будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минэкономразвития госбюджет экономика
Июль 2, 2025
Хозяйство
Жаворонков Симон

Бюджет оптимиста

Бюджет оптимиста
800-600
Уборка урожая. Источник: / pixabay.com

Российский бюджет на ближайшие три года, если опираться на утвержденный бюджетной комиссией правительства параметры, выглядит очень оптимистично. Профицит уже с 2018 года, стабильность расходов на пенсионную систему, дополнительные 8,5 трлн рублей в Фонде национального благосостояния (ФНБ), бездефицитные региональные бюджеты при сокращении в реальном выражении федеральных трансфертах, приоритет госинвестиций в транспортную инфраструктуру. Но самое удивительное, отмечает «Коммерсантъ», в распоряжении которого оказались материалы заседания комиссии 5 сентября, что все это возможно при расчетной цене на нефть в 58 долларов за баррель к 2021 году.

Именно к заседанию 5 сентября Минэкономразвития представило своей прогноз социально-экономического развития до 2024 года (макропрогноз), параметры которого и закладываются в основу бюджета, Минфин к этому моменту уже разработал Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а Минтруд и Минздрав — основные параметры бюджетных фондов. 

 
Работа терминала по оплате пошлин / АГН "Москва" / фото: Ермаков Дмитрий

Расчеты Минфина и Минэкономразвития уже позволяют спрогнозировать доходы и расходы всей бюджетной системы, в них уже учтены решения по повышению пенсионного возраста и НДС с 2019 года, а также расходы по нацпроектам.

Ожидается, что бюджет в ближайшие годы будет сводиться с профицитом. В 2019 году федеральный бюджет получит 20 трлн, а потратит только 18, в 2020 разрыв немного сократится, доходы вырастут незначительно, а расходы увеличатся на 1 трлн, в 2021 доходы достигнут 21 трлн, а расходы — 20 трлн. За три года при расчетной цене нефти, заложенной в бюджет, ФНБ должен вырасти на 8,5 трлн руб. Выпуск госдолга в ценных бумагах в ближайшие три года будет колебаться в пределах 1,4-1,8 трлн рублей в год.

 
Московский нефтеперерабаты-вающий завод / АГН "Москва" / фото: Любимов Андрей

Стоит отметить, что Минэкономразвития прогнозирует плавное снижение цен на нефть: до 63,4 долларов за баррель в 2019 году, в 2020 году — до 59,7 долларов, а в 2021 году — до 57,9 долларов. Экономика при этом будет расти на 1,3% в 2019 году и на 3% в 2012 году. Но даже при реализации консервативного сценария, в котором к 2020 году цена на нефть падает до 43 долларов за баррель, рост ВВП снижается лишь до 1% в 2019 году и восстанавливается до 2,5% в 2021.

«Коммерсантъ» пишет, что правительство рассчитывает на фактическое решение проблемы дефицита региональных бюджетов. Считается, что их консолидированный дефицит не превысит 0,1%, собственные доходы будут расти на 4–5% в год, размер федерального субсидирования в номинальном выражении будет стабилен, но будет снижаться как в реальных цифрах, с учетом инфляции, так и как доля ВВП, с 1,7% в 2019 году до 1,4% в 2021 году.

 
Табло курса обмена валюты. Август 2018 / АГН "Москва" / фото: Иванко Игорь

В целом проект бюджета исходит из сохранения макроэкономической стабильности. Минэкономики предсказывает даже стабильность курса рубля на уровне 64 рублей за доллар в ближайшие три года и падение курса до 67 рублей за доллар к 2025 году. При этом ожидается, что инфляция все-таки станет выше целевого значения ЦБ, достигнув пика в 5% в январе 2019, но затем опять начнет снижаться и уже в 2020-2021 гг. будет держаться в районе 4%.

Основные идеи, заложенные в бюджет в этих условиях,— существенное повышение нормы сбережений и рост инвестиций, то есть то, чего ранее правительство от экономики добивалось с трудом или не могло добиться. Считается, что один из факторов роста — снятие напряжения на рынке труда за счет увеличения пенсионного возраста: он обеспечит прирост занятых в экономике на 137 тысяч человек в 2019 году и на 1,8 млн — к 2024 году и внесет в рост ВВП вклад в 0,2–0,3 п. п.

Жаворонков Симон
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).