Всемирный банк обещает замедление мировой экономики. Европа так и вовсе вступает в период стагнации. Это плохо для России, чья национальная экономика завязана на экспорт ресурсов. При этом стимулирование потребления — как источник роста — перестает быть выходом. Нужно повышать эффективность экономики.
Всемирный банк обещает вторую волну кризиса, причем уже скоро, возможно даже в этом году. Богатые, развитые страны более не располагают большими ресурсами, но развивающимся придется еще сложнее. «Полномасштабный кризис вызовет спад более продолжительный, чем два года назад», - цитируют выводы экспертов «Ведомости».
Снижены показатели по мировой экономике в целом и по отдельным странам. Для развивающихся стран рост в 2012 году составит в среднем 5,4 процента, что является «вторым с конца» показателем за последнее десятилетие. Для развитых стран прогноз роста оставляет 1,4 процента, в зоне евро экономика и вовсе сократится на 0,3 процента. Причиной, естественно послужил долговой кризис в Европе, где ситуация с долгами в последние полгода не только не улучшилась, но демонстрировала тенденцию к ухудшению.
Замедление роста мировой экономики, разумеется, скажется и на России. Прогноз роста российской экономики в 2012 году понижен — по сравнению с полугодовалой давности прогнозом — с 4,4 процента до 3,5 процента. Это — базовый сценарий, негативный преполагает еще и снижение цены на нефть, к чему российская экономика крайне чувствительна.
Меж тем в России не все согласны со столь пессимистической оценкой. Накануне глава Минэкономразвития Эльвира Наибиуллина заявила о возможном росте российской экономики на 5-6 процентов в 2012 году, поскольку для этого «есть фундаментальные основания». О такой же задаче заявил уже и министр финансов Антон Силуанов, подчеркнув, что для этого надо переориентироваться с потребительского спроса на инвестиционный.
Впрочем, даже оптимизм чиновников от экономики имеет свои пределы. Та же Эльвира Набиуллина признает, что для роста в 5-6 процентов необходимо обеспечить «кардинальное улучшение делового климата». А зампред Центробанка Алексей Улюкаев так и вовсе на Гайдаровском форуме «Россия и мир. 2012-2020» выразил уверенность, что добиться такого роста экономики не удастся.
Инерционный, он же пессимистичный сценарий развития национальной экономики от Минэкономразвития предполагает, как и сценарий Всемирного банка, падение нефти на 20 процентов и рост российской экономики в 2012 году всего на 2,5 процента. Вчера министр не отрицала, что инерционный сценарий предполагает рост на уровне всего 2-3 процента.
Административная система, скорее, препятствует быстрому увеличению эффективности. Несмотря на то, что в программе кандидата в президенты Владимира Путина зафиксированы всякие прекрасные тезисы (вроде — правоохранители не должны бороться с бизнесом), что поможет быстро победить коррупцию и устранить административные барьеры — абсолютно неясно.
В свою очередь возможности роста потребления практически исчерпаны. Если не будет расти экспорт, то надеяться на быстрый рост и не стоит. Не стоит ожидать, что компании будут в ближайшее время повышать заработную плату, а стало быть и возможность роста за счет роста потребления практически невероятна.
«Проблемы ЕС носят долгосрочный характер, они объективны и связаны с исчерпанием той модели экономического роста, которая была до кризиса, и просто методами бюджетной консолидации, скорее всего эти проблемы не решить», - полагает Эльвира Набиуллина. Экономика Европы фактически находится в состоянии рецессии, а это означает и сокращение потребления основных российских экспортных товаров. Ожидать роста на уровне, сравнимом с докризисным, на этом фоне было бы странным.
Социальная политика властей, впрочем, стимулирует потребление за счет прямых вливаний денег — повышаются зарплаты военным и иным категориям бюджетников. Однако такое «стимулирование спроса», скорее, носит чисто предвыборный характер и вряд ли способно оказать серьезное влияние на рост национальной экономики. Даже наоборот — растущие траты госбюджета (в той же сфере ОПК) повышают макроэкономические риски. Резервы будут сокращаться, а ни бизнес, ни значительная часть населения существенных улучшений не увидит.
Помощи экономике от правительства ждать стоит, но не в тех объемах, которые наблюдались в 2008-2009 годах — просто средств для маневра будет меньше. А это означает, что будущему правительству либо придется сокращать расходы, либо проводить некую новую политику по повышению эффективности экономики. Премьер Путин уверяет, что правительство ко «второй волне кризиса» подготовилось. Есть все основания полагать, что мы увидим эти наработки в действии.