Исполнитель - А.Никольский
СодержаниеВведениеПо-видимому, реформа налогообложения малого бизнеса стала последней крупной налоговой инициативой исполнительной власти. Об этом говорит ряд признаков. В частности, в бюджетном послании Владимир Путин сообщил, что "налоговая система в основном упорядочена" и можно говорить о завершении налоговой реформы. А премьер Михаил Касьянов прямо заявил, что в налоговой сфере "прорывов не будет". Кроме того, фактически свернут курс на снижение налогов. В нынешнем бюджетном послании (в отличие от предыдущих) о необходимости снижения фискального бремени практически ничего не сказано. Симптоматичным является отношение к социальному налогу: если в начале года уменьшение нагрузки по линии этого налога считалось делом почти решенным, то сейчас глава Пенсионного фонда РФ Михаил Зурабов и первый замглавы Минфина Сергей Шаталов говорят о повышении социального налога.
Смена настроений исполнительной власти вполне логична: снижение налогов потребует уменьшения бюджетных расходов, а это невозможно в рамках нынешней структуры государственных трат. Кроме того, с 2003 года увеличиваются выплаты по внешнему долгу. Снижение расходов госбюджета будет возможно лишь в случае проведения реструктуризации госсектора, например, уменьшения числа госслужащих или сокращения гигантских потерь в сфере ЖКХ. В связи с этим характерным является призыв Президента не увеличивать госрасходы и сделать их более эффективными. Однако несмотря на понимание властью этих проблем, дальше общих разговоров дело не идет. Например, не наблюдается развития реформы ЖКХ. Возможно, Президент стоит перед дилеммой: либо продолжать реформы и ущемить чьи-то интересы, либо сохранить видимость общественного согласия, которое может обернуться в конечном счете экономической рецессией.
Крупным событием последних недель стала разработка правительством параметров бюджета на 2003 г. Крупнейшими расходными статьями (не считая помощи бюджетам других уровней) стали оборона (14,7% всех расходов) и правоохранительная деятельность (10,6%). Расходы на правоохранительную деятельность заметно подросли (в прошлом году - 9,4%). Расходы на социальную политику и образование составят 6,9% и 4,1% соответственно.
Продолжается работа над реформой налогообложения малого бизнеса (точнее "мельчайшего бизнеса", т.к. планируется установить ограничения по обороту малых предприятий в размере 10-15 млн. руб.). Соответствующий законопроект прошел первое чтение в Думе. Похоже, что налоговая нагрузка на малый бизнес действительно снизится. Однако предприниматели высказывают опасения, что "получится как всегда". Например, налоговики придумают какую-нибудь дополнительную отчетность для доказательства "малости" бизнеса.
Отмена дорожного налога и компенсация выпадающих доходов регионов потребовали перетряски межбюджетных отношений. В частности, существенно увеличится региональная составляющая налога на прибыль.
Перераспределение финансовых ресурсов государствомБюджетБюджет 2002 г.Профицит федерального бюджета РФ в январе-мае 2002г. составил 52,9 млрд. руб. - 1,3% к прогнозному объему ВВП на этот период. Первичный профицит составляет 151,1 млрд. руб., или 3,8% к прогнозному объему ВВП, сообщило Министерство финансов. Доходы федерального бюджета в январе-мае 2002г. составили 820 млрд. руб. - 38,6% к годовым бюджетным назначениям и 84,2 % к уточненному заданию по мобилизации налогов и сборов на I полугодие. Расходы профинансированы в объеме 767,1 млрд. руб. - на 39,4% к годовым бюджетным назначениям и 80,9% к уточненной бюджетной росписи на I полугодие.
Министерство по налогам и сборам мобилизовало в федеральный бюджет за 5 месяцев 575,2 млрд. руб., что составило 83,9% от задания по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на I полугодие 2002г. и 102,1% от задания на январь-май 2002г. Государственный таможенный комитет обеспечил доходы в сумме 214,7 млрд. руб., что составило 83,8% к заданию на I полугодие.
Недобор налогов в федеральный бюджет Минфин пока не беспокоит. "Все расходы обеспечиваются безусловно, они застрахованы и гарантированы", заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. От недобора налогов может потерять только накопительный финансовый резерв, сказал он. По его словам, в настоящее время все идет в запланированных рамках по сценарию, который в то же время не является самым благоприятным. Кудрин подчеркнул, что МНС собирает больше, чем могло бы собирать в условиях не совсем благоприятной конъюнктуры на мировых рынках и становления новых налогов. В то же время ГТК собирает немного больше планового задания.
Поправки в закон о бюджете этого года, одобренные 6 июня правительством, предполагают увеличение непроцентных расходов на 0,2% ВВП, сообщил Кудрин. Правительство намерено увеличить бюджет силовых ведомств и профинансировать расширение штатов в судебной системе. Всего потребовалось найти дополнительно 39 млрд. руб. Минфин предложил 18,4 млрд. руб. изыскать из процентных расходов (за счет более низких, чем ранее планировалось, выплат по внутреннему долгу), а 20,5 млрд. руб. взять из планируемых допдоходов госбюджета. Сложность заключается в том, что допдоходы уже были распределены, поэтому в Думе ожидается жесткое обсуждение предложений правительства.
Кудрин назвал величину повышения непроцентных расходов "небольшой, предельно возможной величиной". Вице-премьер сказал также, что в проекте бюджета 2003 года правительство не должно оставлять повышенный уровень непроцентных расходов. Этот уровень должен соответствовать уровню непроцентных расходов, запланированных ранее на 2002 год.
Общий объем необходимых дополнительных ассигнований на 2002 год, связанных с увеличением денежного довольствия военных, выплатой пенсий военным пенсионерам, судебной реформой и помощью регионам, составляет почти 39 млрд. рублей. Реализация недавно принятых решений о дополнительном увеличении денежного довольствия военнослужащим требует направления на эти цели почти 13 млрд. рублей. Кроме военных, есть еще и приравненные к военнослужащим категории граждан. Потребуется еще 5,75 млрд. рублей для выплаты им денежного довольствия и 3,73 млрд. рублей - на пенсионные выплаты. С учетом решения о повышении зарплаты госслужащих в целом, по оценке Минфина, в 2002 году на все подобные мероприятия потребуется дополнительно по военнослужащим 24,4 млрд. рублей. Еще 2,6 млрд. рублей пойдут на выплаты участникам контртеррористической операции в Чечне.
Предполагается также увеличение финансирования по ряду статей бюджета, связанных с судебной реформой. Так, в связи с тем, что летом текущего года вступает в силу новый порядок, в соответствии с которым человек не может быть подвергнут аресту без решения суда, возникает необходимость увеличить число судей и работников аппаратов судов. Количество судей будет увеличено на 3 тыс. человек, а работников аппарата - на 4 тыс. 500 человек. На эти цели потребуется 735 млн. рублей, из которых 300 млн. рублей будут найдены в рамках экономии средств и их перераспределения, а 435 млн. рублей необходимо изыскать. Кроме того, предполагается увеличить и количество судебных приставов, что потребует примерно 36,7 млн. рублей.
На оказание дополнительной помощи бюджетам других уровней правительство предполагает направить дополнительно 10 млрд. рублей.
Кудрин сообщил, что на заседании правительства 13 июня обсуждались, в частности, вопросы, связанные с исполнением федерального бюджета текущего года. Правительство надеется сформировать на конец текущего года финансовый резерв в размере 179 млрд. рублей. Кудрин обратил внимание на увеличение базы вычетов из налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, что может привести к снижению доходных поступлений бюджета. Компенсировать эти выпадающие доходы предлагается за счет дополнительных сборов в других сферах, в том числе от внешнеэкономической деятельности.
Бюджет 2003 г. и последующих летПравительство на заседании 13 июня приняло за основу основные параметры проекта федерального бюджета на 2003 год. Согласно проекту бюджета-2003, его профицит составит 0,77% ВВП или 99 млрд. 132 млн. 800 тыс. рублей, доходы - 2 трлн. 370 млрд. 262 млн. 700 тыс. руб. или 18,45% ВВП, расходы - 2 трлн. 271 млрд. 129 млн. 900 тыс. руб. или 17,67% ВВП.
Проект бюджета на будущий год рассчитан из прогнозируемого объема ВВП в 12 трлн. 850 млрд. рублей и расчетного среднегодового курса в 34 рубля за $1.
Помощь бюджетам других уровней и национальная оборона останутся крупнейшими расходными статьями бюджета-2003. На помощь бюджетам других уровней в будущем году планируется направить 665,3 млрд. рублей, или 29,3% всех расходов, на национальную оборону - 333 млрд. рублей, или 14,7% всех расходов, говорится в материалах, подготовленных к заседанию российского правительства.
Проект бюджета предусматривает процентные расходы, то есть расходы, предназначенные на обслуживание государственного долга России, в размере 276 млрд. 710 млн. рублей, что составит 2,15% ВВП.
Как ожидается, финансовый резерв госбюджета составит на начало 2003 года 179,6 млрд. руб., которые предполагается использовать для погашения внешнего долга России. В 2003 году доходы федеральной казны от продажи государственных запасов (драгоценных металлов и камней) должны составить 10 млрд. руб.
В будущем году будут увеличены расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства. На эти цели предполагается направить 241,1 млрд. рублей (10,6% от объема расходов) против 184,6 млрд. рублей (9,4%) в текущем году.
В соответствии с проектом бюджета, на обслуживание госдолга планируется направить 276,7 млрд. рублей (12,2% от объема расходов), что будет несколько меньше, чем в текущем году (13,6% от расходов, или 266,6 млрд. рублей).
В 2003 году планируется несколько увеличить расходы на образование. Объем этой расходной статьи предполагается утвердить на уровне 92,9 млрд. рублей, или 4,1% от общих расходов, в текущем году на эти цели направляется 4% всех расходов, или 79,3 млрд. рублей.
Проект бюджета предполагает также увеличение расходов на социальную политику. На эти цели в будущем году планируется выделить 156,99 млрд. рублей, что составит 6,9% всех расходов. В текущем году на эти цели направлено лишь 109,6 млрд. рублей (5,6% расходов).
Расходы на международную деятельность, согласно проекту бюджета, в будущем году составят 59,8 млрд. рублей, или 2,6% всех расходов. В текущем году на эти цели планируется направить 2,1% бюджетных расходов, или 41,3 млрд. рублей.
По внешнему долгу Россия планирует выплатить в будущем году $17,2 млрд. При этом в качестве процентов планируется выплатить 220,027 млрд. рублей (примерно $6,4 млрд.). На погашение основного долга планируется направить $10,8 млрд. В документах отмечено, что платежи по внешнему долгу в 2003 году примерно на $4 млрд. превысят платежи по внешнему долгу текущего года.
Правительство на заседании 20 июня окончательно утвердило основные параметры бюджета 2003 года. Об этом сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. В основных параметрах произошли некоторые изменения по сравнению с теми цифрами, которые были приняты за основу на заседании кабинета 13 июня. Кудрин пояснил, что это связано с распределением расходов между различными уровнями бюджетов. Вице-премьер также подчеркнул, что проект федерального бюджета на 2003 год не предусматривает роста непроцентных расходов по сравнению с уровнем текущего года.
На заседании Правительства 13 июня были обсуждены также прогнозные параметры бюджетов до 2005 г. Были приняты следующие параметры бюджетов (в сравнении с показателями 1999-2001 гг.) в процентах от ВВП:
| 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ |
Доходы | 12,89 | 15,50 | 17,63 | 17,08 | 15,44 | 15,30 | 15,14 |
Расходы | 12,22 | 12,34 | 11,70 | 12,53 | 12,50 | 11,99 | 11,64 |
ВСЕГО (бюджеты всех уровней и фонды) |
Доходы | 33,64 | 37,23 | 39,17 | 41,13 | 38,73 | 36,67 | 36,14 |
Расходы | 32,97 | 33,08 | 32,21 | 35,56 | 35,84 | 34,42 | 32,89 |
Проект бюджета-2003 обеспечит в следующем году стабильное финансирование государственных расходов, отсутствие дефицита, а также стабильную макроэкономическую ситуацию, заявил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Однако, по словам министра, российскому правительству "осуществить это будет непросто", поскольку 2003 год крайне непростой для России, в том числе из-за необходимости погашения выплат по внешним долгам. "Нам всем придется потуже затянуть пояса", - подчеркнул Греф.
На заседании правительства 20 июня был представлен жесткий бюджетный прогноз на период до 2005 года, сообщил журналистам Кудрин после заседания кабинета министров. Предполагается, что расходы бюджета будут повышаться, но в процентном отношении к ВВП останутся прежними, сказал он. Среди основных направлений расходования средств бюджета Кудрин назвал поддержку образования, здравоохранения, национальной обороны, правоохранительной деятельности, науки, судебной системы. "Это те направления, где надо наращивать усилия бюджетов всех уровней", - подчеркнул вице-премьер.
В свою очередь, советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов заявил, что решения правительства - "серьезный шаг в правильном направлении". По его словам, "если удастся претворить эти решения в жизнь, то это даст шансы на устойчивое экономическое развитие страны. В числе принципиальных моментов Илларионов назвал неувеличение государственных расходов. В перспективе, по его словам, предполагается снижение государственных расходов "год за годом на 1-1,2%".
Бюджетное послание Президента РФВ этом году Президент обнародовал бюджетное послание Федеральному собранию довольно поздно - лишь в начале июня (в прошлом году, к примеру, - в апреле). Документ выдержан в духе слов премьера Михаила Касьянова о том, что в области экономических реформ "прорывов не будет". Если раньше в бюджетных посланиях Владимира Путина речь шла о "последовательном снижении налогового бремени" и о том, что "структура бюджетных расходов не отвечает целевым ориентирам экономического развития России", то в нынешнем документе Президент высказывает удовлетворение от проделанной работы. "Можно говорить о том, что налоговая система в основном упорядочена", - отмечается в послании. Президент не стал заострять внимание на необходимости выполнения "амбициозных задач" в деле обеспечения высокого экономического роста, хотя, казалось бы, не так давно Путин критиковал правительство именно за "неамбициозность".
Тем не менее, документ написан в целом в либеральном ключе. "Рост деловой активности" стоит на первом месте в числе основных задач бюджетной политики. В качестве одной из "основных проблем" Президент отметил "высокий уровень номинальной налоговой нагрузки", а также пообещал "продолжить совершенствование механизма регрессии при уплате единого социального налога" (это должно означать либерализацию доступа к регрессивной шкале), отменить налог на покупку наличной валюты и ввести облегченную систему налогообложения для малого бизнеса.
Центральная тема послания - повышение эффективности государственных расходов. Эта тема выглядит вполне логично, т.к. исполнительная власть столкнулась с неразрешимым противоречием - с одной стороны необходимо снижать налоги, с другой стороны отсутствуют возможности для механического снижения госрасходов, более того, социальные расходы приходится увеличивать. Выход из положения Президент видит в качественном изменении системы расходования государственных средств.
Президент указал на недопустимость увеличения государственных расходов, поскольку "динамика непроцентных расходов препятствует снижению налогового бремени и закреплению тенденций экономического роста", и посетовал, что "в некоторых регионах наблюдается резкий рост непроцентных расходов". Следует отметить, что идея ограничения госрасходов находится в некотором противоречии с недавно принятым решением об увеличении таких расходов в 2002 г. в связи с повышением зарплаты бюджетникам.
Одной из мер ограничения роста расходов должна стать "система планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов... в отношении бюджетов всех уровней". Это может означать, что федеральный центр будет задавать некие индикативные параметры нижестоящих бюджетов и в случае их нарушения оказывать на регионы давление. Кроме того, Президент призвал "значительно сократить размеры административного аппарата на региональном и местном уровне" и отказаться от региональных налоговых льгот, а тем, кто сокращаться не захочет, пообещал "корректировку трансфертов".
Владимир Путин призвал более строго относится к бюджетным организациям, многие из которых будут получать финансирование только под конкретные "государственные заказы на предоставление социальных услуг". Президент также указал на необходимость прекращения практики "софинансирования бюджетных учреждений", т.е. когда государственные структуры получают как бюджетное финансирование так и доходы от коммерческой деятельности или оказания платных услуг. В этом случае соответствующим учреждениям придется "менять организационно-правовую форму", т.е. становиться полноценными коммерческими компаниями и на равных бороться за госзаказ.
Новацией нынешнего послания стала идея о необходимости "среднесрочного бюджетного планирования" - на три года вперед. "Следует предусмотреть возможность утверждения Правительством структуры бюджетных расходов на три предстоящих года", - говорится в документе.
Проблема неэффективного финансирования бюджетных расходов является ключевой в бюджетном послании президента Федеральному Собранию и главе правительства, считает председатель бюджетного комитета Думы Александр Жуков. Он высказал предположение, что проблема неэффективного механизма финансирования бюджетных расходов, вероятнее всего, будет основной и при разработке бюджета на будущий год. "Улучшение использования бюджетных средств - это важнейшая задача", - подчеркнул Жуков. Если эту задачу не решить, то все "завоевания в бюджетной сфере, которые были достигнуты за последние три года, мы растеряем", - добавил он. Глава бюджетного комитета также считает, что проблема, поднятая в бюджетном послании и касающаяся необходимости прекращения практики софинансирования бюджетных учреждений, является правильной. "Надо наводить порядок", - сказал Жуков, добавив, что полностью согласен с мнением, что бюджетные учреждения должны финансироваться строго из бюджета.
Что касается непроцентных расходов, то, как считает Жуков, в настоящее время они больше, "чем мы можем позволить". По его мнению, в дальнейшем такая практика может стать проблемой для исполнения бюджета.
Пенсионная реформаПенсии "за вредность"Совет Думы 11 июня принял решение вынести на рассмотрение Думы 20 июня в первом чтении два альтернативных законопроекта "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в РФ". Один из них внесен правительством, другой группой депутатов. Также в первом чтении будет рассмотрен правительственный законопроект "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем". Это решение вызвало протесты со стороны работодателей и профсоюзов, которые считают, что льготные пенсии по-прежнему могут финансироваться из бюджета.
Льготные пенсии ("за вредность") полагаются каждому третьему пенсионеру России. На их финансирование правительство тратит более 130 млрд. рублей в год. Однако, согласно действующему пенсионному законодательству, с 1 января 2003 года финансирование профпенсий будет осуществляться непосредственно работодателем. Система будущего финансирования пенсий льготников строится на ежемесячных отчислениях пенсионного взноса (помимо единого социального налога) с каждого "вредного" рабочего места. Этот взнос определен в размере 6-14% от фонда оплаты труда. По мнению работодателей, это слишком дорого и было бы лучше, если бы пенсии льготников по-прежнему финансировались из бюджета.
Инвестирование пенсионных средств19 июня Дума рассмотрела во втором чтении законопроект "Об инвестировании средства для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ", подготовленный комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам ко второму чтению.
Попытки депутатов внести в законопроект поправки, согласно которым к пенсионным средствам работников, не определившихся с выбором управляющей компании, могли бы быть допущены частные управляющие компании, оказались безуспешными. Правительство настояло на том, чтобы накопления "молчунов" (каковых ожидается свыше 90%) инвестировались только через государственную управляющую компанию, назначенную правительством. Государственная компания будет размещать средства исключительно в госбумагах. Однако уже со следующего года каждый гражданин сможет выбрать себе управляющую компанию, уполномоченную размещать пенсионные накопления.
В процессе рассмотрения законопроекта депутатам удалось отменить положение о проведении конкурсов на право получения статуса управляющей компании (которая непосредственно размещает пенсионные средства). Ранее предполагалось, что такие конкурсы будут проводится под надзором Пенсионного фонда, который получил бы тем самым мощное средство для борьбы с негосударственными пенсионными фондами. Теперь к управлению пенсионными деньгами будут допущены все компании, которые соответствуют определенным требованиям. Однако их должно быть не меньше трех. В противном случае будет проводиться дополнительный отбор с еще более мягкими требованиями.
Депутаты одобрили предложение, согласно которому первичный переход граждан из ПФР в негосударственные пенсионные фонды будет осуществляться на бесплатной основе. Однако последующие действия по переходу в другие негосударственные пенсионные фонды или обратно в ПФР будут оплачиваться по тарифам, установленным уполномоченным органом.
Премьер-министр Михаил Касьянов положительно относится к возможности инвестирования средств Пенсионного фонда в ипотечное строительство, заявил он в Совете Федерации. Средства накопительной части пенсии должны работать в экономике, считает Касьянов. Однако открытым остается вопрос о том, как именно это должно быть сделано, ответ на этот вопрос должна дать рыночная инфраструктура. "Нужен рыночный конкурентный механизм, мы будем работать над его разработкой", - сказал Касьянов.
Закон об НПФ Рассмотрение в Думе законопроектов, касающихся пенсионной реформы, задерживалось в связи с тем, что депутаты отказывались "продвигать" пенсионную реформу в отсутствии поправок к закону "О негосударственных пенсионных фондах", регламентирующих участие НПФ в государственной накопительной пенсионной системе. 3 июня правительство внесло в Думу проект поправок к закону "О негосударственных пенсионных фондах". Согласно тексту поправок, НПФ будут участвовать в государственном пенсионном страховании с 1 января 2004 года. Согласно поправкам, частные фонды смогут привлекать пенсионные сбережения граждан, размещая их исключительно через уполномоченные управляющие компании. Законопроект также вводит единую "пенсионную" лицензию для НПФ, определяет виды активов, в которые будут размещаться пенсионные резервы, привлеченные НПФ по этому виду деятельности, а также требования к уполномоченным НПФ.
По мнению Национальной ассоциации НПФ, законопроект делает НПФ "ненужными посредниками". В частности, гражданин не сможет направлять свои накопления непосредственно в НПФ. Средства сначала поступают в ПФР, который, в случае специального заявления гражданина, будет перечислить их в частный фонд. Далее НПФ смогут размещать средства на рынке через уполномоченные управляющие компании.
Президент Владимир Путин заявил, что "хотя бы на первом этапе государство должно взять на себя большую ответственность за соблюдение правил" в пенсионной сфере. Вместе с тем, по словам президента, "этот этап не следует затягивать". Сама пенсионная система при участии негосударственных фондов будет эффективнее, сказал Путин.
Прочее Правительство утвердило положение о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов. Как сообщил департамент правительственной информации, соответствующее постановление N384 принято 5 июня в соответствии с федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно положению, лицензирование осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Поправки к налоговому кодексу, принятые депутатами в третьем чтении 24 мая, содержат противоречие, которое может полностью блокировать работу негосударственных пенсионных фондов. Согласно одобренному документу, подоходный налог будет взиматься не только со взносов в НПФ, но и с выплат фондами пенсий.
С 1 января прошлого года положения нового Налогового кодекса сделали работу предприятий с НПФ невыгодной: взносы в НПФ стали облагаться единым социальным налогом (ЕСН) и налогом на прибыль (в случае если взносы уплачиваются из прибыли). Кроме того, с них взимается подоходный налог, если сумма взносов превышает 2 тыс. рублей за одного человека в год. НПФ добивались переноса налогообложения со взносов на выплаты пенсий, как это делается во многих западных странах. И в апреле депутаты приняли во втором чтении поправки в НК, отвечающие требованиям НПФ. Однако к третьему чтению ситуация изменилась. 24 мая думцы проголосовали за поправки к 213-й статье НК, согласно которым подоходный налог на взносы в НПФ будет сохранен. Этим же налогом будут облагаться и пенсии, выплачиваемые НПФ.
"Это смешно, но может поставить крест на работе всех НПФ", - заявили в Профессиональной лиге НПФ. В бюджетном комитете осознают, что поправки противоречивы и оставлять их в таком виде нельзя. "Это явное недоразумение, - считает зампред бюджетного комитета Оксана Дмитриева. - В этой редакции проигнорированы результаты голосования во втором чтении". Поэтому депутаты будут добиваться того, чтобы рассмотреть налогообложение НПФ в новых поправках. Однако на время, которое понадобится на их разработку и проведение, деятельность НПФ может оказаться заблокированной.
Дума на пленарном заседании 14 июня приняла в первом чтении поправки в закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Законопроект предписывает включать "нестраховые" периоды в трудовой стаж граждан. Эти периоды (учеба в вузах, в средних специальных учебных заведениях, в ФЗО, уход за ребенком, льготное исчисление стажа, специальный стаж и тому подобное) ранее учитывались при исчислении трудового стажа в соответствии с законом "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Пенсионный фонд России прогнозирует дефицит бюджета фонда в 2005 г. в случае невнесения изменений в налоговое законодательство, заявил глава ПФР Михаил Зурабов. По его словам, в настоящее время эффективная ставка отчислений в ПФР составляет 28% при сумме до 100 тыс. руб. В ближайшие 3 года заработная плата, по прогнозам, возрастет в 1,9 раза, а нижняя граница регресса останется на том же уровне в 100 тыс. руб. Фактически это будет означать сокращение эффективной ставки отчислений в ПФР. Как сообщил Зурабов, правительство должно будет принять решение либо о компенсации текущего дефицита за счет средств федерального бюджета, либо об изменении нижней границы порога регрессии.
Реформа ЖКХ Повышение качества коммунальных услуг путем создания конкурентной и саморазвивающейся среды является на сегодняшний день одной из основных задач правительства, заявил председатель правительства Михаил Касьянов. Ключевыми проблемами российских городов премьер назвал износ коммунальной системы и устаревшие механизмы финансирования жилищного коммунального хозяйства. "Это один из самых болезненных моментов, который перешел к нам от директивно-плановой экономики", - сказал Касьянов.
Фискальное регулированиеОбщий уровень налогообложения Налоговая реформа Президент Владимир Путин в Бюджетном послании Федеральному собранию заявил, что "в 2003 году следует в основном завершить налоговую реформу, призванную создать налоговый режим, полностью обеспечивающий финансирование бюджетных обязательств, минимально обременительный с точки зрения администрирования, максимально благоприятный для экономической деятельности". Он считает необходимым, чтобы все изменения в налоговое законодательство вносились не позднее первого квартала года, предшествующего году вступления таких изменений в силу. При этом, по его мнению, в целях стимулирования легализации заработной платы нужно продолжить совершенствование механизма регрессии при уплате единого социального налога.
В 2002 году, согласно документу, необходимо завершить разработку глав Налогового кодекса, посвященных имущественному налогообложению, включая налог на недвижимость. В 2003 году перестанет действовать последний оборотный налог - на пользователей автомобильных дорог.
Первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов сообщил, что к концу 2003 года налоговая реформа в целом будет завершена, "по крайней мере будет определен ее каркас". Однако, после того "как в основном налоговая реформа будет завершена, будет еще идти довольно долгая и кропотливая чистка законодательства". Он также высказался за создание в России "простой, прозрачной и понятной" налоговой системы.
На заседании Правительства 13 июня были обсуждены меры по совершенствованию налогового законодательства, введение в действие которых предусматривается начиная с 2003г. Таковыми признаны следующие меры:
- Завершение работы по отмене оборотных налогов, имея ввиду полное прекращение действия налога на пользователей автомобильных дорог с 1 января 2003г. Одновременно предлагается компенсировать потери регионов. В частности, предусматривается:
- увеличение с 1 января 2003 г. региональной ставки налога на прибыль организаций с 14,5% до 18,5% с одновременным соответствующим уменьшением федеральной ставки с 7,5% до 3,5%;
- принятие главы Налогового кодекса, предусматривающей введение с 1 января 2003г. регионального транспортного налога взамен действующих в настоящее время налога с владельцев транспортных средств;
- зачисление земельного налога и арендной платы за землю в полной сумме в доходы бюджетов субъектов РФ;
- увеличение ставок акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо и автомобильные масла на 45%.
- Совершенствование системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. В этих целях предусматривается введение в действие с 1 января 2003г. глав Налогового кодекса РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности" и "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства", которое обеспечит снижение налогового бремени на субъекты малого предпринимательства, упростит процедуры налогообложения и представления отчетности.
- Отмена с 1 января 2003г. налога на покупку иностранных денежных знаков.
- Индексация специфических (установленных в абсолютной сумме на единицу измерения) ставок акцизов в целях сохранения относительного уровня налоговых поступлений от акцизов в бюджет в условиях инфляции.
- Индексация в 2003г. ставок земельного налога и арендной платы за землю против действующих в 2002г. в 1,8 раза.
Собираемость налоговЗампред бюджетного комитета Думы Михаил Задорнов сообщил, что в последнее время приостановился процесс легализации доходов налогоплательщиков. В первую очередь это отразилось на уровне поступления налогов в бюджеты. За четыре месяца этого года министерство по налогам и сборам недобрало около 5% налоговых поступлений, установленных заданием, хотя, в частности, сбор единого социального налога всегда превышал плановое задание.
МНС в январе-мае обеспечило поступление в федеральный бюджет 575,2 млрд. рублей, что на 2,1% превышает установленное на этот период задание. Как говорится в официальном сообщении Минфина, фактически поступившая сумма налогов составила за январь-май 83,9% от установленного задания по сбору налогов в федеральный бюджет в первом полугодии этого года.
МНС обеспечило поступление в федеральный бюджет в мае 2002г. контролируемых налогов и сборов в сумме 117,5 млрд. руб., сообщило управление по информационной политике МНС. Установленное для МНС задание по мобилизации доходов в федеральный бюджет на май в сумме 120,8 млрд. руб. недовыполнено на 3,3 млрд. руб., а в процентном отношении на 2,7%. Общие поступления в Пенсионный фонд РФ, включая поступления по единому социальному налогу (ЕСН), зачисляемому в федеральный бюджет, составили примерно 48,8 млрд. руб. Поступления ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в мае 2002 г. составили около 24 млрд. руб., что больше установленного задания на сумму свыше 1,7 млрд. руб., а в процентном отношении - на 7,8%.
Поступления в консолидированный бюджет РФ за 4 месяца 2002 г. составили 683 млрд. руб., что на 30% больше аналогичного периода прошлого года, сообщил глава МНС Геннадий Букаев. Он заметил, что наиболее значительно выросли поступления от сбора налога на доходы физлиц. Он увеличился на 44,7%, что говорит о том, что "зарплата вылезает из тени". Кроме того, произошло увеличение поступления налога на прибыль в бюджеты регионов - на 31,8% и этот рост - цена отмены льгот, заметил он.
МНС отмечает, что за январь-май этого года в бюджетную систему от граждан поступило 122 млрд. руб. налога на доходы, что на 39,9% больше, чем за соответствующий период прошлого года.
С начала 2002 года, по данным МНС, сумма налоговой недоимки предприятий увеличилась почти на 40 млрд. руб. Общая задолженность российских предприятий перед всеми уровнями бюджета превысила 1 трлн. руб. и постоянно продолжает расти. Казалось бы, в прошлом году ситуация с недоимкой начала исправляться - впервые удалось добиться, чтобы "основной долг" (без пеней и штрафов) уменьшился. Однако с окончанием приема заявок на отсрочку налоговых долгов закончился и процесс сокращения недоимки. Проще говоря, предприятия резко начали копить новые долги. По данным МНС, в апреле недоимка выросла сразу на 41,7 млрд. руб. Всего за четыре месяца 2002 г. недоимка увеличилась на 38,9 млрд. руб., или на 16,6%.
Налогообложение малого бизнесаДума на пленарном заседании 6 июня приняла в первом чтении правительственный вариант законопроекта о налогообложении малого предпринимательства. Три альтернативных законопроекта Дума отклонила.
Проект закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах" предусматривает введение в действие с 1 января 2003г. двух новых глав Налогового кодекса" "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства" и "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Законопроект предусматривает сохранение добровольного порядка перехода на упрощенную систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства. В качестве условия для перехода на упрощенную систему законопроект определяет непревышение уровня дохода в размере 7,5 млн. руб. за предыдущие 9 месяцев. Условием для применения упрощенной системы в течение налогового периода является непревышение уровня доходов в размере 10 млн. руб. При этом малые предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и налога на имущество организаций. Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц, налога с продаж и налога на имущество физических лиц. Помимо этих налогов, законопроект освобождает налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему, от уплаты единого социального налога, однако законопроект сохраняет обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд. Законопроект предусматривает, что уплаченные страховые взносы в ПФР вычитаются из общей суммы единого налога, но не более 50% суммы единого налога.
Выбор объекта налогообложения (совокупный доход или прибыль) при упрощенной системе налогообложения налогоплательщик осуществляет самостоятельно. Однако предусмотрен запрет на изменение в течение 2003-2004 гг. налогоплательщиками выбранной ими налоговой базы. Начиная с 1 января 2005 г. единственным объектом налогообложения предлагается установить доход, уменьшенный на величину расходов (т.е. прибыль).
Проектом закона предусматривается, что налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения прибыль, должен уплачивать минимальный налог в размере 1% от совокупных доходов. Минимальный налог уплачивается в том случае, если сумма налога, исчисленная в общем порядке, меньше суммы минимального налога. Ставка налога при упрощенной системе устанавливается в следующих размерах: если объектом налогообложения является совокупный доход - 8%; если объектом налогообложения является прибыль - 20%.
Налогоплательщик будет перечислять общую сумму налога на счет органа федерального казначейства, который должен распределить ее между бюджетами разных уровней и государственными внебюджетными фондами в соответствии с бюджетным законодательством.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предложенная правительством, предусматривает замену ряда существующих налогов единым налогом. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на единый налог на вмененный доход, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого социального налога. При этом сохраняется обязанность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
Налог на вмененный доход является обязательным и распространяется на такие виды деятельности, как: оказание бытовых услуг; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, общественное питание; оказание автотранспортных услуг; розничная торговля горюче-смазочными материалами через автозаправочные станции.
Субъекты Федерации будут самостоятельно решать вопрос о том, вводить или не вводить у себя на территории данную систему налогообложения. Что касается налогоплательщиков, то для них эта система налогообложения является обязательной. В том случае, если на территории того или иного региона введен единый налог на вмененный доход, то все налогоплательщики, занимающиеся соответствующими видами деятельности, в обязательном порядке переводятся на эту систему налогообложения.
Вмененный доход определяется путем умножения базовой доходности на количество физических показателей, характеризующих тот или иной вид деятельности. Размер базовой доходности правительство предлагает закрепить непосредственно в Налоговом кодексе. При этом регионы могут изменять базовую доходность, корректируя ее на коэффициенты, которые отражают особенности ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенности населенного пункта, месторасположение как самого населенного пункта, так и внутри него, особенности ассортимента продукции (работ, товаров, услуг), сезонность и другие факторы, а также уровень инфляции.
Ставку налога предлагается установить в действующем ныне размере - 15% от вмененного совокупного дохода. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд. При этом установлено, что сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 25%.
Комитет Думы по бюджету и налогам поддержал принятие законопроекта в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению. В частности, предлагается снизить ставку налога, взимаемого при упрощенной системе налогообложения, с 8% до 6% в случае, когда объектом налогообложения является доход, с 20% до 15 % - когда объектом налогообложения является прибыль (доход, уменьшенный на величину расходов). Одновременно предлагается установить право перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения при доходе от реализации за год, не превышающем 15 млн. руб. (в законопроекте - 10 млн. руб.).
Комитет выступил также за исключение с 1 января 2002г. обязательств по уплате единого социального налога в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, объектом налогообложения которых признается вмененный доход. Также предлагается исключить нормы, устанавливающие минимальный налог в размере 1% от налоговой базы (дохода), который уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Кроме того, комитет предлагает уточнить перечень расходов, на которые налогоплательщик вправе уменьшать полученные доходы.
Комитет также считает целесообразным ко второму чтению дополнительно рассмотреть: возможность сохранения патента как документа, применяемого индивидуальными предпринимателями при переходе на упрощенную систему налогообложения; целесообразность установления дополнительного критерия, соответствие которому делает возможным переход на упрощенную систему налогообложения, в виде величины уставного капитала и (или) активов налогоплательщика; вопрос о сроке, на который налогоплательщикам предоставляется право самостоятельного выбора объекта налогообложения, в качестве которого может быть выбран доход или доход, уменьшенный на величину расходов.
Минфин выступает против сохранения патентной системы налогообложения малого бизнеса, заявил первый замминистра финансов Сергей Шаталов. По его словам, ранее Минфин сталкивался с фактами, когда, получив такой патент, многие юридические лица позволяли себе минимизировать налогообложение доходов.
Замминистра финансов Михаил Моторин сообщил, что ко второму чтению законопроекта правительство готово будет решить серьезную проблему, с которой с 1 января 2002 года сталкиваются малые предприятия-плательщики налога на вмененный доход: их обязали платить единый социальный налог, в результате чего налоговая нагрузка на малый бизнес резко возросла. Моторин заявил, что единый социальный налог для них отменят задним числом. Правда, платить страховые взносы в Пенсионный фонд малым предприятиям все-таки придется.
Разработанная правительством реформа налогообложения малых предприятий вызвала неоднозначные оценки со стороны представителей малого бизнеса и тех, кто защищает его интересы.
Зампред думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева высказала мнение, что законопроект содержит неоправданно жесткие критерии отнесения предприятий к малым. "Действующий пока закон о поддержке субъектов малого предпринимательства дает другой критерий - 100 тыс. минимальных размеров отплаты труда. То есть действующий закон относит к малым все предприятия с годовым оборотом до 45 млн. рублей, а не 10-15 млн., как предлагает правительство", - считает Дмитриева. "Получается, что строительная фирма, возводящая коттедж, - уже не малое предприятие. Им может быть в лучшем случае артель, ремонтирующая несколько квартир за год... За последние годы малый бизнес потерял все льготы, какие имел. Нет налоговых каникул по налогу на прибыль, фактически ликвидированы льготы по НДС и многое другое. Снижение налогового бремени, которое правительство провело одновременно с ликвидацией льгот, никак не сказалось на положении малого бизнеса - судя по тому, как уменьшается количество занятых в этой сфере. В 1995 г. в малом бизнесе были заняты 13 млн. человек, в конце 2001 г. - всего 7,5 млн. И тенденция эта сохраняется", - сказала Дмитриева.
Глава Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков критически оценил часть проекта Налогового кодекса о налогообложении малого бизнеса. Выступив на 4-м съезде ТПП, Примаков заявил, что в разработанном правительством проекте по-прежнему сохраняются высокие ставки налогов, а также явно заниженный размер оборота, по которому предприятия относятся к малому бизнесу. Все это свидетельствует о том, что проект в том виде, в котором он рассматривается ныне в Думе, не приведет к существенным, а тем более революционным переменам в развитии малого бизнеса, подчеркнул Примаков.
Подоходный и социальный налогиГлава ПФР Михаил Зурабов призвал к фактическому повышению социального налога. Пенсионный фонд прогнозирует дефицит бюджета фонда в 2005 г. в случае невнесения изменений в налоговое законодательство, заявил Зурабов. По его словам, в настоящее время эффективная ставка отчислений в ПФР составляет 28% при сумме до 100 тыс. руб. В ближайшие 3 года заработная плата, по прогнозам, возрастет в 1,9 раза, а нижняя граница регресса останется на том же уровне в 100 тыс. руб. Фактически это будет означать сокращение эффективной ставки отчислений в ПФР. Как сообщил Зурабов, правительство должно будет принять решение либо о компенсации текущего дефицита за счет средств федерального бюджета, либо об изменении нижней границы порога регрессии.
Первый замглавы Минфина Сергей Шаталов заявил, что считает возможным повысить базовую ставку единого социального налога (ЕСН) с одновременным сокращением диапазона ее применения. В то же время он отметил, что "говорить о решении вопроса по изменению ставки ЕСН в текущем году вряд ли целесообразно, так как в правительстве еще нет единого мнения относительно того, какие изменения надо вносить". Шаталов также отметил, что снижение ставки ЕСН на 1-2,5% не было бы правильным, так как не окажет существенного воздействия на бизнес. "В любом случае это будет проблема следующего года", - заявил он.
Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин считает преждевременным снижение ставки социального налога. "Мы считаем преждевременным принимать такие решения. Они должны быть отложены до 2004-2005 годов", - сказал глава Минфина.
Зампред бюджетного комитета Думы Михаил Задорнов заявил, что бюджетный комитет считает необходимым снижение ставки единого социального налога и снижение планки применения регрессивной шкалы по этому налогу, которая начинает действовать для предприятий, годовой фонд оплаты труда которых на одного человека превысил 100 тыс. рублей. Задорнов подчеркнул, что планку применения регрессивной шкалы необходимо снизить со 100 до 70-75 тыс. рублей в год, что позволит предприятиям раньше преодолеть порог применения этой регрессивной шкалы по ЕСН. Однако, подчеркнул он, это можно будет сделать только с 2004 года.
Ставку ЕСН можно снизить до 30% с 2003 года, считает глава бюджетного комитета Думы Александр Жуков. В настоящее время максимальная ставка ЕСН составляет 35,6%. В беседе с журналистами Жуков высказал мнение, что снижение ставки этого налога позволит обеспечить существенный экономический рост.
Начальник департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС Игорь Кобелев сообщил, что за январь-май этого года в бюджетную систему от граждан поступило 122 млрд. рублей налога на доходы, что на 39,9% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Кобелев подчеркнул, что ставка налога в 13%, установленная на доходы граждан, до настоящего времени себя оправдывает. По его данным, в апреле 2000 года поступления подоходного налога в бюджет составляли 11,8 млрд. рублей, в апреле 2001 года - 19,3 млрд. рублей, а в апреле этого года этот показатель вырос до 30 млрд. рублей.
НДС и налог на прибыльВице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин считает преждевременным снижение ставки налога на добавленную стоимость. "Мы считаем преждевременным принимать такие решения. Они должны быть отложены до 2004 года и то же - по единому социальному налогу, снижение которого должно быть не раньше, чем в 2004-2005 годах", - сказал глава Минфина.
Минфин готов рассмотреть возможность снижения ставки НДС до уровня менее 17% с учетом отмены всех льгот и наличия определенного финансового резерва, заявил первый замглавы Минфина Сергей Шаталов. По его словам, уже сейчас можно было бы снизить ставку НДС с 20% до 17-18% при одновременной отмене всех льгот. Это, считает замминистра, не приведет к каким-либо финансовым потерям для бюджета. В то же время говорить о снижении ставки НДС в ближайшие два года не приходится, заявил Шаталов. "Сейчас можно говорить, что 2002 и 2003 годы - это потерянное время, так как в предвыборный период никто не будет рассматривать вопрос повышения НДС на лекарства, продукцию СМИ с существующей сегодня льготной ставки 10%", - отметил замглавы Минфина.
Зампред бюджетного комитета Думы Михаил Задорнов заявил, что бюджетный комитет считает возможным снижение НДС с нынешних 20% до 15-16%, а возможные потери для бюджета компенсировать за счет усиления налогового администрирования. Он считает, что по НДС и ЕСН в течение 2002-2003 годов должны быть приняты принципиальные решения.
В Думе готовится к рассмотрению во втором чтении законопроект о "технических" поправках в главу 25 Налогового кодекса (НК), регламентирующей взимание налога на прибыль. Первое чтение прошло в ноябре 2001 г. Поправки касаются, во многом, банков и финансовой деятельности. Крупным изменением можно считать снятие всех ограничений по включению в себестоимость расходов на ремонт основных средств (в действующей редакции 25-й главы отрасли делились на "более достойные" - им разрешалось ремонтировать оборудование в обычном порядке, и "менее достойные" - для них предусматривался потолок текущих расходов на ремонт в 10% стоимости ремонтируемого имущества, к "менее достойным" отраслям, в частности, относились банковский сектор и торговля). В уточненном тексте 25-й главы более четко прописаны категории амортизируемого имущества, переходные положения для организаций, перешедших с 1 января 2002 года на метод начислений. Для банков уточнен порядок формирования резервов по сомнительным долгам и отмечено, что операции с банками-нерезидентами для целей налогообложения признаются обычными банковскими операциями. Содержательное обсуждение текста фактически завершено, и его итоги в целом позитивны.
Дума на пленарном заседании 24 мая приняла в первом чтении законопроект, внесенный правительством и компенсирующий отмену с 1 января 2003 года налога на пользователей автодорог. В целях компенсации потерь доходов региональных бюджетов, в частности, предлагается увеличить долю налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, с 16,5% до 18% с одновременным уменьшением доли этого налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 7,5% до 6%. Кроме того, достигнута договоренность, что ко второму чтению регионам будет передано 20,5% налога на прибыль, т.е. доля регионов в этом налоге увеличиться на 4 процентных пункта.
Минфин может предложить снизить ставку налога на прибыль, передаваемую субъектам РФ, с 4% до 2%, если акцизы на ГСМ будут взиматься на бензоколонках и доходы будут переданы региональным бюджетам, заявил первый замглавы Минфина Сергей Шаталов. По его словам, сейчас рассматривается вопрос о взимании акциза на ГСМ не с нефтеперерабатывающих заводов, а с бензоколонок. Ранее, согласно базовым договоренностям при принятии поправок в Налоговый кодекс, было принято решение о передаче 4% налога на прибыль из федерального бюджета регионам.
В начале июня были официально опубликованы принятые в весеннюю сессию Думы поправки в Налоговый кодекс.
В частности, поправки решают проблему резко увеличившихся амортизационных отчислений ряда компаний. Данные отчисления относятся на себестоимость и резко сокращают налог на прибыль. С этой целью ряд крупных компаний провели переоценку своих фондов с целью увеличения амортизационных отчислений. Однако законодатели решили, что увеличение стоимости фондов будет засчитано как доход компаний и обложено налогом на прибыль в размере 24%. Поправки также прекращают действие налоговых каникул по налогу на прибыль (выручка от отгруженной, но не оплаченной в прошлом году продукции сейчас поступает налогоплательщикам, но в соответствии с законом налогом пока не облагается).
Кроме того, новая редакция ст. 262 НК позволяет предприятиям с 1 января 2002 г. (закон вступает в силу задним числом) относить на себестоимость 0,5% выручки, перечисленной "на формирование Российского фонда технологического развития (РФТР) и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР". По НК перечень фондов НИОКР утверждает правительство. Последний такой список содержится в письме МНС от 4 декабря 2000г. В нем упомянуты 94 фонда, среди которых фонды компаний "Роснефть", "Транснефтепродукт", ассоциаций "Хлебопродуктпрогресс" и "Росэлектромонтаж", Союза производителей и экспортеров калия и соли, а также Российского союза пекарей. Минфин выразил неудовольствие принятой поправкой. "Это ломает саму концепцию главы о налоге на прибыль, - сказал чиновник Минфина. - Мы принимали к вычету только обоснованные расходы. А теперь можно просто перечислять деньги в фонд, который вообще ничего не обязан делать взамен".
Транспортный налог и финансирование строительства дорогДума на пленарном заседании 24 мая приняла в первом чтении законопроект, внесенный правительством и компенсирующий отмену с 1 января 2003 года налога на пользователей автодорог. В целях компенсации потерь доходов региональных бюджетов предлагается:
- увеличить ставки акцизов на нефтепродукты на 70%;
- увеличить долю налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, с 16,5% до 18% с одновременным уменьшением доли этого налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 7,5% до 6%;
- ввести региональный транспортный налог взамен действующего в настоящее время оборотного дорожного налога;
- провести индексацию ставок земельного налога и арендной платы за землю относительно ставок, действующих в 2002г., в 1,8 раза с последующим отказом (в законопроекте "О федеральном бюджете на 2003 год") от централизации части этого налога на федеральном уровне и зачислением его в полной сумме в региональные и местные бюджеты.
Законопроект также предусматривает индексацию ставки акциза на пиво на 25%, средней ставки акциза на сигареты - на 70%.
Дума предлагает комитету по бюджету и налогам ко второму чтению при доработке законопроекта учесть следующее:
- снизить предлагаемое законопроектом увеличение ставок акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и автомобильные масла) с 70% до 45%;
- увеличить предполагаемой доли налога на прибыль организаций, зачисляемой в региональные и местные бюджеты, с 16,5% до 20,5% с одновременным уменьшением доли этого налога, зачисляемый в федеральный бюджет, с 7,5% до 3,5%;
- зачислять земельный налог и арендную плату за землю в полном объеме в региональные и местные бюджеты;
- оценить целесообразность переноса уплаты акцизов на нефтепродукты с НПЗ на автозаправки.
Дума предлагает правительству при подготовке проекта федерального бюджета на 2003г. предусмотреть: выделение из федерального бюджета субвенций на финансирование дорожного хозяйства в регионах в размере 36 млрд. руб., распределяемых пропорционально выпадающим доходам территориальных дорожных фондов.
Комитет по бюджету и налогам, поддерживая предложение правительства о введении регионального транспортного налога взамен действующих налога с владельцев транспортных средств и налога на водно-воздушные транспортные средства, вместе с тем не согласен с резким увеличением (в 10 раз) действующих в настоящее время ставок налога с владельцев транспортных средств. По словам председателя бюджетного комитета Александра Жукова, ко второму чтению целесообразно рассмотреть возможность увеличения этих ставок не более чем в 5 раз. Одновременно комитет считает целесообразным предусмотреть гибкую регрессивную шкалу налогообложения, учитывающую, в том числе, возраст автомобиля при определении конкретной налоговой ставки.
Газета "Ведомости" отметила, что ради отмены последнего оборотного налога правительство пошло на дорогостоящий компромисс с Думой. Депутаты поддержали поправки в НК, связанные с введением транспортного налога, а Минфин пообещал полностью компенсировать "выпадающие" доходы региональных бюджетов. Федеральной казне компромисс может обойтись почти в 90 млрд. руб.
С 1 января 2003 г. будет отменен налог на пользователей автодорог в размере 1% с оборота. Поскольку данный налог обеспечивает львиную долю поступлений в территориальные дорожные фонды, кабинет подготовил пакет поправок в НК, чтобы возместить потери регионов. Изначально Минфин предлагал компенсировать регионам 120 млрд. руб. Эти деньги предполагалось собрать за счет повышения акцизов на бензин на 70%, передачи субъектам РФ 1,5% налога на прибыль и 15% земельного налога (с одновременной индексацией его ставок в 1,8 раза). Однако в бюджетном комитете Думы посчитали, что в этом году на строительство дорог регионы потратят 187 млрд. руб. Помножив эту сумму на индекс потребительских цен, депутаты решили, что на следующий год центр обязан найти губернаторам 210 млрд. руб. Первый замминистра финансов Сергей Шаталов с расчетами депутатов согласился.
Большая часть искомой суммы (130,8 млрд. руб.) достанется регионам благодаря тому, что в их бюджеты со следующего года будет поступать налог на прибыль по ставке 20,5%, а не 16,5%, как сегодня. Законодатели и чиновники также договорились, что в бюджете-2003 дорожные субвенции регионам будут доведены до 36 млрд. руб. Зато акцизы на бензин вырастут только на 45%, причем платить их будут не НПЗ, а бензоколонки.
ПрочееВ Бюджетном послании Президент призвал к законодательной отмене налога на покупку наличной валюты с 1 января 2003г.
Бюджетный комитет Думы на заседании 20 июня поддержал правительственный вариант законопроекта, предусматривающий отмену налога на покупку иностранных денежных знаков с 1 января 2003 года. В настоящее время он взимается по ставке 1%. Как сообщил на заседании комитета первый замминистра финансов Сергей Шаталов, налог на покупку валюты "сложен для администрирования, однако объем поступлений от этого налога не столь велик - порядка 3 млрд. рублей в год". В связи с этим, по мнению Шаталова, налог необходимо отменить. Его поддержало большинство депутатов комитета Думы.
Правительство может внести протест на решение Верховного суда, который посчитал незаконным взимание экологического налога, заявил первый замглавы Минфина Сергей Шаталов. В то же время он отметил, что это только один из вариантов развития ситуации. Другим вариантом, по словам Шаталова, могло бы стать принятие новой главы Налогового кодекса, регулирующей уплату экологического налога. Первый замминистра отметил, что решение Верховного суда не означает, что предприятия могут автоматически потребовать возврата ранее уплаченных сумм по экологическому налогу. "Сейчас естественней было бы этот налог платить", - считает он.
Бюджетный комитет Думы на заседании 20 июня рекомендовал нижней палате принять в первом чтении правительственный вариант главы "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" второй части Налогового кодекса. Как сообщил на заседании комитета первый замминистра финансов Сергей Шаталов, предложенные правительством и депутатами варианты предлагают специальный режим налогообложения соглашений о разделе продукции, они "весьма близки", но отличаются степенью жесткости по отношению к инвестору, участвующему в СРП. По его словам, до внесения этой главы между правительством и депутатами была проведена совместная работа и достигнут ряд договоренностей, в частности, правительство не настаивает, чтобы глава включала режим амортизации, в то время как депутаты согласились с правительственным вариантом взимания НДС (как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, правительственный вариант предусматривает уплату инвесторами НДС в общеустановленном порядке с возмещением сумм налога в более короткие сроки, чем это происходит в настоящее время). Шаталов подчеркнул, что и правительство, и депутаты высказались за неизменность условий по ранее заключенным соглашениям о разделе продукции.
Методы сбора налоговУсиление ответственности за налоговые преступленияПравительство внесло в Думу подготовленный Федеральной службой налоговой полиции законопроект, предусматривающий усиление ответственности за совершение налоговых преступлений. Как сообщается в информации, размещенной на сайте правительства в Интернете, соответствующее распоряжение подписал глава правительства Михаил Касьянов.
В частности, в статью 198 УК, которая фактически в настоящее время предусматривает уголовную ответственность только за неуплату подоходного налога, предлагается внести и ответственность физических лиц за неуплату других налогов, в частности, НДС, акцизов, налога с продаж, налога на имущество. Новый законопроект в качестве важнейшего признака налоговых преступлений определяет обман или оставление налоговых органов в неведении. ФСНП предлагает, в частности, ограничить основание для освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, вследствие их деятельного раскаяния и возмещения причиненного ущерба. В частности, согласно законопроекту, воспользоваться им уже не смогут лица, совершившие преступления средней тяжести и тяжкие преступления. Кроме того, законопроект предусматривает внесение поправки во вторую часть статьи 199 УК, которая вводит дополнительное наказание в виде конфискации имущества.
Подзаконные акты МНСОдна из заявленных правительством задач налоговой реформы - объединить все существовавшие ранее разрозненные законодательные и подзаконные акты, касающиеся порядка уплаты налогов и сборов, в одном документе (что позволит избежать бесконечного количества разъяснений относительно того, как налогоплательщикам платить тот или иной налог). Эту задачу как раз и призван решить Налоговый кодекс. Он является документом прямого действия - то есть не требует никаких дополнительных разъяснений.
Однако отучиться трактовать законы по своему усмотрению налоговое ведомство никак не может, отметила газета "Коммерсантъ". В частности, МНС выпускает свои рекомендации, фактически регламентирующие применение налогового законодательства. Правда, как утверждают в МНС, рекомендации министерства даются не налогоплательщикам, а исключительно налоговым органам. Однако очевидно, что подобные рекомендации касаются методики расчета налогов, а значит непосредственно затрагивают налогоплательщиков.
По информации руководителя департамента налогообложения прибыли МНС Карена Оганяна, министерство собирается подготовить свои методические рекомендации по применению главы Налогового кодекса о налоге на прибыль примерно для 15 отраслей экономики. Другими словам, министерство предлагает установить для разных предприятий разный порядок налогообложения прибыли.
"То, что Налоговый кодекс - закон прямого действия, похоже, категорически не устраивает МНС. Иначе я действия министерства объяснить не могу. Но в любом случае, какие бы рекомендации ни выпускало МНС, налогоплательщики следовать им не обязаны", - заявил председатель экспертного совета Думы по совершенствованию налогового законодательства Андрей Макаров.
По словам Оганяна, разработку рекомендаций налоговые органы будут проводить с участием специалистов основных отраслей экономики. МНС уже провело консультации со специалистами РАО "ЕЭС России", Министерства путей сообщения и металлургических предприятий. Действительно, заранее договориться с МНС о том, как платить налог на прибыль, крупнейшим налогоплательщикам не помешает. Вопрос в том, как это скажется на рядовых налогоплательщиках, не имеющих доступа к руководящим кадрам МНС.
Кроме того, рекомендации МНС способствуют усложнению и без того весьма объемной работы предпринимателей по администрированию налоговых платежей. При этом глава НК о налоге на прибыль уже усложнила налоговую отчетность в такой степени, что ее прозвали "геноцидом бухгалтеров", заявил директор объединения ОПОРА А.Насонов.
Регистрация юрлиц в МНСМинистерство по налогам и сборам с 1 июля готово приступить к выполнению возложенных правительством на него функций по государственной регистрации юридических лиц, заявил замминистра по налогам и сборам Михаил Мишустин. По его словам, 19 июня правительство подписало пять постановлений, полностью обеспечивающих реализацию закона о государственной регистрации юридических лиц, который вступает в силу с 1 июля. Согласно закону, налоговые органы должны регистрировать юридические лица в течение пяти дней с момента обращения. При этом Мишустин подчеркнул, что МНС намерен совместить процедуру госрегистрации с постановкой на налоговой учет, для чего потребуется еще дополнительно пять дней. После регистрации юридические лица могут открывать счет в банке и начинать хозяйственную деятельность. Налоговые органы, согласно закону, имеют право отказать юридическому лицу в регистрации только при условии предоставления неполного комплекта необходимых документов или подачи их в налоговые органы не по месту нахождения организации.
Замминистра подчеркнул, что МНС после регистрации юрлица направляет сведения в 13 федеральных органов, в том числе Госкомстат, Пенсионный фонд, государственные внебюджетные социальные фонды, а также в местные органы самоуправления. Таким образом, реализуется принцип "одного окна".
Мишустин отметил, что все юридические лица для подтверждения своей государственной регистрации должны обратиться в налоговые инспекции по месту своего нахождения, где им будет предложено бесплатно переписать формы документов на дискету или получить их на сайте МНС в Интернете.
Контроль за крупными покупкамиМинистерство по налогам и сборам и Минфин предлагают установить контроль за крупными расходами физических лиц на сумму более 600 тыс. руб., заявил руководитель департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС Игорь Кобелев. По его словам, соответствующие предложения сейчас находятся в аппарате правительства. В настоящее время такой стоимостной порог не установлен, а указан лишь перечень операций, подлежащих налоговому контролю со стороны налоговых органов. МНС предлагает установить суммарную планку в 600 тыс. руб., то есть, если гражданин приобретет к примеру автомобиль на 200 тыс. руб. и квартиру на 300 тыс. руб., то ему не придется предоставлять специальную декларацию в налоговые органы. Кобелев отметил, что предлагается внести соответствующие изменения в первую часть Налогового кодекса.
Ранее МНС предлагало ввести налоговый контроль за покупками движимого имущества свыше 100 тыс. руб. и недвижимого - свыше 1 млн. руб.
Реформирование системы предоставления налоговых вычетовМинистерство по налогам и сборам совместно с Минфином и Минэкономразвития направило в правительство предложения о возможности предоставления гражданам социальных налоговых через работодателя, что существенно упростит систему предоставления социальных налоговых вычетов гражданам. Как сообщил руководитель департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС Игорь Кобелев, в настоящее время такие социальные налоговые вычеты из доходов граждан, предусмотренные законодательством, производятся после подачи декларации о доходах за истекший год. Вместе с тем, возможность предоставления социальных налоговых вычетов из доходов граждан работодателем позволит существенно ускорить эту процедуру уже в текущем году и освободит граждан от необходимости подачи налоговой декларации для получения социальных налоговых выплат.
Амнистия вывезенного капиталаРяд правительственных чиновников предложил амнистировать ранее вывезенный капитал. Схема возможного проведения правительством налоговой амнистии сводится к тому, что для легализации вывезенных средств гражданам придется уплатить со всей суммы подоходный налог в размере 13%. При этом гражданин может оставить до 75% средств за рубежом, а 25% обязан перевести в российские банки. По мнению заместителя руководителя аппарата правительства Алексея Волина, из $300 млрд., вывезенных из России за последние 12 лет, легализовано может быть не менее трети.
Федеральная служба налоговой полиции придерживается позиции взвешенного подхода к возможности проведения в России налоговой амнистии вывезенного россиянами капитала. "ФСНП всегда отмечала, что вопрос о проведении налоговой амнистии вывезенного российскими гражданами капитала требует серьезного изучения и анализа. Необходимо к решению этой проблемы подходить осторожно и взвешенно", - сказал в интервью агентству "Интерфакс-АФИ" представитель ФСНП, комментируя появившуюся в СМИ информацию о возможном проведении в России налоговой амнистии. Он пояснил, что, в первую очередь, необходимо "четко установить происхождение вывезенного капитала".
ПрочееМинистерство по налогам и сборам завершило серьезную организационную перестройку всех налоговых органов на низовых уровнях, заявил первый замминистра по налогам и сборам Владимир Гусев. По его словам, на середину 2001 года в структуре МНС насчитывалось свыше 2700 районных и городских налоговых инспекций, а сейчас их количество сокращено примерно до 1,5 тыс. "Порядка 1200 инспекций мы ликвидировали путем их присоединения к другим инспекциям", - пояснил Гусев.
Он отметил также, что в настоящее время МНС уделяет серьезное внимание вопросам досудебного рассмотрения налоговых споров. "Мы стремимся к тому, чтобы как можно меньше вопросов доводилось до арбитражных судов", - сказал он, подчеркнув при этом, что в противном случае это может расцениваться как некачественная работа налоговых органов.
Первый замминистра также сообщил, что со временем МНС намерено отказаться от практики принятия от налогоплательщиков налоговых деклараций в бумажной форме, поскольку это создает серьезные проблемы в работе налоговых органов. "Они попросту не успевают обрабатывать огромный объем поступающей к ним информации", - сказал он. По словам Гусева, планируется, что в дальнейшем эти документы будут поступать в налоговые органы в электронном виде.
Представитель МНС также сообщил, что к 1 декабря 2002 года министерство намерено издать методические рекомендации для налоговых органов, в которых будут отражены единые подходы по ведению налоговыми инспекторами контрольной работы. В то же время "каждая рассматриваемая ими ситуация индивидуальна, и это надо учитывать", подчеркнул Гусев. При этом он отметил, что к налогоплательщикам эти рекомендации не имеют никакого отношения. "Мы сегодня не издаем обязательной инструкции для налогоплательщиков, кроме инструкции по заполнению налоговых деклараций", - пояснил первый замминистра.