будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Хозяйство

Чисто российское ноу-хау

Чисто российское ноу-хау
upak
ПЭТ-тара. Источник: Фото: nokstv.ru

Борьба с пьянством подменяется борьбой с упаковкой для алкоголя

По данным Всемирной организации здравоохранения, в России от алкоголя ежегодно умирает около полумиллиона человек, а по итогам 2015 года эта цифра может возрасти. В подавляющем большинстве случаев причиной трагедий становится не просто алкоголь, а именно алкоголь паленый – поддельная водка, самогон, спиртовые суррогаты. Люди ищут возможность сэкономить, а находят смерть. При этом по сравнению с прошлым годом ситуация усугубилась - смертность от алкогольных отравлений в текущем году выросла на 3% в апреле, на 7% в мае и на 16% июле.

В чем же причина появления негативного тренда, и каким образом можно бороться с неожиданно возросшей алкоголизацией населения?

Причин много, но главная из них – финансовая. Кризис, снижение зарплат, растущая безработица – вот исходные предпосылки для того, чтобы человек начал «топить тоску» в алкоголе.

При этом решить вопрос с помощью экономических рычагов: стимулирования развития отраслей, создания рабочих мест, социальной защиты семьи – государству становится не под силу. Отсюда рождаются идеи всевозможных ограничений. Ограничения на рекламу алкоголя, мест и времени продажи, и последняя инициатива, коснувшаяся пока только пива – ограничение видов и объема упаковки.

Инициаторы проекта решили не идти путем банальных запретов (итоги «сухого закона» эпохи Горбачева мы все помним), а предложили законопроект, по сути направленный на передел рынка упаковки. Согласно внесенному в Думу документу, емкость полимерной тары для производства любой алкогольной продукции с 1 июля 2018 года будет ограничена 0,5 литра. При этом предполагается постепенный отказ от ПЭТ-тары больших объемов - с 1 января по 1 июля 2016 года пластиковые 1,5-литровые бутылки можно будет использовать для напитков крепостью менее 6%, а с 1 июля 2016 года по 1 июля 2018 года - крепостью не более 4%. И хотя формально речь идет о любых алкогольных напитках, очевидно, что запрет пластиковой упаковки ударит именно по пиву, ведь основная часть продаваемого пива имеет крепость в пределах 4-6%, и в настоящее время более 50% пивоваренной продукции в России продается именно в ПЭТ-таре.

Аргумент вице-спикера Госдумы Андрея Исаева, лично курирующего законопроект: если сделать упаковку меньше, то пиво будет дороже, и его станут меньше пить. Однако на уровень потребления алкоголя влияет не объем жидкости в упаковке, а содержание в ней алкоголя. Ни для кого не секрет, что основная причина алкоголизма в России – потребление дешевого крепкого алкоголя. Новый закон подстегнёт очередной рост цен на пиво, и, как следствие, россияне вновь переключатся на дешевую водку, не исключено, что нелегального происхождения. Уже сейчас по стоимости бутылка водки равноценна трем бутылкам пива. В СССР это соотношение составляло один к десяти.

Цель государственной антиалкогольной политики, направленная на уменьшение доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном снижении общего уровня потребления алкоголя, могла бы быть достигнута, но только не за счет снижения доступности «мягкого» алкоголя, считают экономисты и социологи. Мировой опыт показывает, что это достигается путем изменения структуры потребления алкогольных напитков, - то есть перехода от крепких к менее крепким. В «Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма на период до 2020 г.» закладывался механизм, согласно которому люди должны были постепенно отказываться от водки и переходить на вино и пиво. Чтобы пили «как в Европе» - не «перегибали градус» и не травились.

Самое удивительное, что правительству в этом направлении удалось добиться заметного прогресса. По данным последнего опроса ВЦИОМ, у россиян наметился существенный сдвиг к «европейскому типу» потребления: по-прежнему водку выбирают только 25% наших соотечественников. Тогда как вино – 33%, а пиво – половина (50%) россиян. При этом 14% из них употребляют пиво еженедельно, 19% - пару раз в месяц и 17% - реже раза в месяц. В Советском союзе структура потребления была совершенно иной.  В 1980 г. в средней полосе России 62,9% населения употребляли водку, 15,1% - крепкие вина и лишь 3,4% - пиво, остальное составляли сухие вина (32,7%) и домашние напитки (0,9%).

Тенденция, что называется, налицо – люди сегодня готовы чаще отдавать предпочтение слабоалкогольным напиткам – пиву и вину.  Да и поддельное пиво, в отличие от крепкого алкоголя, вы не встретите на рынке. Это технологически сложный продукт. В результате за последние 10 лет по мере роста доли слабого алкоголя в структуре потребления смертность, связанная с алкогольными злоупотреблениями и отравлениями, последовательно снижалась, уменьшившись в 2013 г. на 56% по сравнению с показателями 2003 года.

Между тем с 2010 по 2014 года в России стремительно (в итоге – в 6 раз), повышались акцизы на пиво, в результате чего постоянно росли цены на продукцию пивоваренных заводов. «Наш ответ Чемберлену» состоял в том, что граждане опять стали переходить на паленый товар и суррогаты или же одеколон и лосьоны, акциз на которые не изменялся.

В 2015 году цена на пиво достигла максимума за последние 17 лет. Причина – и в государственной политике регулирования отрасли, и в акцизах, и в экономическом кризисе. Но это только начало – по экспертным оценкам, закон о запрете экономичной пластиковой упаковки, в которую разливается пиво, приведет к очередному витку стоимости продукции на 20-25 процентов. Во-первых, пиво в стеклянной и алюминиевой таре дороже, чем в ПЭТ-упаковке. Во-вторых, чтобы купить привычный объем пива на компанию, придется покупать несколько единиц тары. В-третьих, при ограничении пластиковой упаковки дорожает и усложняется транспортировка пива, что снижает рентабельность поставки этого продукта в регионы и торговые точки, которые являются основными распространителями пива.

Негативные последствия от принятия закона об ограничении ПЭТ-упаковки для пива очевидны. А вот доказать его пользу для  оздоровления населения пока не получается. До сих пор не представлено ни одного обоснованного экономического или медицинского исследования, которые могли бы подтвердить, что переключение на пол-литровую ПЭТ-тару приведет к снижению потребления алкоголя, в частности пива.

Зато есть другие исследования, которые выявляют прямую зависимость между ростом потребления пива, одновременным сокращением потребления крепких алкогольных напитков и снижением смертности от алкоголя. Доклад, основанный на данных Росстата, был представлен в январе Институтом экономических исследований им. Е.Т.Гайдара и наглядно продемонстрировал негативные последствия ограничений, которые коснулись пивоваренной индустрии, для населения. Среди них – рост смертности от алкоголя, переключение на крепкие напитки, рост статистики дорожно-транспортных происшествий в состоянии алкогольного опьянения.  

Кстати, ни в одной стране ВТО нет ограничений по объему упаковки. В странах Евросоюза пластиковые бутылки объемом более 1,5 литра используются для пива, в США пластиковую упаковку для крепких алкогольных напитков используют около трети производителей. В Германии в прошлом году был продан 1 миллиард ПЭТ-бутылок пива. В Чехии доля бутылок объемом 1,5 литра среди всех видов пластиковой упаковки составляет почти 70%, а двухлитровых – 30%.

Выходит, что ограничение видов и объема упаковки для пива является чисто российским ноу-хау, которое выглядит очень странным на фоне того, что законопроект не касается стеклянной и алюминиевой тары. В супермаркетах продаются дорогие пятилитровые жестяные алюминиевые бочонки пива, а водочная продукция разливается преимущественно объемами 0,7 литра.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).