Трудоспособное население в России убывает. Это чревато стагнацией национальной экономики. Предлагается два выхода: увеличить иммиграцию специалистов из-за рубежа и стимулировать рождаемость. Оба варианта панацеей не являются. Властям тоже пока не удается добиться прорыва по этим направлениям.
Россия все еще стареет. К 2025 число трудоспособных россиян уменьшится на 10 миллионов человек, заявил на совещании в Южно-Сахалинске глава Совета безопасности России Николай Патрушев. По его оценке, резервы для повышения уровня экономической активности практически исчерпаны и далее придется привлекать мигрантов, в том числе высококвалифицированных. Патрушев также подчеркнул, что необходимо эффективно противодействовать незаконной миграции, ориентируя работодателей не на дешевую рабочую силу, а на квалифицированных специалистов. В связи с этим власти разрабатывают специальную концепцию государственной миграционной политики.
Секретарь Совбеза считает, что переходу России к инновационной экономике препятствует дефицит квалифицированных кадров, прежде всего среднего профессионального звена. На эту проблему также обращал ранее внимание президент Дмитрий Медведев, который заявлял, что необходимо возродить престиж профессии инженера.
За последние годы — с 1992 по 2010 год — убыль населения составила более 12 миллионов человек. Из них 5,7 миллиона было компенсировано миграцией из бывших союзных республик. Однако ресурс возвращения русских из стран ближнего зарубежья на сегодня практически исчерпан. Депопуляция продолжится и в будущем: по прогнозам демографов, к середине 21-го века в России может остаться всего 108 или даже 100 миллионов человек. По данным Job.ru, численность трудоспособного населения России на май 2011 года составляла 75,9 млн человек.
Риски такого сценария понятны: при уменьшении доли трудоспособного населения резко возрастает нагрузка на него, связанная с обеспечением налоговых выплат, например, в Пенсионный фонд. Нагрузка растет уже сейчас: число иждивенцев увеличивается с 2007 года (в 1995-2007 сокращалась за счет убыли населения) и вернется на уровень 1995 года к 2020 году.
Впрочем, многие сценарии демографов показывают, что в целом нагрузка будет крайне высокой, поскольку вместе с увеличением доли пожилых иждивенцев сокращается доля детей-иждивенцев. Прогнозируется, что в целом нагрузка на трудоспособное население к 2035 году будет приблизительно как в 1965 году. Иными словами: ничего страшного не происходит.
Впрочем, есть целый системных ограничителей. Откуда возьмется армия высококвалифицированных трудовых мигрантов — пока не очень понятно. В странах, откуда в Россию идет основной поток мигрантов сегодня с квалифицированными кадрами все обстоит крайне неблагополучно. Иные источники рабочей силы не вполне прослеживаются на сегодня.
Для высококвалифицированного работника, помимо заработка, имеется еще ряд факторов для того, чтобы решить ехать или не ехать на работу в страну. Здесь даже имидж России на Западе работает против миграции из стран Европы. Это на говоря уже о реальных проблемах, вроде террористической угрозы, уровня преступности, комфорта жизни, экологической обстановки в российских городах. Так что перспективы массового иммиграционного потока из, скажем, Восточной Европы представляются пока сомнительными.
Однако пока проекты правительства в области повышения рождаемости пока прорывного эффекта не дают. В 2010 году родилось почти 1.8 миллиона детей — это самый высокий показатель с 1990 года. Однако умерло в 2010 году более 2 миллионов россиян.
Демографический кризис в России, несомненно, является комплексной проблемой и какого-то волшебного решения в этом вопросе не существует. «Вызов демографического старения затрагивает, разумеется, не только экономическую сферу, на него придется отвечать всем жизненно важным подсистемам российского общества, он потребует существенной реорганизации и образования, и здравоохранения, и обороны, и многого другого», - считают авторы исследования «Демографические вызовы нового века». Так что дело не только в мигрантах и материнском капитале.