будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
госбюджет
Июль 1, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Бюджетный оптимизм

Бюджетный оптимизм
nalogi
Налогообложение. Источник: Фото: hmtax.com

Пока российское правительство жалуется на нехватку средств в государственном бюджете, а его «социальный» и «финансово-экономический» блоки изощряются в придумывании все новых и новых схем налогообложения доходов граждан и компаний, или в способах переноса запланированных расходов с настоящего на будущее время, текущее исполнение бюджета начинает внушать определенный оптимизм.

Так, за первое полугодие 2014 года по отношению к первому полугодию 2013 года рост доходов федерального бюджета составил 14%, что является достаточно неплохим показателем, особенно на фоне экономической стагнации, валютного кризиса и экономических санкций.

Разумеется, подобный рост доходов (с 6,3 трлн. руб. до 7,1 трлн. руб.) стал возможен в основном благодаря девальвации рубля. Номинальные доходы экспортеров увеличились, что позволило поднять поступления налога на прибыль на 13%. Далее, вследствие сокращения импорта расширился рынок сбыта для товаров российского производства, что привело росту поступлений налога на добавленную стоимость почти на 19%.

Правда, надо отметить, что в случае налогообложения товаров девальвация дает не только положительный, но и отрицательный эффект. Поскольку значительная часть доходов бюджета формируется за счет обложения не только товаров внутреннего производства (минус экспорт), но и ввозимых товаров, то сокращение импорта, которое происходит при девальвации, автоматически приводит к снижению этих доходов. Так, за прошедшее полугодие рост поступления НДС по импорту составил всего 4%, и если девальвационный эффект (наряду со всеми остальными) будет продолжать действовать дальше, то к концу года бюджет может столкнуться или с нулевым ростом, или даже падением сборов этого налога.

Но это было бы совсем некстати, так как поступления НДС и по импортным товарам, и по товарам российского производства составляют близкую по значению сумму – 800 млрд. руб. и 1160 млрд. руб. И поэтому может случиться так, что рост сборов по внутреннему НДС будет только компенсировать падение по импортному НДС, и тогда эффект девальвации сведется к нулю.

Такого рода прогноз имеет под собой реальные основания, так как другой вид дохода от обложения импортных товаров – ввозные таможенные пошлины – уже показал некоторое снижение. В первом полугодии 2013 года бюджет получил этих доходов на 385 млрд. р., а в 1-ом полугодии текущего года – только 369 млрд. р. Падение пока небольшое (на 4%), но если тенденция продолжится, то потери будут гораздо более серьезными.

Пока, однако, относительно небольшое снижение поступлений ввозных пошлин с лихвой компенсируется очень быстрым ростом вывозных пошлин. Их объем увеличился с 1,9 трлн. руб. до 2,3 трлн. руб. (на 21%), и в этом увеличении, понятное дело, основную роль тоже сыграла девальвация. Поскольку ни объем экспорта товаров, которые у нас облагаются вывозными пошлинами (нефть, нефтепродукты и природный газ), ни их цены на мировом рынке практически не менялись, поэтому любое увеличение доходов по этим товарным позициям может произойти только после переоценки пошлин, ставки которых устанавливаются в иностранной валюте. Что и произошло в прошедшем полугодии и, по всей видимости, будет продолжаться и дальше.

Рост доходов бюджета за счет девальвации активно поддерживается прямым ростом налоговых ставок, которыми облагаются вредные для потребления товары — алкоголь и табак. Правда, рост ставок приводит к росту розничных цен, а это, в свою очередь — к падению потребления и производства этих товаров. В результате, увеличив свои поступления по одной статье, бюджет начинает терять их по другим — сокращаются платежи по налогу на прибыль и подоходному налогу, по НДС и налогу на имущество, а также социальные страховые взносы, которые делают производители этих товаров.

Еще одним налогом, по которому произошел рост поступлений, является налог на добычу полезных ископаемых. Как это произошло — хорошо понятно, так как при стабильной добыче полезных ископаемых (особенно нефти и газа) рост поступлений этого налога возможен только за счет роста ставок обложения, которые время от времени пересматриваются в сторону увеличения. И этот пересмотр позволил увеличить сборы НДПИ в первом полугодии сразу на 19%.

Но если налоговые платежи в целом демонстрируют рост, то вот что касается «прочих» или, как их еще называют, неналоговых поступлений, в первую очередь поступлений от государственной собственности, то здесь ситуация достаточно противоречивая. Во-первых, доходы от приватизации уже несколько лет являются крайне небольшими, и планы по выручке от продажи государственного имущества регулярно срываются. Почему это происходит. в принципе, понятно. Плохая конъюнктура в мировой экономике и, в частности, на рынке капиталов, не дают возможности продать объекты госимущества за выгодную цену, поэтому государство вынуждено постоянно переносить их продажу на будущее. И, соответственно, недополучать доходы в настоящем.

Во-вторых, доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, носят разнонаправленную динамику. Так, если доходы в виде дивидендов по пакетам акций, принадлежащих государству, резко выросли — с 14 млрд. руб. до 74 млрд. руб., то вот доходы по остаткам средств на счетах бюджета (в том числе от управления фондом национального благосостояния и резервным фондом), наоборот, сократились — с 50 млрд. руб. до 40 млрд. руб.

От чего выросли поступления по дивидендам, секретом не является. Дело в том, что до кризиса 2008-09 годов по госпакетам акций дивиденды вообще не начислялись, а если начислялись, то крайне незначительные. Но вынужденное искать дополнительные источники доходов в кризисной ситуации, правительство России оказало сильный нажим на менеджмент предприятий, в которых владело акциями, после чего поступления дивидендов сильно выросли. И этот рост — еще не предел, так как изменения в законодательстве позволят в недалеком будущем повысить выплаты акционерам, в том числе и государству.

Что же касается сокращения доходов от размещения средств бюджета, то и здесь нет четкой картины. Так, по депозитам, которые бюджет размещает в коммерческих банках, доходы увеличились — потому что растут процентные ставки денежного рынка. А вот доходы от размещения средств резервного фонда и фонда благосостояния сократились, так как сократились и сами фонды.

Таким образом, можно отметить, что девальвация, к каким бы внешне негативным эффектам она не приводила, все же дает некоторые позитивные макроэкономические результаты и, в частности, достаточно высокий рост бюджетных поступлений.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).