Пока российское правительство жалуется на нехватку средств в государственном бюджете, а его «социальный» и «финансово-экономический» блоки изощряются в придумывании все новых и новых схем налогообложения доходов граждан и компаний, или в способах переноса запланированных расходов с настоящего на будущее время, текущее исполнение бюджета начинает внушать определенный оптимизм.
Так, за первое полугодие 2014 года по отношению к первому полугодию 2013 года рост доходов федерального бюджета составил 14%, что является достаточно неплохим показателем, особенно на фоне экономической стагнации, валютного кризиса и экономических санкций.
Разумеется, подобный рост доходов (с 6,3 трлн. руб. до 7,1 трлн. руб.) стал возможен в основном благодаря девальвации рубля. Номинальные доходы экспортеров увеличились, что позволило поднять поступления налога на прибыль на 13%. Далее, вследствие сокращения импорта расширился рынок сбыта для товаров российского производства, что привело росту поступлений налога на добавленную стоимость почти на 19%.
Правда, надо отметить, что в случае налогообложения товаров девальвация дает не только положительный, но и отрицательный эффект. Поскольку значительная часть доходов бюджета формируется за счет обложения не только товаров внутреннего производства (минус экспорт), но и ввозимых товаров, то сокращение импорта, которое происходит при девальвации, автоматически приводит к снижению этих доходов. Так, за прошедшее полугодие рост поступления НДС по импорту составил всего 4%, и если девальвационный эффект (наряду со всеми остальными) будет продолжать действовать дальше, то к концу года бюджет может столкнуться или с нулевым ростом, или даже падением сборов этого налога.
Но это было бы совсем некстати, так как поступления НДС и по импортным товарам, и по товарам российского производства составляют близкую по значению сумму – 800 млрд. руб. и 1160 млрд. руб. И поэтому может случиться так, что рост сборов по внутреннему НДС будет только компенсировать падение по импортному НДС, и тогда эффект девальвации сведется к нулю.
Такого рода прогноз имеет под собой реальные основания, так как другой вид дохода от обложения импортных товаров – ввозные таможенные пошлины – уже показал некоторое снижение. В первом полугодии 2013 года бюджет получил этих доходов на 385 млрд. р., а в 1-ом полугодии текущего года – только 369 млрд. р. Падение пока небольшое (на 4%), но если тенденция продолжится, то потери будут гораздо более серьезными.
Пока, однако, относительно небольшое снижение поступлений ввозных пошлин с лихвой компенсируется очень быстрым ростом вывозных пошлин. Их объем увеличился с 1,9 трлн. руб. до 2,3 трлн. руб. (на 21%), и в этом увеличении, понятное дело, основную роль тоже сыграла девальвация. Поскольку ни объем экспорта товаров, которые у нас облагаются вывозными пошлинами (нефть, нефтепродукты и природный газ), ни их цены на мировом рынке практически не менялись, поэтому любое увеличение доходов по этим товарным позициям может произойти только после переоценки пошлин, ставки которых устанавливаются в иностранной валюте. Что и произошло в прошедшем полугодии и, по всей видимости, будет продолжаться и дальше.
Рост доходов бюджета за счет девальвации активно поддерживается прямым ростом налоговых ставок, которыми облагаются вредные для потребления товары — алкоголь и табак. Правда, рост ставок приводит к росту розничных цен, а это, в свою очередь — к падению потребления и производства этих товаров. В результате, увеличив свои поступления по одной статье, бюджет начинает терять их по другим — сокращаются платежи по налогу на прибыль и подоходному налогу, по НДС и налогу на имущество, а также социальные страховые взносы, которые делают производители этих товаров.
Еще одним налогом, по которому произошел рост поступлений, является налог на добычу полезных ископаемых. Как это произошло — хорошо понятно, так как при стабильной добыче полезных ископаемых (особенно нефти и газа) рост поступлений этого налога возможен только за счет роста ставок обложения, которые время от времени пересматриваются в сторону увеличения. И этот пересмотр позволил увеличить сборы НДПИ в первом полугодии сразу на 19%.
Но если налоговые платежи в целом демонстрируют рост, то вот что касается «прочих» или, как их еще называют, неналоговых поступлений, в первую очередь поступлений от государственной собственности, то здесь ситуация достаточно противоречивая. Во-первых, доходы от приватизации уже несколько лет являются крайне небольшими, и планы по выручке от продажи государственного имущества регулярно срываются. Почему это происходит. в принципе, понятно. Плохая конъюнктура в мировой экономике и, в частности, на рынке капиталов, не дают возможности продать объекты госимущества за выгодную цену, поэтому государство вынуждено постоянно переносить их продажу на будущее. И, соответственно, недополучать доходы в настоящем.
Во-вторых, доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, носят разнонаправленную динамику. Так, если доходы в виде дивидендов по пакетам акций, принадлежащих государству, резко выросли — с 14 млрд. руб. до 74 млрд. руб., то вот доходы по остаткам средств на счетах бюджета (в том числе от управления фондом национального благосостояния и резервным фондом), наоборот, сократились — с 50 млрд. руб. до 40 млрд. руб.
От чего выросли поступления по дивидендам, секретом не является. Дело в том, что до кризиса 2008-09 годов по госпакетам акций дивиденды вообще не начислялись, а если начислялись, то крайне незначительные. Но вынужденное искать дополнительные источники доходов в кризисной ситуации, правительство России оказало сильный нажим на менеджмент предприятий, в которых владело акциями, после чего поступления дивидендов сильно выросли. И этот рост — еще не предел, так как изменения в законодательстве позволят в недалеком будущем повысить выплаты акционерам, в том числе и государству.
Что же касается сокращения доходов от размещения средств бюджета, то и здесь нет четкой картины. Так, по депозитам, которые бюджет размещает в коммерческих банках, доходы увеличились — потому что растут процентные ставки денежного рынка. А вот доходы от размещения средств резервного фонда и фонда благосостояния сократились, так как сократились и сами фонды.
Таким образом, можно отметить, что девальвация, к каким бы внешне негативным эффектам она не приводила, все же дает некоторые позитивные макроэкономические результаты и, в частности, достаточно высокий рост бюджетных поступлений.