будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Бюджетное планирование в условиях неопределенности

Бюджетное планирование в условиях неопределенности
98_04

Непрекращающийся рост мировых цен на нефть, а так же на другие сопутствующие товары российского экспорта, ставит Министерство финансов РФ в крайне тяжелое положение. Ладно бы, болтались эти цены на нефть на одном, не очень высоком уроне, тогда бы и хлопот не было. Заложил этот стабильный ценовой уровень в бюджет на год вперед, и голова не болит. Но вот все эти постоянные скачки, колебания, смены тренда и тому подобная чепуха способны вывести из себя кого угодно. Так как непонятно, а какой именно уровень цен закладывать в проект бюджета. Ведь ошибиться в данном случае невозможно, потому что к определенному объему доходов приверстывается строго определенный объем расходов, изменить который в процессе исполнения бюджета практически невозможно. Так как это будет уже Закон о бюджете, нарушить который не позволено никому. Даже тем, кто его составлял и принимал.

И вот чтобы избежать трудностей при исполнении бюджета, если цены на нефть и газ вдруг изменят направление своего движения, в прошлом году была придумана следующая схема. Доходы и расходы планируются на одном, достаточно низком уровне цен на нефть, а если по факту эти цены (и доходы бюджета, соответственно), окажутся выше, то дополнительные доходы не тратятся, а поступают в Стабилизационный фонд. То есть аккумулируются на счетах Федерального Казначейства на случай наступления трудных времен. Такая схема была придумана не только потому, что цены на нефть плохо прогнозируемы, но и потому, что любой дополнительный доход бюджета вызывает страстное желание депутатов и отраслевых министерств тут же делить их между собой, а потом тратить, тратить и тратить… Причем некоторые из расходов, требующих немедленного финансирования, в самом деле в нем нуждаются. Например, о наших социальных проблемах не писал и не говорил только ленивый, и повторяться здесь нет смысла. Эти проблемы надо решать, и как можно быстрее. Но, идя на поводу у вполне понятного желания повысить уровень социальной защищенности у наиболее обездоленных слоев населения, можно легко угодить в ловушку. Так как повысить уровень защищенности легко, но удержаться на нем очень трудно. Предположим, вы повышаете пенсии или пособия на детей в 2004 году. И можете их полностью профинансировать, так как с бюджетом все в порядке. Но вот в 2005 году те самые, уже набившие оскомину нефтяные цены могут упасть, вслед за ними упадут и доходы бюджета, и финансировать повышенные пенсии и пособия на детей будет нечем. Получается, что государство взяло на себя повышенные социальные обязательства, которые, как выясняется, оно не может выполнить. Иначе говоря, народ опять обманули. Естественно, что Министерство финансов, которое будет крайним в этой ситуации, прекрасно понимает опасность подобного пути, и изо всех сил старается не допустить роста бюджетных обязательств. Придумывая сначала финансовый резерв, а уже потом и Стабилизационный фонд, чтобы прятать в них от ненадлежащего использования все дополнительные доходы, носящие случайный характер. Причем тогда, когда эти фонды начинали функционировать, никто не сомневался, что их наполнение до определенного законом уровня будет идти очень долго. Срок выхода на максимум размера Стабилизационного фонда – 500 млрд. руб. – датировался началом 2007 года. То есть Минфин в 2003 году планировал себе четыре года относительно спокойной жизни. Но не вышло.

Бешеный рост нефтяных цен, рост мировых цен на стальной прокат и природный газ подняли доходы российского бюджета на новую высоту, и перспектива наполнения Стабилизационного фонда сразу же приблизилась. Теперь выход на запланированные рубежи относится уже не на конец 2006 года, а на конец текущего, 2004 года. В самом деле, бюджет текущего года исполняется с сильным опережением графика. За январь-август 2004 года доходы составили 2 трлн. 115 млрд. руб., при годовом задании в 2 трлн. 742 млрд. руб. То есть за восемь месяцев годовое бюджетное задание исполнено на 77%, и если темп поступления доходов останется прежним, то бюджет будет выполнен к середине ноября. И в оставшиеся полтора месяца текущего бюджетного года все поступающие доходы будут считаться сверхплановыми и направляться в Стабилизационный фонд. И перед Министерством финансов снова возникнет та самая задача, решение которой он хотел отложить до 2007 года – что делать с дополнительными доходами бюджета?

Проект бюджета на 2005 год, который вчера приняла Государственная Дума в первом чтении, в некотором смысле дает ответ на этот вопрос. Сотрудники Минфина посчитали, что из-за унификации ставок единого социального налога уменьшатся доходы Пенсионного фонда, и у него может образоваться дефицит. И вот на покрытие дефицита Пенсионного фонда и могут быть использованы сверхплановые доходы бюджета 2005 года.  Далее, если вдруг наши иностранные кредиторы согласятся на досрочное погашение российского долга, бюджет сможет выложить на это полезное дело сразу 168 млрд. руб., или $5.6 млрд. (по курсу 30 руб./$). И, наконец, министр финансов выступил в прессе с предложением повысить размер Стабфонда до 600 млрд. руб. Но это произойдет, по всей видимости, если внешние кредиторы не пойдут на досрочное погашение долга. А так, у нас есть возможность уменьшить долговую нагрузку на вполне приличную сумму. И избежать принятия дополнительных социальных обязательств, которые лягут на бюджет тяжелым грузом в случае изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках.


Таким образом, ничего сверхъестественного проект бюджета на 2005 год в себе не содержит. Доходы и расходы возрастают приблизительно одним и тем же темпом, который не слишком отличается от прошлогоднего, рост военных расходов, как всегда, опережает все остальные статьи, какие-то налоги снижаются или унифицируются, а какие-то, наоборот, возрастают. Профицит имеется, инфляция в норме и, что самое главное, федеральный бюджет по-прежнему не является источником стимулирования экономического роста, так как его дополнительные доходы не превращаются в дополнительные расходы, а накапливаются в Стабилизационном фонде. То есть выводятся из хозяйственного оборота в экономическом развитии не используются.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).