будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Хозяйство
Цыпин Арон

Что тормозит восточный транзит

Глава Минпромэнерго Виктор Христенко на встрече с президентом России заявил, что материалы по "Восточному проекту" (транзитная система Ангарск-Дацин) подготовлены и находятся на экспертизе. "После проведения всех положенных экспертиз правительство сможет рассмотреть показатели "Восточного проекта" и принять по нему решение", - сказал Христенко.

Многострадальный нефтепровод , с которого началось дело ЮКОСа, до сих пор не имеет определенной трассы. В настоящее время рассматриваются три варианта строительства: Ангарск-Находка, Ангарск-Дацин и Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин, сообщило запутавшееся во всех трубопроводных перипетиях  РИА “Новости”. Между тем, уже давно предполагается, что исходной точкой маршрута станет Тайшет.

Нет ясности и в самой концепции трубопровода. Нефтепровод до Дацина, который ЮКОС собирался строить “на свои”, был четко ориентирован на экспорт нефти в Китай. Однако правительство посчитало, что негоже весь экспорт нефти привязывать к китайскому рынку. Тогда, рассуждали аналитики, китайцы получат слишком большое преимущество при определении цен на нефть. Нельзя сказать, что эти доводы совсем безосновательны: китайцы - жесткие переговорщики, что они продемонстрировали недавно при определении тарифов газопровода Запад-Восток с международным консорциумом, состоящим из “Газпрома”, Royal Dutsh Shell и ExxonMobil. Тогда Китай легко отказался от услуг международных компаний по эксплуатации уже построенного газопровода.

Нынешний вариант предусматривает возможность диверсификации экспортных потоков (Китай, Япония, в перспективе - США), но скорее всего уже не сможет решить проблему борьбы за китайский рынок. Не дождавшись российских партнеров, Китай предпочел самостоятельно искать другие источники нефти - в Средней Азии, Казахстане,  Иране и Малайзии.

"В течение этого года мы определимся по маршруту и по ТЭО (технико-экономическому обоснованию)", - сообщил Христенко. Между тем, глава компании "Транснефть" Семен Вайншток ранее заявлял, что ТЭО нефтепровода, строительство которого его компания оценивает в $15,375 млрд., может быть готово в первом квартале 2005 года.

В течение двух неполных лет стоимость нефтепровода, альтернативного "юкосовскому" увеличилась почти в 3 раза. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев объяснил удорожание проекта ростом цен на металлопродукцию и оборудование, снижением курса доллара и сложностями, связанными с проведением работ на Севере. По его словам, строить нефтепровод компания планирует в основном за счет заемных средств.

Запредельное повышение цены строительства ставит судьбу стратегического нефтепровода под вопрос. Нефтепровод, по правительственному проекту, пройдет по очень сложному маршруту – трассе строившегося почти 15 лет БАМа, скорее всего будет выбрано именно это направление. Однако только ли сложность строительства на сейсмоопасных территориях и необходимость соблюдения жестких экологических требований виной явному торможению государственного проекта:

Вновь приходится говорить о том, что президент ОАО “АК “Транснефть” Семен Вайншток является высококлассным специалистом, на котором в значительной степени держится хозяйство магистральных нефтепроводов. Вайншток, как специалист, не может не понимать, что нефтепровод не проектируется без ресурсной базы, а именно ее у правительственного проекта нет - 80 млн.т намеченных для экспорта по Восточному нефтепроводу означает удвоение нынешней добычи нефти в регионе (половина из которой сейчас приходятся на скважины ЮКОСа в Эвенкии).

Год назад один из помощников Вайнштока говорил мне о том, что строительные возможности компании ограничены – за последние 15 лет строительный сектор депрофессионализировался и возможности его по вводу в строй новых мощностей трубопроводов весьма сузились. А, ведь, на очереди - сложная программа реконструкции существующих сетей компании, треть которых изношена. Снять строителей с реальных “горящих” объектов и бросить их на реализацию проекта геополитического – такого Вайншток принять не может, может быть, поэтому с таким трудом рассматривается его командой, обычно весьма энергичной, другой геополитический проект – Северный нефтепровод для выхода на американский рынок, перспективы которого для российских компаний сам Вайншток оценил весьма скептически.

Безусловно у главного российского геополитического проекта есть проблемы и с финансированием . Для строительства Восточного нефтепровода Япония обещала $5млрд., однако это было до появления цифры в $ 15 миллиардов. Заемные средства, которые "Транснефть" надеется привлечь, не могут превысить ежегодную выручку компании “Транснефть” – около $3,25 млрд. Правда, руководство компании предлагает поднять тариф на прокачку нефти и ввести в него инвестиционную составляющую, однако на восточных маршрутах это приведет к очень серьезному удорожанию российской нефти, и без того очень дорогой по условиям добычи.

Но есть, кажется и еще одна причина, по которой тормозится геополитический проект века. Экспортных мощностей для российских нефтяников сейчас не хватает, а “рост добычи в условиях недостатка экспортных мощностей со временем приведет к квотированию ее экспорта”, – заметил Вайншток в интервью газете “КоммерсантЪ”. А кто сможет лучше всего определять выдачу квот и лицензий – конечно, компания “Транснефть”, “нефтяное министерство Путина”, как ее назвали когда то американские журналисты.

Цыпин Арон
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).