Непрекращающийся рост мировых цен на нефть, а так же на другие сопутствующие товары российского экспорта, ставит Министерство финансов РФ в крайне тяжелое положение. Ладно бы, болтались эти цены на нефть на одном, не очень высоком уроне, тогда бы и хлопот не было. Заложил этот стабильный ценовой уровень в бюджет на год вперед, и голова не болит. Но вот все эти постоянные скачки, колебания, смены тренда и тому подобная чепуха способны вывести из себя кого угодно. Так как непонятно, а какой именно уровень цен закладывать в проект бюджета. Ведь ошибиться в данном случае невозможно, потому что к определенному объему доходов приверстывается строго определенный объем расходов, изменить который в процессе исполнения бюджета практически невозможно. Так как это будет уже Закон о бюджете, нарушить который не позволено никому. Даже тем, кто его составлял и принимал.
И вот чтобы избежать трудностей при исполнении бюджета, если цены на нефть и газ вдруг изменят направление своего движения, в прошлом году была придумана следующая схема. Доходы и расходы планируются на одном, достаточно низком уровне цен на нефть, а если по факту эти цены (и доходы бюджета, соответственно), окажутся выше, то дополнительные доходы не тратятся, а поступают в Стабилизационный фонд. То есть аккумулируются на счетах Федерального Казначейства на случай наступления трудных времен. Такая схема была придумана не только потому, что цены на нефть плохо прогнозируемы, но и потому, что любой дополнительный доход бюджета вызывает страстное желание депутатов и отраслевых министерств тут же делить их между собой, а потом тратить, тратить и тратить… Причем некоторые из расходов, требующих немедленного финансирования, в самом деле в нем нуждаются. Например, о наших социальных проблемах не писал и не говорил только ленивый, и повторяться здесь нет смысла. Эти проблемы надо решать, и как можно быстрее. Но, идя на поводу у вполне понятного желания повысить уровень социальной защищенности у наиболее обездоленных слоев населения, можно легко угодить в ловушку. Так как повысить уровень защищенности легко, но удержаться на нем очень трудно. Предположим, вы повышаете пенсии или пособия на детей в 2004 году. И можете их полностью профинансировать, так как с бюджетом все в порядке. Но вот в 2005 году те самые, уже набившие оскомину нефтяные цены могут упасть, вслед за ними упадут и доходы бюджета, и финансировать повышенные пенсии и пособия на детей будет нечем. Получается, что государство взяло на себя повышенные социальные обязательства, которые, как выясняется, оно не может выполнить. Иначе говоря, народ опять обманули. Естественно, что Министерство финансов, которое будет крайним в этой ситуации, прекрасно понимает опасность подобного пути, и изо всех сил старается не допустить роста бюджетных обязательств. Придумывая сначала финансовый резерв, а уже потом и Стабилизационный фонд, чтобы прятать в них от ненадлежащего использования все дополнительные доходы, носящие случайный характер. Причем тогда, когда эти фонды начинали функционировать, никто не сомневался, что их наполнение до определенного законом уровня будет идти очень долго. Срок выхода на максимум размера Стабилизационного фонда – 500 млрд. руб. – датировался началом 2007 года. То есть Минфин в 2003 году планировал себе четыре года относительно спокойной жизни. Но не вышло.
Бешеный рост нефтяных цен, рост мировых цен на стальной прокат и природный газ подняли доходы российского бюджета на новую высоту, и перспектива наполнения Стабилизационного фонда сразу же приблизилась. Теперь выход на запланированные рубежи относится уже не на конец 2006 года, а на конец текущего, 2004 года. В самом деле, бюджет текущего года исполняется с сильным опережением графика. За январь-август 2004 года доходы составили 2 трлн. 115 млрд. руб., при годовом задании в 2 трлн. 742 млрд. руб. То есть за восемь месяцев годовое бюджетное задание исполнено на 77%, и если темп поступления доходов останется прежним, то бюджет будет выполнен к середине ноября. И в оставшиеся полтора месяца текущего бюджетного года все поступающие доходы будут считаться сверхплановыми и направляться в Стабилизационный фонд. И перед Министерством финансов снова возникнет та самая задача, решение которой он хотел отложить до 2007 года – что делать с дополнительными доходами бюджета?
Проект бюджета на 2005 год, который вчера приняла Государственная Дума в первом чтении, в некотором смысле дает ответ на этот вопрос. Сотрудники Минфина посчитали, что из-за унификации ставок единого социального налога уменьшатся доходы Пенсионного фонда, и у него может образоваться дефицит. И вот на покрытие дефицита Пенсионного фонда и могут быть использованы сверхплановые доходы бюджета 2005 года. Далее, если вдруг наши иностранные кредиторы согласятся на досрочное погашение российского долга, бюджет сможет выложить на это полезное дело сразу 168 млрд. руб., или $5.6 млрд. (по курсу 30 руб./$). И, наконец, министр финансов выступил в прессе с предложением повысить размер Стабфонда до 600 млрд. руб. Но это произойдет, по всей видимости, если внешние кредиторы не пойдут на досрочное погашение долга. А так, у нас есть возможность уменьшить долговую нагрузку на вполне приличную сумму. И избежать принятия дополнительных социальных обязательств, которые лягут на бюджет тяжелым грузом в случае изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках.
Таким образом, ничего сверхъестественного проект бюджета на 2005 год в себе не содержит. Доходы и расходы возрастают приблизительно одним и тем же темпом, который не слишком отличается от прошлогоднего, рост военных расходов, как всегда, опережает все остальные статьи, какие-то налоги снижаются или унифицируются, а какие-то, наоборот, возрастают. Профицит имеется, инфляция в норме и, что самое главное, федеральный бюджет по-прежнему не является источником стимулирования экономического роста, так как его дополнительные доходы не превращаются в дополнительные расходы, а накапливаются в Стабилизационном фонде. То есть выводятся из хозяйственного оборота в экономическом развитии не используются.