будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Бюджет Пенсионного фонда

Бюджет Пенсионного фонда
gric_big

Бюджетная политика у нас в стране достаточно вялая, но кое-какие этапы в ней выделить все-таки можно. Например, до 2006 года федеральный бюджет можно было назвать «бюджетом внешнего долга», так как государственная власть решила досрочно погасить тяжелым бременем висевшиие на государственных финансах обязательства по внешним заимствованиям. Потом его можно было называть «бюджетом Стабилизационного фонда», потому что возникший буквально ниоткуда Стабилизационный фонд стал таким большим, что по своим размерам почти сравнялся с федеральным бюджетом. А вот теперь, после принятия трехлетнего бюджетного плана на 2009-2011 годы так и хочется назвать его «бюджетом Пенсионного фонда».

Это название возникает в голове потому, что не смотря на внешне блестящее состояние государственных финансов, - профицит, досрочное погашение внешнего долга, Фонд будущих поколений и так далее, - есть в российской бюджетной системе один уровень, который портит общую картину. Этим уровнем является наша пенсионная система, функционирование которой далеко от идеала.

С финансовой точки зрения плохое состояние дел в Пенсионном фонде выражается в его постоянно растущем дефиците. Если бы Пенсионный фонд существовал как самостоятельная структура, а не был бы встроен в систему общегосударственных финансов, пенсионерам пришлось бы очень туго – для повышения пенсий у Фонда не имелось бы никаких ресурсов. А повышать пенсии крайне необходимо, хотя бы для того, чтобы компенсировать постоянный рост цен. Но пока Пенсионный фонд является составной частью бюджетной системы России, он может покрывать свой дефицит за счет гигантского профицита федерального бюджета, и проводить индексации пенсий в более или менее разумные сроки.

Как показывает бюджетный план на 2009-2011 голы, федеральный бюджет будет делать это и дальше, так как никаких перспектив ликвидации дефицита у Пенсионного фонда не просматривается. Этот дефицит будет расти с каждым новым годом, а федеральный бюджет продолжит этот дефицит постоянно покрывать.

С чем связан нарастающий дефицит Пенсионного фонда? Как известно, формально он появился после 2005 года, когда одновременно снижение ставок Единого социального налога (ЕСН) и повышение пенсионных выплат уменьшило доходы и подняло расходы Фонда. Его бюджет перестал балансироваться и стал сводиться с дефицитом, покрывать который стал Федеральный бюджет за счет специально выделяемой дотации. То есть дефицит Фонда – вещь относительно недавняя, хотя, честно говоря, дефицитным он был почти всегда. Только раньше, если у Фонда не было средств, он просто задерживал выплату пенсий, а об их повышении не могло быть и речи.

Эти тяжелые времена давно прошли, однако легче жизнь пенсионера не стала. Рука об руку с процветанием идет инфляция, которая съедает невысокие доходы получателей бюджетных средств. Кроме того, вследствие того же процветания, в российской экономике наметился достаточно быстрый рост заработных плат, они стали все сильнее отрываться от среднего уровня пенсий, а это чревато дополнительными неприятностями, так как по закону пенсии должны составлять не меньше 30% средней заработной платы. То есть пенсии должны расти такими же темпами, как и заработная плата, а это требование оказалось выполнить не так легко, как хотелось бы.

В результате система государственных финансов России попала в своего рода «бюджетную ловушку». Рост общего благосостояния вместе с непрекращающейся инфляцией требует постоянного повышения пенсионных выплат, средства для которых во все большей степени начинают поступать не от закрепленных доходов Пенсионного фонда (ЕСН), а из общих бюджетных ресурсов, то есть формироваться за счет всех налоговых поступлений бюджета. Этим не только подрывается сама идея «внебюджетного фонда», то есть финансовой структуры, не зависящей от общих бюджетных ресурсов, но и накладываются серьезные ограничения на развитие всей налогово-бюджетной системы.

Основное ограничение, понятное дело – это давно дебатируемый вопрос о снижении ставки Налога на добавленную стоимость (НДС). Не вдаваясь в детали этого мероприятия, которое нам кажется совершенно бессмысленным, мы не может не отметить, что сейчас снижать НДС практически невозможно. Это снижение нанесет федеральному бюджету существенный урон, его общие ресурсы серьезно сократятся и, соответственно, сократиться возможность финансировать дефицит Пенсионного фонда.

Рассуждая аналогичным образом, можно легко предсказать замораживание разного рода инициатив по снижению Единого соцналога, хотя об этом снижении не говорит только ленивый. Неоднократно указывалось, что этот налог тормозит развитие как раз наукоемких отраслей экономики, так как в этих наукоемких отраслях очень велика доля заработной платы в себестоимости продукции (по сравнению с традиционными отраслями) и, соответственно, очень большая налоговая нагрузка. А если снизить ставки ЕСН, то наукоемкие производства у нас-де просто расцветут. Однако не цвести у нас наукоемким производствам, так как снизить ставки ЕСН не будет никакой возможности – иначе увеличится дефицит Пенсионного фонда и повышение пенсий будет заблокировано.

В некотором смысле конфликт между желаниями повысить пенсии и снизить налоги является отражением более общего конфликта между потреблением и инвестированием. Физические лица желают больше потреблять, и потому только приветствуют рост разного рода выплат, в том числе и из бюджета. Фирмы и корпорации, наоборот, желают развиваться, а для этого им надо больше инвестировать, и, чтобы процесс инвестирования шел успешнее, желательно снизить налоги, то есть уменьшить ресурсную базу бюджета. Как в наших условиях будет разрешен этот конфликт, сказать трудно, хотя, повторяем, снижение налогов теперь становится все менее и менее вероятным. Правда, можно предположить, что Министерство финансов, которое у нас отвечает за бюджетную сбалансированность, придумает какие-то новые ходы, которые позволят и налоги снизить, и ситуацию с пенсионными выплатами урегулировать. Например, может быть предложено увеличить пенсионный возраст, или введут дополнительный налог на отдельные группы населения (вроде поминаемого сейчас трехпроцентного для относительно молодых), или, что более близко финансовой практике, расширят объем государственных заимствований, и покроют дефицит бюджета Пенсионного фонда за счет увеличения государственного долга.

В общем, путей много, и какой из них будет выбран, покажет исполнение трехлетнего бюджетного плана на 2009-2011 годы.

См.также:

  • Аналитический Центр Юрия Левады. Россияне назвали приоритетные направления деятельности правительства

  • Аналитический Центр Юрия Левады. Определены важнейшие задачи правительства.

  • Григорий Гриценко. Плановый компромисс

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).