будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 19, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Бюджетный буфер

Бюджетный буфер
gric_big

Хотя государственные финансы России вследствие хорошо известных причин сегодня должны находиться в достаточно напряженном состоянии, тем не менее, если судить по отчету об исполнении консолидированного бюджета за 2009 год, дела обстоят не так уж и плохо. Правда, общий объем полученных доходов в 2009 году меньше, чем в 2008-м, когда бюджет аккумулировал 16 трлн. руб., но он такой же, как в очень благополучном 2007 году, в котором бюджетная система России получила 13 трлн. руб. доходов. Тем не менее, падение поступлений почти на 20% осложнило бюджетный процесс и заодно выявило слабые места в системе формирования доходов, хотя еще два года назад эта система казалась почти идеальной.

Слабые места бюджетной системы России во многом обусловлены сложившимся порядком формирования доходов хозяйственных агентов, большая доля которых складывается вне сферы внутреннего производства и реализации  товаров и услуг. Самую большую прибыль российские компании получают или от экспорта товаров за границу, или от импорта и продажи иностранных товаров в России. Соответственно, налоговая система, которая должна чутко улавливать все более или менее крупные источники доходов, в первую очередь облагает доходы, полученные от экспорта и импорта товаров и услуг, и только во вторую очередь – доходы, полученные от товаров и услуг, произведенных и проданных внутри страны.

Эта стратегия налогообложения оказывается вполне адекватной в периоды мирового экономического подъема, когда бурный рост спроса на товары традиционного российского экспорта резко увеличивает прибыль корпораций, занимающихся их производством. Более того, это даже уже не прибыль, а сверхприбыль, делиться которой с государством – святая обязанность каждого бизнесмена. Но вот когда мировая экономика попадает в кризис, улетучивается не только сверхприбыль, но и прибыль, и можно считать, что той или иной корпорации еще очень повезло, если она не налетела на убытки. Но если доходная база бюджета съежилась, то и налоговые доходы начинают разительно отличаться от показателей докризисных лет.

В нашем конкретном случае сокращение налоговых поступлений произошло следующим образом. Во-первых, сильно просели поступления, связанные с обложением товаров, циркулирующих во внешнеторговом обороте. Так, объем налога на добавленную стоимость на импортные товары снизился на 23%, а поступление акцизов по импортным товарам упало вообще на 44%. Поступление таможенных пошлин, экспортных и импортных, сократилось на 28%.

Во-вторых, упал объем налоговых поступлений по налогу на прибыль. Хотя понятно, что прибыль российские корпорации получают не только при экспортно-импортных операциях, но и при реализации товаров и услуг на внутреннем рынке, но также понятно, что львиная доля прибыли формируется все-таки за счет операций с нерезидентами. Поэтому падение доходности этих операций приводит и к падению прибыли, и к падению налога на прибыль, поступления которого в истекшем году уменьшились сразу на 50%. При этом надо оговориться, что в 2009 году была снижена ставка налога на прибыль, но все равно падение сбора данного налога выглядит катастрофическим.

И, в-третьих, произошло падение поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых, которое составило 40%. Но такому большому падению, с учетом того, что значительная часть этих полезных ископаемых идет на экспорт, не стоит удивляться.

Таким образом, вследствие кризиса произошло сильное падение поступлений по налогам, которые давали больше половины доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. И это падение выглядит еще более эффектным, если сравнивать его с динамикой доходов, поступающих от обложения операций и доходов, получаемых на внутреннем рынке страны. Так, налог на добавленную стоимость по товарам, произведенным внутри страны и проданным на внутреннем рынке, вырос на 18%, акцизы по товарам внутреннего производства выросли на 4%, сборы налога на имущество организаций увеличились на 19%, а транспортного налога – на 10%.

Также устойчивыми к кризисным явлениям оказались налоги, связанные с обложением доходов и имущества физических лиц. Сборы подоходного налога, единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд остались на уровне прошлого года, сбор налога на имущество физических лиц возрос на 54%, и транспортного налога – на 20%.

Однако, несмотря на относительно хорошие показатели поступления налогов от внутренних операций, этих поступлений оказалось совершенно недостаточно, чтобы закрыть прорехи в доходах бюджета, вызванные падением сборов налогов, связанных с обложением внешних операций. Тем не менее, общие доходы бюджета, как мы знаем, хотя и упали по сравнению с прошлым годом, но в то же время остались на уровне очень хорошего 2007 года. То есть у российской бюджетной системы имелись возможности компенсировать падение части налоговых доходов, вызванных мировым экономическим кризисом, и смягчить общую финансовую напряженность в российской экономике.

Такая возможность появилась благодаря наличию Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, это дало средства для размещения в самый разгар кризиса в российских коммерческих банках, что позволило банкам пережить наиболее неприятные ситуации, вызванные оттоком вкладов и отзывом межбанковских кредитов. В свою очередь, государственный бюджет получил неплохие проценты по размещенным депозитам,  и эти проценты (правда, далеко не полностью) смогли компенсировать падение доходов от обложения внешних операций российских хозяйственных агентов. Так, если в 2008 году доходы от размещения средств бюджета составили 97 млрд. руб., то в 2009 году этот доход составил 352 млрд. руб. Кроме того, значительно, с 12 млрд. руб. до 48 млрд. руб., возрос доход бюджета от перечисления части прибыли Центрального банка России.

Таким образом, хотя дополнительные источники доходов и показали очень быстрый, а иногда и бурный рост, тем не менее, их оказалось недостаточно для полного покрытия потерь, вызванных мировым кризисом. Однако методы защиты доходов, которые выбрали органы финансового управления, оказались правильными и в нужный момент удачно сработали. Хотя, конечно, повторяем, их эффект оказался не таким мощным, как этого требовало реальное положение дел. 

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).