СМИ пристально следят за течением конференции в Давосе, которая началась 20 января и закончится 23 января. На этом этапе аналитических материалов мало. Освещение происходящего проходит в основном в формате основательных репортажей или коротких зарисовок/комментариев с места событий.
Настроение у участников элитного мероприятия подавленное, рассказывает Financial Times. Никто не хочет быть банкиром. Все хотят быть финансовыми технологами. Одно мероприятие по финансовым технологиям оказалось настолько популярным, что его пришлось перенести из первоначально запланированного помещения в помещение побольше. Участники через слово поминают биткойны и блочные цепи.
Guardian, впрочем, удалось найти оптимистов и среди банкиров. Там сообщается, что председатель европейского ЦБ Марио Драги считает, что грамотное решение миграционного кризиса послужит мощным стимулом к экономическому росту и не принимает всерьез суждения о том, что хаос на мировых рынках может быть предвестником начинающейся рецессии. Начало года было беспокойным, но, по его мнению, это еще не повод сделать вывод, что экономика переживает фундаментальные изменения к худшему.
Он также отметил, рассказывает Guardian, что еврозона продолжает постепенно восстанавливаться благодаря стимулам ЕЦБ, снижению цен на нефть и ослаблению программ бюджетных сокращений. Но главный двигатель прогресса еще не запущен. Он сработает только тогда, когда правительства стран-участниц начнут больше вкладываться в работу с беженцами. Судя по тому, как Драги на давосской встрече подчеркивал готовность ЕЦБ использовать свои инструменты для поддержания экономики, одна из важных его миссий состоит в том, чтобы успокоить тревожных инвесторов.
Forbes пишет, что участники конференции планируют свое расписание так, чтобы успеть встретиться с как можно большим количеством важных и интересных для них людей. Некоторые даже прицельно занимаются выслеживанием. Автор дает участникам стратегические советы, где удобнее всего ловить своих жертв. В частности, рекомендуется больше пользоваться местами большого и случайного скопления людей – автобусом, который возит участников с места на место (потому что мероприятия конференции проводятся по всему городу), и специальные места, где участники переобуваются.
Еще один автор в Forbes указывает на двусмысленности, которые возникают из-за того, что спикеры не учитывают мультикультурного контекста, в котором проводятся мероприятия, а исходят из принятого у себя на родине словоупотребления. Он приводит расхожую новость, которая сообщает, что вице-президент США Джо Байден видит в развитии технологий угрозу среднему классу. Под угрозой понимается потеря рабочих мест. У значительной части аудитории это заявление вызвало недоумение, потому что, с их точки зрения, как раз те кадры, которые они относят к среднему классу, трудно заменить роботами, так как соответствующие обязанности требуют высокой квалификации.
Проблема, объясняет автор, в том, что в США под средним классом понимаются в основном люди с определенным уровнем дохода, причем этот уровень дохода, согласно опросам, ниже, чем то, что приписывается среднему классу во многих других культурах. В США уровень дохода среднего класса рассчитывается примерно как две трети от среднего показателя по доходам, умноженного на два. Вне США уровень дохода среднего класса чаще начинается просто со среднего показателя зарплаты, умноженного на два. Иными словами то, что в других местах обычно называют средним классом, в США считается верхне-средним.
Кроме того, средний класс в США, прежде всего, выделяется на основании именно уровня дохода, но не квалификации, социального круга или типа потребления. В других местах средний класс – это, как правило, еще и определенная социально-профессиональная группа. Таким образом, в США банковский служащий и сантехник могут быть в равной степени отнесены к среднему классу, а, например, в Британии сантехника в средний класс не включают, даже если он зарабатывает больше менеджера. Большинство слушателей поняли заявление Байдена как утверждение, что технологии угрожают банковским менеджерам, тогда как он на самом деле имел в виду скорее сантехников.