Правительство все-таки поддержало так называемый четвертый антимонопольный пакет, подготовка которого длилась несколько лет и против которого так активно выступали представители крупного бизнеса. Во всяком случае РБК сообщает, что подготовленный Федеральной антимонопольной службой документ одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Официально на заседании кабинета министров документ будет рассмотрен уже в ближайший четверг.
Суть новых поправок в закон о защите конкуренции в том, что правительство получит право не просто регулировать, а устанавливать правила на рынках, доля одного поставщика на которых превышает 70%. Если подобный рынок будет обнаружен, то федеральное правительство должно будет сформулировать список правил недискриминационного доступа (ПНД).
В случае принятия четвертого антимонопольного проекта правительство сможет, например, составлять для доминирующей компании типовой договор, определять требования к характеристикам товара или услуги. Правительство сможет определять список потребителей, которые будут подлежать обязательному обслуживанию, а также очередность доступа к товарам и минимальный уровень поставок.
Фактически четвертый антимонопольный пакет распространяет все правила регулирования деятельности естественных монополий на компании, которые занимают 70% того или иного рынка.
После введения правил недискриминационного доступа ФАС не будет обязана производить экономический анализ перед возбуждением дела о злоупотреблении доминирующим положением — монополисту достаточно будет нарушить один из пунктов правил. Крупные компании беспокоятся, что они могут стать нарушителями закона не по своей вине, а в результате изменения конъюктуры рынка или других колебаний.
Против очередного антимонопольного пакета выступили представители крупного бизнеса. Руководители «Газпром нефти», «Сибура», «Уралхима» и «Новатэка» направили премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором предостерегли главу правительства от расширения полномочий ФАС.
Авторы обращения были уверены, что ограничения мало того, что противоречат Конституции, но еще и не оправданы с экономической точки зрения. Ссылаясь на исследование Высшей школы экономики, руководители крупнейших российских компаний предупредили, что только на рынках минеральных удобрений потребители потеряют до 15 млрд рублей.
Более того, по мнению авторов письма, в результате принятия пакета российские компании окажутся в невыгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами — те получат доступ к коммерческой информации, которая пока что закрыта. Представители крупного бизнеса предупредили, что для избежания претензий ФАС компании будут вынуждены объединяться в картели — таким образом новый закон только повредит конкуренции.
Вообще же введение правил недискриминационного доступа может привести не просто к оттоку капитала, но и к переходу от рыночной экономики к государственному регулированию — по крайней мере для крупнейших компаний.
Предпринимателей, как это ни странно, поддержали в Кремле. Государственно-правовое управление Администрации президента написало отрицательный отзыв на проект. По мнению юристов, слишком сильный контроль приведет к увеличению административной нагрузки и росту издержек. Более того, в законопроекте четко не определены границы использования новых правил — будут ли они работать вообще для каждого рынка, или список товаров и услуг будет каким-то образом определен.
Фактически получается, что любая компания, которая в какой-то момент на непродолжительное время на локальном рынке заняла более 70%, в дальнейшем может стать объектом постоянных проверок со стороны антимонопольной службы, а рынок будет напрямую регулироваться правительством.
ФАС, впрочем, пошла на некоторые уступки. Так, например, правительство получит право регулировать рынки и утверждать правил недискриминационного доступа только после того, как факт нарушения будет доказан. Глава правового управления ФАС Сергей Пузыревский сообщил РБК, что вряд ли правительство будет утверждать конкретные цены — слишком от многих факторов они зависят. Скорее всего, будут устанавливаться правила, исходя из которых компания будет устанавливать цену.
Также ФАС пошла на некоторые уступки представителям малого и среднего бизнеса. Так, антимонопольщики хотят отказаться от практики ведения реестра монополистов, который почти на две трети состоял из небольших компаний, по тем или иным причинам оказывающимся в доминирующем положении на локальных рынках. Теперь дело о нарушении антимонопольного законодательства будет возбуждаться только если компания проигнорирует предупреждение, которое будет вынесено ФАС.
Впрочем, на главную претензию антимонопольщики так и не отвечают. По сути, в целях защиты конкуренции предлагается ввести государственное регулирование цен — нечто, совершенно конкуренции противоположенное. И совершенно непонятно, почему установленные государством цены в результате должны быть справедливей для всех сторон процесса чем те, которые существуют сейчас.