В России, как и во многих других странах, начались распродажи, известные как «черная пятница». Изначально это явление зародилось в Соединенных Штатах — в первую пятницу после Дня благодарения начинался сезон рождественских скидок — но постепенно оно распространилось и в другие страны.
Смысл распродаж в том, чтобы привлечь покупателей в магазины за рождественскими подарками. Но в России распродаж перед Рождеством и Новым годом устраивать не принято, так что «черная пятница» стала самодостаточным явлением, причем распространившимся в первую очередь на интернет-магазины.
Учитывая, что снижение реальных располагаемых доходов населения привело к тому, что розничные продажи в октябре снизились в годовом исчислении на 11,7%, а это худший результат за всю историю новой России, ритейлеры крайне заинтересованы в том, чтобы привлечь покупателей.
Впрочем, специалисты предупреждают россиян: нужно внимательно относиться к скидкам.
Как правило, с большим дисконтом продаются либо залежавшиеся, либо самые дешевые позиции. Иногда ритейлеры делят цены пополам и на ходовую продукцию, но это, скорее, исключение из правила. Скидка 50% и выше — повод присмотреться к товару и условиям сделки повнимательнее, отметил в разговоре с «Коммерсантом» главный редактор проекта Hi-Tech Mail.Ru Антон Спиридонов.
«Для самых ходовых товаров, для смартфонов, для крупной бытовой техники таких скидок быть просто не может. Это просто инструмент привлечения внимания, либо же товар действительно старый, либо, если это не крупный ритейлер, он может быть не гарантийным, с какими-то проблемами. Стоит обязательно смотреть варианты доставки товара, возможность самовывоза», — сказал Спиридонов.
В прошлые часто встречалось такое мошенничество: магазин за пару дней до распродажи резко повышал стоимость товара, а затем торжественно ее снижал на нужное количество процентов, так что иногда получалось даже дороже. В этом году организаторы запретили магазинам-партнерам изменять стоимость товаров, которые участвуют в акции за четыре недели до распродажи, но гарантировать полное отсутствие фальшивых скидок никто не может.
Самые выгодные предложения ритейлеры, как правило, делают в очень ограниченном количестве — эта технология называется «флеш-продажи», когда буквально за несколько минут покупатели могут скупить весь запас скидочного товара. Иногда то ли из-за сбоев с системе, то ли намеренно, магазины продолжают принимать заказы, хотя товар на складах уже закончился.
Поэтому, например, в «Связном» флеш-продажи не организуют — руководство компании боится того, что трафик мгновенно возрастет, а после того, как потенциальные покупатели разочаруются, они потеряют доверие к магазину.
В любом случае нужно понимать: благотворительностью ритейлеры если и занимаются, то точно не через снижение цен на свои товары. Каждая скидка приносит выгоду не только покупателю, но и продавцу — за счет освобождения складских посещений от старых товаров, за счет привлечения новых клиентов, за счет рекламы или еще чего-то. Покупателю стоит всегда обращать внимание на собственный кошелек и собственные потребности.