Власти планируют подняться на борьбу с еще одним наследием «лихих 90-х» - челночным бизнесом. По информации «Известий», чиновники Министерства промышленности и торговли хотят искоренить практику, при которой крупные партии товара разбиваются на мелкие и оформляются на множество паспортов, а после провоза через границу объединяются воедино. Ведомство полагает необходимым отменить доверенности на провоз багажа, а также установить электронную маркировку на каждый ввозимый товар легкой и текстильной промышленности.
«Ввозимые таким образом товары легкой промышленности, предназначенные для перепродажи, во-первых, не облагаются налогами, а, во-вторых, создают неравные условия рыночной конкуренции для отечественных производителей. В настоящее время всеми заинтересованными ведомствами прорабатывается механизм по контролю и изменению существующей ситуации», — заявил «Известиям» замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
«По оценке Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпрома), годовой объем незаконного ввоза и производства товаров легпрома в стране достигает 1 трлн рублей», - пишут «Известия».
Если оценка верна, то проблема челночного ввоза продукции легкой промышленности несильно усугубилась за минувшие 10 лет. По экспертным оценкам, в 2004 году объем розничной торговли товарами легкой промышленности составил 1 триллион рублей., из них 700 млрд составлял «контрабандный» товар. О чем отраслевики тогда жаловались во все ведомства, вплоть до писем президенту.
Проблему признают и признавали и представители госвласти. Так, выступая на открытии выставки «Таможенная служба-2009», глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов говорил, что челночная торговля это уже международный бизнес. Как показала история с Черкизовским рынком в Москве, товары, которые на нем продавались, были ввезены «челноками», а эти товары не администрируются ФТС, статистика по ним не ведется, - сетовал тогда глава ФТС, подчеркивая, что «закрывать глаза на проблему ввоза товаров физлицами невозможно».
Строго говоря, закрытие рынков с контрафактом на сегодня и стало едва ли не единственным шагом по борьбе государства за отечественную продукцию легкопрома с китайскими и прочими «дешевыми» производителями. На совещании в марте 2013 года в Вологде Владимир Путин преподносил это как победу. «Символичным, но очень действенным шагом стало закрытие в Москве некоторых крупных торговых площадок, в том числе так называемого «черкизона», как вы знаете, потоки товаров с которого расходились по всем регионам страны», - заявил тогда президент.
Закрытие рынков, правда, проблему не решило. «Объем рынка легкой промышленности составляет примерно 2,8 триллиона рублей. Это очень большой объем. Из них доля российских товаров – всего около 25 процентов. Примерно треть рынка, что особенно печально, занимают незаконно произведенные и нелегально ввезенные товары. Вот это катастрофа, вот это настоящая беда», - говорил Пути на том же совещании. По словам министра промышленности Дениса Мантурова, «основная проблема у нас связана с контрафактом, и в части контрафакта, если посчитать, сколько теряет российский бюджет, по году это около 200 миллиардов рублей недополученных бюджетных поступлений».
Беда навалилась на легкую промышленность еще и в виде вступления в ВТО. По крайней мере, именно на это жалуются участники рынка. И требуют протекционистских мер. «С нашей точки зрения, в условиях нашей работы в ВТО конкуренция за рынки продаж выходит за пределы экономических категорий и является элементом национальной безопасности. Основной задачей в обеспечении силовых структур вещевым имуществом является сохранение и расширение приоритета российским товаропроизводителям, в том числе и поставщикам полуфабрикатов», - говорила на совещании в Вологде Вице-президент российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Надежда Самойленко.
По преимуществу на государство и надеются производители. Ну и на высшие силы. «Милостью божьей шерстяную подотрасль на сегодня удержали Рогозин Дмитрий Олегович, наш министр Денис Валентинович Мантуров, Клепач Андрей Николаевич, Полтавченко, тогда полпред был, Костин – ВТБ и наш депутат Екатерина Филипповна Лахова», - описывал ситуацию на совещании у Путина директор Брянского камвольного комбината Евгений Томак.
Строго говоря, если государство выдаст масштабные заказы легкопрому, то челноки и не будут его так беспокоить: армия, школа (идея со школьной формой — прежде всего, мера поддержки легкопрома, а только потом возврат к славному прошлому в СССР) и прочие зависимые от государства потребители могли бы вполне удержать на плаву промышленность. Поскольку шансов на то, что отечественная продукция сможет всерьез соревноваться с дешевой китайской и турецкой, не очень много.
Хотя челноков могут и «загнобить», возможно и справедливо. Современные челноки — давно уже не столько мелкие торговцы, сколько поставщики крупных торговых предприятий внутри России. Другое дело, что они поставляют и впрямь дешевый товар, отсутствие которого на рынке или серьезное удорожание ударит по малообеспечнным слоям населения. А вот сможет ли от этого выиграть российская промышленность — большой вопрос. Изделия отечественной легкой промышленности неконкурентны ведь не только и не столько по цене. На продукцию некоторых предприятий просто страшно смотреть. И это точно не вина челноков.