Положение, в котором сейчас находится российский производственный сектор и, в частности, промышленность, трудно назвать стабильным, так как давление на него идет сразу с нескольких сторон. Девальвировавшийся рубль отсекает импорт важнейших комплектующих, материалов и запасных частей и не дает возможности закупить необходимое иностранное оборудование. Выросшие процентные ставки снижают доступ к кредитным ресурсам, что вынуждает заемщиков сокращать оборотные средства и, соответственно, выпуск продукции. И, наконец, падение не только реальных, но и номинальных доходов населения усложняет проблему реализации тех товаров, которые все-таки были произведены.
Однако, несмотря на эти сложности, промышленное производство в 2015 году сократилось на относительно небольшую величину – 3,4%. Более того, если посмотреть на помесячный выпуск продукции, то после «проседания» производства в апреле-мае в дальнейшем сильных падений уже не было, и выпуск оставался стабильным. То есть, падение было одноразовым, вызванным шоковым воздействием приведенных выше причин, после которого хозяйственный организм стал приспосабливаться к новой ситуации. И помощь в этом приспособлении ему оказала та же девальвация – она очистила внутренний рынок от конкурирующего импорта и сделала более выгодным экспорт.
Какие производства оказались наиболее чувствительными к ухудшению условий хозяйственной деятельности? Как видно из отчетных данных, основной удар пришелся на производство легковых автомобилей (падение на 28%) и выпуск грузовых вагонов (падение почти в два раза). Такая динамика хорошо объяснима: автомобиль – товар и так дорогой, а из-за девальвации его себестоимость и цена возросла еще сильнее. Поэтому потенциальным покупателям автомобилей могло просто не хватить денег на эту покупку; а те, кому хватало, наверняка предпочли переждать трудные времена и не тратить средства, которые в кризис могут оказаться совсем не лишними.
Что касается вагонов, то спад в спросе на них вызван как общим падением внутреннего производства, так и сокращением объемов импорта. Из-за снижения отгрузки на железнодорожной сети возник избыток вагонов, арендные ставки сильно упали, транспортные и лизинговые компании оказались не в состоянии закупать новые вагоны в прежних объемах. При этом надо отметить, что падение перевозок грузов не было одномоментным. Максимум перевозок был достигнут в 2012 году – 1 млрд. 271 млн.т., после чего он стал сокращаться, и вот в 2015 году упал до 1 млрд. 217 млн.т. (на 20%). И это накопленное за три года падение отгрузки и дало себя знать в полной мере в истекшем году.
В других отраслях картина более пестрая, так как одни факторы толкают производство вниз, а другие тащат его наверх. Так, например, производство тканей увеличилось сразу на 15%, но этот прирост был вызван не внезапным ростом спроса на одежду (он, скорее, снизился), а внутриотраслевым ростом спроса на ткани из синтетических и искусственных волокон, которыми российская текстильная промышленность активно замещала резко подорожавшее хлопковое и шерстяное волокно.
Далее, производство бумаги сократилось на 2% (потому что производство полиграфической продукции сократилось на 10%), а вот производство картона увеличилось 9%. Понятно, что такой рост был вызван не увеличением спроса на упаковочные материалы (спрос как раз должен быть упасть), а все тем же импортозамещением, так как тарный картон иностранного производства стал теперь слишком дорог.
Хотя производство легковых автомобилей (а так же грузовиков и автобусов) сильно сократилось, на выпуске нефтепродуктов это никак не отразилось – он остался практически неизменным. Выпуск же автомобильных камер даже увеличился – на 10%. То есть автолюбители, несмотря на кризис, продолжают активно ездить и, кроме того, значительная часть наших нефтепродуктов по-прежнему идет на экспорт.
Другое направление российской химической промышленности – производство минеральных удобрений – осталось на прежнем уровне, но это уже по причине стабилизации мирового спроса, так как львиная доля наших удобрений идет на экспорт, и состояние внутреннего рынка на эту отрасль большого влияния не оказывает.
Состояние основного поставщика материалов для народного хозяйства – черной и цветной металлургии, является наиболее неустойчивым, так как слабость и внутреннего, и мирового рынков держит ее в постоянном напряжении. Поскольку основными направлениями сбыта для металлургов являются машиностроение и строительство, а эти отрасли из-за инвестиционного спада сейчас находятся в глубокой депрессии, то и металлургам тоже приходится как-то ужиматься. Пока, во всяком случае, в черной металлургии падения нет (зато есть небольшое падение в цветной), но сможет ли это равновесие сохраняться дальше – сказать трудно.
В прессе много раз говорилось о том, что основным бенефициаром и девальвации, и санкций оказалась пищевая промышленность и, косвенно, сельское хозяйство. Пока, правда, утверждать это со 100%-ой уверенностью трудно, поскольку рост производства в этой отрасли был вызван скорее использованием новых технологий, чем увеличением потребления исходных ресурсов. Однако, есть надежда, что уже в текущем, 2016 году, аграрный сектор сможет увеличить поставки ресурсов в пищевую промышленность и она сможет вернуться к традиционным схемам переработки пищевого сырья.
Основанием для такого утверждения является резкий рост производства в комбикормовой промышленности: выпуск кормов для свиней возрос на 9%, премиксов для крупного рогатого скота – на 21%, и белково-витаминных добавок для КРС - на 26%. Такой рост кормовой базы создает все предпосылки для увеличения сельскохозяйственной продукции и для снижения ее себестоимости, потому что импортные корма, из-за той же девальвации, сейчас очень дороги.
Разумеется, в этом обзоре нам, поневоле, приходится опускать важную компоненту российской промышленности – производство вооружений и боеприпасов. Понятно, что этот сектор сейчас идет в рост, но цифровыми данными об этом росте мы не располагаем.
Таким образом, если подвести итоги, то становится ясным, что российская промышленность, после небольшого снижения, находится в состоянии равновесия, хотя и неустойчивого. И это состояние, как нам представляется, будет сохраняться до тех пор, пока не произойдет одно из двух – или произойдет импортозамещение по ключевому кругу товаров, или цена на нефть начнет существенно расти, после чего покупательная способность российской экономики восстановится. В противном случае, падающий внутренний спрос со стороны всех секторов – корпоративного, бюджетного и домохозяйств – будет утягивать вниз выпуск практически всех конечных продуктов.