Глава Минпромэнерго Виктор Христенко на встрече с президентом России заявил, что материалы по "Восточному проекту" (транзитная система Ангарск-Дацин) подготовлены и находятся на экспертизе. "После проведения всех положенных экспертиз правительство сможет рассмотреть показатели "Восточного проекта" и принять по нему решение", - сказал Христенко.
Многострадальный нефтепровод , с которого началось дело ЮКОСа, до сих пор не имеет определенной трассы. В настоящее время рассматриваются три варианта строительства: Ангарск-Находка, Ангарск-Дацин и Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин, сообщило запутавшееся во всех трубопроводных перипетиях РИА “Новости”. Между тем, уже давно предполагается, что исходной точкой маршрута станет Тайшет.
Нет ясности и в самой концепции трубопровода. Нефтепровод до Дацина, который ЮКОС собирался строить “на свои”, был четко ориентирован на экспорт нефти в Китай. Однако правительство посчитало, что негоже весь экспорт нефти привязывать к китайскому рынку. Тогда, рассуждали аналитики, китайцы получат слишком большое преимущество при определении цен на нефть. Нельзя сказать, что эти доводы совсем безосновательны: китайцы - жесткие переговорщики, что они продемонстрировали недавно при определении тарифов газопровода Запад-Восток с международным консорциумом, состоящим из “Газпрома”, Royal Dutsh Shell и ExxonMobil. Тогда Китай легко отказался от услуг международных компаний по эксплуатации уже построенного газопровода.
Нынешний вариант предусматривает возможность диверсификации экспортных потоков (Китай, Япония, в перспективе - США), но скорее всего уже не сможет решить проблему борьбы за китайский рынок. Не дождавшись российских партнеров, Китай предпочел самостоятельно искать другие источники нефти - в Средней Азии, Казахстане, Иране и Малайзии.
"В течение этого года мы определимся по маршруту и по ТЭО (технико-экономическому обоснованию)", - сообщил Христенко. Между тем, глава компании "Транснефть" Семен Вайншток ранее заявлял, что ТЭО нефтепровода, строительство которого его компания оценивает в $15,375 млрд., может быть готово в первом квартале 2005 года.
В течение двух неполных лет стоимость нефтепровода, альтернативного "юкосовскому" увеличилась почти в 3 раза. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев объяснил удорожание проекта ростом цен на металлопродукцию и оборудование, снижением курса доллара и сложностями, связанными с проведением работ на Севере. По его словам, строить нефтепровод компания планирует в основном за счет заемных средств.
Запредельное повышение цены строительства ставит судьбу стратегического нефтепровода под вопрос. Нефтепровод, по правительственному проекту, пройдет по очень сложному маршруту – трассе строившегося почти 15 лет БАМа, скорее всего будет выбрано именно это направление. Однако только ли сложность строительства на сейсмоопасных территориях и необходимость соблюдения жестких экологических требований виной явному торможению государственного проекта:
Вновь приходится говорить о том, что президент ОАО “АК “Транснефть” Семен Вайншток является высококлассным специалистом, на котором в значительной степени держится хозяйство магистральных нефтепроводов. Вайншток, как специалист, не может не понимать, что нефтепровод не проектируется без ресурсной базы, а именно ее у правительственного проекта нет - 80 млн.т намеченных для экспорта по Восточному нефтепроводу означает удвоение нынешней добычи нефти в регионе (половина из которой сейчас приходятся на скважины ЮКОСа в Эвенкии).
Год назад один из помощников Вайнштока говорил мне о том, что строительные возможности компании ограничены – за последние 15 лет строительный сектор депрофессионализировался и возможности его по вводу в строй новых мощностей трубопроводов весьма сузились. А, ведь, на очереди - сложная программа реконструкции существующих сетей компании, треть которых изношена. Снять строителей с реальных “горящих” объектов и бросить их на реализацию проекта геополитического – такого Вайншток принять не может, может быть, поэтому с таким трудом рассматривается его командой, обычно весьма энергичной, другой геополитический проект – Северный нефтепровод для выхода на американский рынок, перспективы которого для российских компаний сам Вайншток оценил весьма скептически.
Безусловно у главного российского геополитического проекта есть проблемы и с финансированием . Для строительства Восточного нефтепровода Япония обещала $5млрд., однако это было до появления цифры в $ 15 миллиардов. Заемные средства, которые "Транснефть" надеется привлечь, не могут превысить ежегодную выручку компании “Транснефть” – около $3,25 млрд. Правда, руководство компании предлагает поднять тариф на прокачку нефти и ввести в него инвестиционную составляющую, однако на восточных маршрутах это приведет к очень серьезному удорожанию российской нефти, и без того очень дорогой по условиям добычи.
Но есть, кажется и еще одна причина, по которой тормозится геополитический проект века. Экспортных мощностей для российских нефтяников сейчас не хватает, а “рост добычи в условиях недостатка экспортных мощностей со временем приведет к квотированию ее экспорта”, – заметил Вайншток в интервью газете “КоммерсантЪ”. А кто сможет лучше всего определять выдачу квот и лицензий – конечно, компания “Транснефть”, “нефтяное министерство Путина”, как ее назвали когда то американские журналисты.