественные монополии Единый тарифный орган Формирование единого тарифного органа (ЕТО) завершится к концу октября - середине ноября 2001 года. Такое мнение высказал министр по антимонопольной политике РФ Илья Южанов. По его словам, подготовленный Федеральной энергетической комиссией (ФЭК) проект положения об ЕТО предусматривает наделение единого органа "очень широкими функциями, вплоть до регулирования тарифов на услуги городского транспорта по всей стране". И.Южанов расценил предложения ФЭК как "экономический романтизм".
Глава Федеральной энергетической комиссии Георгий Кутовой ожидает, что в ближайшее время правительство примет пакет постановлений о новых полномочиях этого ведомства. По словам главы ФЭКа, подготовлены проекты трех документов - о перечне продукции, цены на которую будет регулировать ФЭК, о полномочиях ФЭК, положение о Федеральной энергетической комиссии. Предполагается, что ФЭК будет регулировать все тарифы на услуги естественных монополий, кроме тарифов на связь. Г.Кутовой также сообщил, что правительство примет решение о "головной структуре", которая будет регулировать тарифы в сфере производства ядерного топлива для электростанций, аэронавигационного обслуживания маршрутов воздушных судов и деятельности ледокольного флота. По словам Г.Кутового, 17 октября состоялось специальное совещание по этому вопросу в правительстве РФ с участием заинтересованных министерств и ведомств. По итогам этого совещания решено, что ФЭК, Минэкономразвития, Минтранс должны "проработать алгоритм принятия решения в этом вопросе". Глава ФЭКа напомнил, что в настоящее время вопросы, связанные с производством ядерного топлива для АЭС и соответственно тарифами на услуги атомных электростанций, регулируют Минэкономразвития, МАП и Минатом. Деятельностью в области обслуживания воздушных судов и ледокольного флота занимаются МАП, Минэкономразвития и Минтранс.
Федеральная энергетическая комиссия предоставит в ближайшее время в правительство пакет доработанных документов по приданию ФЭК функций единого тарифного органа. Об этом сообщил руководитель ФЭК Георгий Кутовой. По его словам, в пакет войдут положения о ФЭК, документ, определяющий полномочия этого органа, и документ с перечислением всех позиций, которые комиссия будет регулировать.
Министерство энергетики и Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) заключили соглашение о сотрудничестве в целях обеспечения единой государственной политики в области государственного регулирования и контроля деятельности субъектов монополий, входящих в топливно-энергетический комплекс. Как сообщается в пресс-релизе ФЭК, соглашение является результатом совместной работы комиссии и Минэнерго по исполнению указа президента от 4 сентября о передаче Комиссии дополнительных полномочий по регулированию естественных монополий. Данное соглашение позволит ФЭК совместно с Минэнерго более эффективно осуществлять анализ и контроль инвестиционных программ и проектов субъектов естественных монополий, средства на реализацию которых включаются в устанавливаемые тарифы и цены. Помимо этого объединение усилий будет способствовать оперативному взаимодействию по вопросам топливноэнергетических балансов по отдельным видам энергоносителей (тепло- и электроэнергия, транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам для независимых поставщиков газа, а также цены на газ), говорится в пресс-релизе. Со своей стороны Минэнерго будет предоставлять ФЭК топливноэнергетические балансы по отдельным энергоносителям, а также прогнозные и уточненные лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Федеральная энергетическая комиссия России столкнулась с противодействием Минэкономразвития и Минтранса по передаче комиссии дополнительных функций в соответствии с указом президента РФ от 4 сентября. Об этом заявил председатель ФЭК России Георгий Кутовой. Он сказал, что Минэкономразвития выступило против передачи ФЭКу функций по регулированию стоимости ядерного топлива для атомных электростанций, хотя с этим согласились Минатом и МАП. Он также отметил, что против передачи ФЭКу функций регулирования тарифов ледокольного флота, проводки судов по каналам выступил Минтранс. Г.Кутовой вместе с тем сообщил, что ФЭКу России на сегодня удалось уже согласовать передачу дополнительных функций по регулированию тарифов на железнодорожном транспорте в портах и терминалах с другими министерствами.
РАО ЕЭС Минэкономразвития внесло в правительство ряд законопроектов, направленных на реформирование электроэнергетики России, сообщил заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов журналистам. По его словам, в правительство внесены, в частности, проекты законов "О внесении изменений к закону о регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", поправки в Гражданский кодекс, а также проект постановления правительства "О единой национальной электрической сети". Кроме того, Минэкономразвития внесло в правительство записку о выполнении плана мероприятий первого этапа реформирования электроэнергии. Такой документ направляется в правительство регулярно, отметил А.Шаронов. Он также сообщил, что министерство должно внести в правительство проект закона "Об электроэнергетике", для подготовки которого создана межведомственная группа, в состав которой войдут представители Минэкономразвития, МАП, ФЭК, Минэнерго и Минатом.
Касаясь внесения поправок в Гражданский кодекс, заместитель главы Минэкономразвития заметил, что они не содержат новых норм, вносятся лишь "юридические правки". В частности, вводится правило, что за электроэнергию должны платить все на равных условиях - как юридические, так и физические лица. В то же время он подчеркнул, что вопрос об отключении военных объектов, медицинских и других регулируется подзаконными актами.
Согласно проекту постановления правительства "О единой национальной электрической сети", отметил А.Шаронов, в эту систему войдут линии электропередачи (ЛЭП) напряжением 330 кВт и выше, ЛЭП, пересекающие государственную границу России, ЛЭП напряжением 220 кВт и выше, обеспечивающие соединение, параллельную работу энергетических систем различных субъектов России, и ряд других.
Реформирование РАО ЕЭС, которое ранее было частично заблокировано противниками серьезных преобразований в электроэнергетике, столкнулось с очередными трудностями. По мнению газеты "Коммерсантъ", работа по реформе на время переместится из публичной сферы в кулуарную. Одним из последних событий в энергетической сфере стало заявление Федеральной энергетической комиссии (ФЭК), что РАО ЕЭС должно вкладывать средства в строительство электростанций за счет собственных средств и привлечения капитала, а не путем увеличения абонплаты для региональных АО-энерго. Инвестиционный план РАО ЕЭС был заблокирован. Получается, пишет "Коммерсантъ", что РАО ЕЭС, нерыночная в ее нынешнем виде структура, должно использовать рыночные методы для привлечения инвестиций. Какой инвестор в здравом уме решит вкладывать деньги в такую структуру? В обоснование ФЭК ссылается на то, что "предложения РАО о финансировании объектов строительства за счет инвестиционной составляющей в абонплате противоречат правительственной программе реформирования электроэнергетики".
Одновременно ФЭК, видимо действуя по принципу "на войне как на войне", попыталось подорвать финансовое положение РАО ЕЭС, помогая конкурентам энергохолдинга. Так, на заседании ФЭК в середине октября было принято решение увеличить квоту 2002 года "Иркутскэнерго" на поставки электроэнергии на ФОРЭМ в 4 раза. "Иркутскэнерго" не входит в состав РАО ЕЭС и находится в конфликте с ним. Соответственно уменьшаются поставки со стороны АО "Кузбассэнерго", "Новосибирскэнерго" и "Красноярскэнерго" - "дочек" РАО ЕЭС. Причем это решение принято после того, как данные энергокомпании взяли кредиты и уже закупили топливо для производства "урезанной" электроэнергии. Кроме того, ФЭК поддержала "Росэнергоатом" в конфликте с РАО ЕЭС из-за поставок электроэнергии в Грузию. РАО ЕЭС пыталась заставить Грузию платить за электроэнергию по существенно более высоким тарифам, чем внутри России, однако Грузия смогла договориться с "Росэнергоатомом" о поставках дешевой энергии. РАО ЕЭС, в свою очередь, отказалась транспортировать в Грузию "атомную" электроэнергию по своим сетям.
Валентин Завадников покинул пост заместителя председателя правления РАО "ЕЭС России", т.к. он не согласен с теми изменениями, которые были внесены в последние месяцы в модель реформирования РАО ЕЭС. Об этом он заявил в интервью газете "Коммерсантъ". "Плодом моей деятельности стало появление постановления правительства о том, как должна трансформироваться компания. Это осязаемый результат моей работы. Однако я не во всем с итоговым решением согласен и не хочу отвечать за то, что полностью не разделяю", - сказал В.Завадников.
"В документах есть, с моей точки зрения, две вещи, которые усложняют переходный период. Признается наличие естественной монополии РАО. Но как-то стыдливо делается вид, что региональные АО-энерго не являются естественными монополиями. Вторая проблема - растянутость переходного периода. То самое соотношение 5:15, которое, с моей точки зрения, фантастически усложняет переходный период. Получается, что в рамках одного и того же пространства действуют абсолютно разные экономические и технологические принципы. Грубо говоря, у вас крутится генератор, и большая часть вырабатываемой им энергии поставляется, исходя из режима естественной монополии, а меньшая - по рыночным принципам. Я не понимаю, как вы будете фиксировать 20% мощности конкретного генератора с плановых заданий. В этой ситуации появляется человеческий фактор, то, что обычно называют коррупцией", - сообщил бывший зампред правления энергохолдинга.
На вопрос, кому выгодна такая ситуация В.Завадников ответил: "Тем, кому выгодно сохранить как можно дольше ту модель, которая существует сегодня. В первую очередь потому, что можно делать такую вещь - выделенные группы конкретных потребителей. По сути, у нас каждое крупное предприятие может договориться с губернатором, понизить себе тариф, переложив компенсацию за это понижение на плечи других."
Привлечение инвестиций в энергетический сектор России является в настоящее время приоритетной задачей для отрасли. Об этом заявил в Буэнос-Айресе председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, принимающий участие в работе проходящего в аргентинской столице 18-го конгресса Всемирного энергетического совета. Он пояснил, что в ближайшие примерно 10 лет российская энергетика потребует инвестиций в размере 35 млрд долл для строительства и реконструкции объектов, генерирующих электроэнергию и еще 15 млрд. долл. для развития сетевого хозяйства, подстанций. Базовые решения по реструктурированию и либерализации российской энергетики приняты, началась их реализация. Это длительный и сложный процесс, поэтому "невозможно ждать, когда он завершится и только тогда начинать работу с инвесторами", - подчеркнул А.Чубайс. "Привлечение инвестиций - это для нас абсолютно горящий вопрос", - добавил он. В связи с этим доклад главы РАО "ЕЭС" на конгрессе и его многочисленные переговоры здесь были направлены на то, чтобы представить потенциальным инвесторам "разработанный по мировым стандартам перечень из 11 проектов, полностью готовых для практического обсуждения". "Их можно начать реализовывать не через 5-8 лет, а с ноября этого - начала будущего года", - сказал А.Чубайс. Необходимо продемонстрировать инвесторам, что "сегодня существует реальная возможность получения прибыли пусть с большей долей риска, но и с более интересными условиями инвестирования для тех, кто придет первым", - подчеркнул он.
Процесс подготовки документов по созданию единой генерирующей компании атомной энергетики будет идти еще около пяти месяцев. Об этом сообщил заместитель министра РФ по атомной энергии Булат Нигматулин. Как передает пресс-центр концерна "Росэнергоатом", в результате будет создан действенный механизм реализации единой инвестиционной программы, которая предусмотрена в одобренной правительством РФ программе "Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине XXI века". Другим важным моментом реорганизации станет введение единого тарифа на электроэнергию, вырабатываемую на АЭС.
Газпром Вице-премьер Виктор Христенко отверг просьбу "Газпрома" и Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) - тарифы на газ в этом году повышаться не будут. При этом он (впервые за годы реформ) связал вопрос о повышении цен с темпами реформирования газовой монополии. Это значит, что газовый монополист недосчитается в годовом исчислении 22 млрд. руб., сообщила газета "Ведомости". Предправления "Газпрома" А.Миллер требовал повысить тариф на 20% для промышленных потребителей и 25% для населения. "Газпрому" было важно повысить тариф до конца этого года, потому что со следующего правительство вводит строгие лимиты повышения тарифов для естественных монополий, лежащие в основе макроэкономического прогноза и проекта бюджета. Для "Газпрома" максимальное повышение должно было составить 20%. Кроме того, по мнению аналитиков, издержки "Газпрома" в этом году действительно серьезно повысились. Во-первых, у компании пиковые выплаты по внешним заимствованиям (почти $500 млн.). Во-вторых, стоимость амортизации выросла в 2,6 раза - до $2,5 млрд. - в связи с произведенной в начале года переоценкой основных фондов компании.
Тем не менее, вице-премьер Виктор Христенко, заявил, что увеличивать тарифы на газ "необходимо только после обсуждения концепции реформирования газового рынка страны". Концепцию предполагается принять в начале 2002 г.
Консультанты считают это заявление революционным. "Впервые правительственный чиновник увязал вопрос повышения тарифов с необходимостью делать шаги реформирования, и я этим приятно поражен, - говорит аналитик "АТОНа" Стивен Дашевский. - Иначе мы остаемся в нынешнем замкнутом круге безостановочного повышения тарифов при полном отсутствии механизмов стимулирования "Газпрома" на снижение собственных издержек".
По мнению главы компании "Ренова" и члена правления ТНК Виктора Вексельберга, реформы в "Газпроме" пока не начались. "Новая команда должна добиться возникновения самого процесса реформирования. На сегодняшний день в "Газпроме" мы не видим даже этого. В отличие, например, от РАО ЕЭС, где менеджмент имеет четкую схему реструктуризации активов. Я думаю, что для Миллера сейчас самое главное - подготовить "Газпром" к реформе. В дальнейшем же "Газпрому" не обойтись без новых кадровых веяний", - сказал В.Вексельберг.
МПС Проводимое реформирование МПС будет максимально "прозрачным", заявил министр путей сообщения России Николай Аксенеенко. Он отметил, что в области реформирования железнодорожного транспорта России "остается все меньше несогласованных моментов". По словам министра, первый этап реформирования железных дорог закончится в конце 2002 года, и "сейчас работа по реформированию отрасли находится в рабочей плоскости".
По мнению газеты "Ведомости", в результате того, что на Н.Аксененко было заведено уголовное дело, его позиция по реформированию МПС изменилась и он готов идти на уступки. В частности, он согласился, чтобы операторов железнодорожных перевозок лицензировало не МПС, а Минэкономразвития или иной орган. Кроме того, теперь министр готов советоваться с бизнес-сообществом по поводу реформы МПС и будет просить правительство включить членов РСПП в правительственную комиссию по реформе МПС. Основная претензия предпринимателей к МПС - непрозрачность методики установления тарифов.
Генеральный директор "Русского алюминия" О.Дерипаска включен в правительственную комиссию по реформированию железнодорожного транспорта.
ОАО "Российские железные дороги" может быть создано не ранее 1 января 2003г., заявила заместитель министра путей сообщения РФ Анна Белова. Она отметила, что приоритетной задачей первого этапа реформирования железнодорожного транспорта, который должен продлиться до 2003 г., является разделение хозяйственной и регулирующей функций Министерства путей сообщения и создание открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Для того, чтобы решить эту задачу "необходимо внесение изменений в законодательную базу, регулирующую деятельность железнодорожного транспорта".
Прежде всего, по словам А.Беловой, необходимо принятие четырех основных законопроектов, которые имеют первостепенное значение для успешной реализации намеченных преобразований. Речь идет о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте", о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Транспортный устав железных дорог РФ", о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О естественных монополиях", о проекте федерального закона "Об открытом акционерном обществе "Российские железные дороги". А.Белова считает, что данные законопроекты должны быть внесены в Госдуму не позже декабря 2001 г. Если предположить, что в течение весенней сессии они будут приняты, то потребуется еще от 6 до 9 месяцев для того, чтобы завершить все необходимые процедуры и создать ОАО "Российские железные дороги".
Участники "круглого стола" по проблемам законодательного обеспечения структурной реформы железнодорожного транспорта, состоявшегося в Торгово-промышленной палате, считают преждевременным принятие проекта федерального закона о железнодорожном транспорте и Транспортного устава железных дорог РФ. Как отметил на заседании руководитель департамента Министерства транспорта Анатолий Колик, к принятию этих документов "необходимо подходить конструктивно и должен быть достигнут баланс между законом и уставом" о железнодорожном транспорте. "На данный момент этого баланса нет", - сказал он.
Законопроект "О создании ОАО "Российские железные дороги", подготовленный в МПС, предусматривает полное списание всеx долгов железных дорог, в т.ч. перед бюджетами всех уровней.
Первый заместитель министра путей сообщения А.Мишарин сообщил, что на заседании правительства 29 ноября будет рассмотрен пакет законопроектов о реформировании железнодорожного транспорта. В частности, речь идет о внесении изменений в закон "О федеральном железнодорожном транспорте", "О естественных монополиях", а также разработке законопроекта "О создании ОАО "Российские железные дороги". Законопроекты подготовлены созданным в МПС штабом по реформированию отрасли.
Инвентаризация имущества Министерства путей сообщения будет начата с 4 квартала 2001г., сказал А.Мишарин. Кроме проведения инвентаризации к первоочередным мероприятиям в рамках первого этапа структурной реформы железнодорожного транспорта относится подготовка нормативно-правовой базы, а также решение вопроса о реструктуризации кредиторской задолженности МПС и проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности МПС.
Реформа МПС будет проводиться в три этапа: 2001-2002гг, 2003-2005гг., 2006-2010гг. Первый этап предусматривает разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО "Российские железные дороги" (в 100%-ной собственности государства), реструктуризацию кредиторской задолженности предприятий федерального железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты всех уровней. Второй - реорганизация ОАО "РЖД" путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности (пассажирские перевозки дальнего следования, специализированные грузовые перевозки и др.). На третьем в целях привлечения инвестиций для развития отрасли предполагается продажа пакетов акций дочерних обществ ОАО "РЖД".