будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
регионы Дальний Восток
Июнь 18, 2025
Хозяйство
Климанов Владимир

«Дальневосточный гектар» не решит масштабных проблем

«Дальневосточный гектар» не решит масштабных проблем
800-600_21xnam4
Охотничьи вышки в заказнике для охоты. Источник: Pixabay

Госдума приняла в третьем чтении закон, позволяющий снять противоречия в процедуре выдачи земель по программе «дальневосточного гектара». Теперь по ней можно получить в пользование территории в границах охотничьих угодий и даже участки, указанные в лицензиях на некоторые виды пользования недрами.

Программа «дальневосточный гектар» начала действовать с 1 июня 2016 года для жителей Дальневосточного федерального округа, а с 1 февраля 2017 года – для всех россиян. Всего граждане подали более 80 тысяч заявок на получение участков земли, причем, как пишет газета «Коммерсантъ», 85% заявок подали сами жители Дальнего Востока. Однако выдано было пока лишь около 12 тысяч участков.

По сведениям издания, больше всего заявок поступало на земли в Приморье, Якутии и Хабаровском крае. Однако позже выяснилось, что ряд территорий, заявленных для участия в программе, относится к особо охраняемым или находится на территории месторождений полезных ископаемых. Кроме того, с 1 января 2017 года вступил в силу запрет на предоставление участков в границах охотничьих угодий, а в том же Приморье они занимают до 85% земли.

Предполагается, что принятый 20 июля закон поможет разрешить эти противоречия. Он, в частности, снимает запрет на предоставление участков, на которых расположены защитные леса отдельных категорий, и участков, которые указаны в лицензиях на некоторые виды пользования недрами. Получить такие земли станет возможно, если их предоставление гражданам не будет препятствовать осуществлению деятельности, предусмотренной лицензиями.

 

 
Работы по добыче угля / pixabay.com

Прокомментировать для «Полит.ру» действие программы и развитие территории согласился Владимир Климанов, экономист, эконом-географ, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС. По его оценке, программа является достаточно действенным инструментом, однако она не предназначена для решения масштабных проблем. В то же время она способна дать хороший вклад в развитие территории Дальнего Востока.

«Программа «дальневосточный гектар» работает. Но мне кажется, ожидать именно от этого инструмента решений каких-то супермасштабных проблем вроде удержания населения на Дальнем Востоке, освоения бескрайних просторов дальневосточных субъектов федерации, достойного вклада в развитие всей страны, все же не следует. Эта программа даст частный эффект, который должен сопрягаться с более масштабными и более значимыми мероприятиями, связанными с развитием такой особой территории, как Дальний Восток.

Я поддерживаю этот инструмент, считаю, что он правильный, что он имеет стимулирующий характер для Дальнего Востока, но что он вытянет на себе экономику всех дальневосточных регионов, не думаю. Нет, конечно. Это именно дополнительный инструмент к тому, что должно там делаться. А должны продолжаться масштабные инвестиции и в инфраструктуру, и в энергетику; и нужно скорее разобраться с разного рода прямыми и косвенными механизмами поддержки развития производства на Дальнем Востоке, связанного с тем, что именно в дальневосточных регионах происходит максимальная накладка различных институтов развития, действующих в нашей стране.

Я имею в виду, что есть особые экономические зоны, включая и Магаданскую; действует режим свободного порта Владивосток; специально для дальневосточных регионов изначально был сформирован механизм ТОРов, (ТОР или ТОСЭР, территория опережающего социально-экономического развития – это экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и рядом других льгот – прим.ред.), в Налоговом кодексе для всей Восточной Сибири и Дальнего Востока предусмотрен инструмент региональных инвестиционных проектов; действует и программа поддержки развития моногородов, и так далее, и тому подобное. И получается, что на Дальнем Востоке наблюдается максимальное наложение всех возможных форм институциональной прямой или косвенной поддержки развития предпринимательства.

В этой связи я думаю, что скорее нужно упорядочивать эти направления деятельности – с целью того, чтобы Дальний Восток действительно развивался в нужном для страны направлении. Что же касается собственно программы «дальневосточного гектара», то я считаю, что ситуация тут и дальше, скорее всего, будет корректироваться. Потому что все же для нас этот инструмент еще необычный, в каких-то случаях он носит пионерный характер - и потому он не может быть бесконфликтным. Я не вижу ничего плохого в том, что в определенных случаях при реализации программы могут возникать какие-то недопонимания, совершенно неожиданные ситуации, которых никто не мог предусмотреть и не проговаривал никаким образом на этапе проектного обсуждения и даже на этапе выработки каких-то корректив в этот процесс.

 
Подготовка к строительству / pixabay.com

Действительно, предусмотреть и описать все возможные случаи будет очень сложно. Но в целом я бы сказал так: нужно уже ввязаться в это, а потом следить за развитием ситуации. Поскольку сама процедура предусматривает некоторую длительность процесса – не мгновенный переход земли в собственность, а все-таки ее многолетнее использование, прежде чем с нею будут совершаться какие-то юридически значимые действия. Ясно, что в ходе этого могут и совершаться какие-то ошибки, и возникать понимание того, что каких-то документарных материалов будет недостаточно для проведения юридически значимых действий.

Не исключаю, что земли могут быть не откадастрированы соответствующим образом; могут быть какие-то накладки в существовании разных баз данных; могут быть какие-то формы использования земель, не отраженные в тех документах, которые есть, и т.д. То есть я не вижу ничего совсем уж плохого  том, что здесь будут возникать процедурные вопросы. Скорее, нужно понимать, что если есть желание такого реального освоения этих территорий, то нужно в любом случае исходить из, скажем так, добрых намерений сторон. Из намерения закрепиться на данной территории и получить какой-то адекватный статус – а не подходить исключительно к этому как к какому-то супердевелоперскому проекту, который лицу, готовому осваивать эту территорию, будет сулить какие-то неимоверные доходы в будущем.

Я бы здесь исходил именно из принципа доброй воли, если так можно выразиться, связанного с тем, что если уж хочется освоить, то не какие-нибудь неудоби, которые будут сложны в дальнейшем использовании, а земли, удобные для строительства жилья и какого-то иного использования данной территории», – сказал Владимир Климанов.

Климанов Владимир
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).