будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 5, 2025
Хозяйство

Через два года - без нефти

Через два года - без нефти
98_01

Правительство, наконец, досогласовало налоговые изменения. Теперь мы не будем так часто обсуждать незначимые вещи. По оценке Андрея Нещадина (Экспертный институт РСПП), кабинет полгода будет в текучке, связанной с бюджетным планированием. А это единственный процесс, где деятельность кабинета очевидно полезна и результативна. И даже немного слишком: для того, чтобы сводить и считать государственные деньги, необязательно иметь профицит или даже бездефицитный бюджет. То есть правительству есть куда расти, и большего пока от него ждать нельзя.

Было бы очень хорошо, если бы теперь без суеты и разрывания тельняшек появились те, кто бы мог деятельно обсуждать необходимые реформы, замечая в том числе и определяющие для результата изъяны политики и государственного управления. И первое мое утверждение будет из опыта: если в налогах, медицине, образовании и в армии обсуждается что-то технически сложное, понятное только экспертам, а не просто образованным читателям, то в этом обсуждении отсутствует какое-либо содержание. И присутствует обман.

Не трудно было предсказать крах пенсионной реформы (что и мы постоянно и делали). Только обсуждение несущественных вещей могло на столько времени занять в этой теме СМИ и общество. Несущественные вещи – это более-менее мудреная финансовая схема реформы, рынок страховых компаний и т.п. Существенное для обсуждения обстоятельство - что заставит работников узнать и интересоваться, сколько налогов за него платит работодатель, в обмен на что работодатель пойдет на легализацию зарплат, в обмен на какие такие блага работник будет увеличивать выплаты на свою и чужую пенсию. А это как раз то, что власти могли бы обсуждать с обществом и гражданами: разговор про свои деньги поймет любой.

Если доводить до жесткого тезиса, то все, что у нас пытаются выдать за реформы, на самом деле является сговором одной-двух корпораций. Так, пенсионная реформа оказалась сговором Пенсионного фонда и страховщиков, где последние были фактически «кинуты». Это фундаментальный изъян: на месте политики и политических целей – мелкий (не в денежной оценке, конечно, а по отношению к разумным для страны целям) сговор.

То же самое мы видим во всех сферах, которые якобы планируется модернизировать. С.В. Шишкин (Институт социальных реформ) описывал на международной конференции политическую ситуацию в реформе образования сходным образом. На протяжении десятилетия позиция образовательной корпорации является оборонительной - «дайте больше денег и не лезьте в наши дела», а позиция правительства - комплиментарной - «лезть не будем, но и денег дадим немного». Аналогично в медицине и тем более в армии.

В результате этого сговора ничего и не происходило. Между тем, в самой, скажем, образовательной корпорации есть ясная критика системы, например, Вячеслав Кузьминов (ВШЭ) на том же мероприятии провел ее, похоже, почти исчерпывающим образом.

Более того, в его логике есть и суждения, которые можно было бы прямо обратить в действие. Например, анализ эффективности расходования скудного бюджета выявляет множество несуразностей, например, изучение иностранного языка с 4 класса – это заведомая профанация: деньги тратятся, а школьники язык не выучат. Но самое сильное – это фантастический избыток плохого высшего образования: к 2010 более половины граждан на рынке труда будут с высшим образованием и без востребованной (а часто и без какой-либо) квалификации.

Кстати, социально-экономическая часть конференции в ВШЭ была наиболее интересна, если по большому счету. Но и тут сработала инерция несущественного. Все обратили внимание на выпады против коллег в выступлении Германа Грефа, которые, скорее всего, просто являются следствием специфической манеры министра шутить в дружественной обстановке. Еще можно было заметить, как коллеги откровенно потешались над Андреем Илларионовым во время его выступления. Но кого это вообще должно волновать?

Настоящий вопрос задал Евгений Ясин после выступления о замысле реформы здравоохранения (Л.И. Якобсон): что из этого будет реализовано правительством? Докладчик ответил относительно подробно.

- Вас ответ удовлетворил?

- Я все понял, - ответил Евгений Ясин.

Не нужно быть таким же большим экспертом, чтобы тоже понять. В стране полно специалистов, которые при правильной постановке политической задачи способны спроектировать разные куски разных реформ. Такого дефицита у нас почти нет. Главный дефицит – политика и политические цели и задачи. Нет того, кто бы заказал реформы.

Есть и еще один дефицит – управление. Нет того, кто бы реформами смог управлять. Олег Генисаретский на лекции в "Полит.ру" зафиксировал «перетекание» из сферы политики в другие сферы. Да, мы наблюдаем некоторую концентрацию усилий в управлении: территориальная реформа, реформа правительства и т.п. Только для каких задач годится это усиление управления? Пока оно решило окончательно только вопрос о выборах.

Между тем, в реформе, скажем, здравоохранения существенный вопрос не в том, будет ли обязательное государственное страхование или просто государственная медицина. Вообще-то почти все равно. Один из самых существенных вопросов состоит в том, кто будет управлять реорганизацией сети поликлиник и больниц. Этот вопрос вообще не обсуждается ни в правительстве, ни экспертами. Так что мы знаем, что будет с медицинской реформой. И не только с ней.

Пока обстоятельства нам дают время осознать беду с нашей политической и управленческой сферами и что-то попытаться построить. Но время это не бесконечно. Оно в первом приближении лимитируется успехами и неуспехами Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Весьма вероятно, что через года два мы будем никому не нужны со своей нефтью. А еще через лет десять никому не страшны со своим устаревшим ядерным оружием.

Тут ведь все просто – если мы не можем построить жизнь в своей стране, то этим на нашей территории могут заняться и другие страны.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).