В среду вечером на сайте Президента России появился Указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Поскольку он затрагивает всех потребителей, чувства которых уже оказались разнообразными, то следует придерживаться формальной стороны дела.
Главное, Пункт 1:
"В течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению".
Следует обратить внимание, что не вполне указано - кому именно "запрещается или ограничивается". Ну, например, ввоз физлицом в Россию бутылки. Эта часть пока не раскрыта.
Пункт 2 предписывает Правительству организовать реализацию Пункта 1. Первый же подпункт, а) требует "определить перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 настоящего Указа, предусмотрев возможность его корректировки с учетом положений подпункта «в» настоящего пункта".
Согласно б), Правительству надо "установить перечень конкретных действий, необходимых для реализации настоящего Указа". Конечно, нужны конкретные действия, поскольку в самом Пункте 1 они не представлены. Этот пункт вообще является заявлением о намерениях (ну – заявлением о конкретном намерении), а реализация именно что отдана Правительству — она вот ровно в этом подпункте. Там, например, вопрос контроля и, соответственно, санкций в отношении тех, кто не выполнит требования.
Далее начинается как бы диалог Указа с житейской логикой. Если введут такие ограничения, то цены же пойдут вверх? А вот нет, не пойдут, потому что дальше идет подпункт в), согласно которому Правительство должно "принять меры по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию". Здесь же логично и г) "организовать совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оперативный мониторинг товарных рынков и контроль за их состоянием".
Но, тем не менее, житейское сознание настаивает: а как, все же, это сделать — не допустить роста цен? Мониторинг, пожалуй, этот вопрос не решит? Ответ содержится в подпункте д): "обеспечить совместно с объединениями товаропроизводителей, торговых сетей и организаций разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение предложения отечественных товаров".
Так что все очень логично. Одно влечет за собой другое, другое – третье и все они - под контролем. А для страховки есть подпункт е): "обеспечить в соответствии со своей компетенцией осуществление иных мер, необходимых для реализации настоящего Указа".
Некоторые сомнения возникают лишь в самом конце, в Пункте 3: "Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания". Но что именно тут вступает? Пока вступить в силу может только Пункт 2, касающийся Правительства.
То есть, пока речь идет исключительно о политическом документе. И с точки зрения инструментальной (тех.задание Кабмину) и, понятно, с внешнеполитической стороны - имея в виду ответ на западные санкции. Цепочка продолжается – РФ делает во внешней политике тот-то, в ответ ей санкции первого этапа; РФ делает следующее то-то, тут санкции второго этапа; РФ не делает того, что от нее требовали санкции первых двух — санкции третьего этапа. И тут РФ в ответ выставляет свои. В итоге, предметом санкций РФ являются санкции ЕС третьего этапа, а исходную причину всей этой истории никто уже и не вспомнит.
Ок, вполне метод. Но интересна и политическая же подача самого Указа. Пока (см. выше) это только заявление о намерении. Но Указ уже воспринят общественностью (тут же пошли мнения) как тотальный: в смысле – закрывается весь импорт из ЕС, США и присоединившихся к ним. Россия полностью переходит на контакты с другими продуктопроизводителями (к слову, о промтоварах – например, об айфонах или "Мистрале", в Указе нет). Будет перекроена вся структура продовольственного рынка, нарушены сложившееся вкусовые пристрастия россиян и, заодно, ухудшены экономики тех западных стран, которые вошли на российский рынок. Ну а те, кто собирался это сделать, входить уже не станут. Такой вариант воспринимается естественно, как внятное и конкретное послание, в какой-то мере похоже даже на закрывание известного окна в Европу, судьбоносность замысла присутствует.
Меж тем, о размахе этого дела можно будет говорить только после того, как правительство реализует указанные ему в Пункте 2 подпункты а) и б). Потому что все зависит от а) самих списков и б) цены вопроса для нарушителей. Ну, пишут, что в четверг списки уже появятся. Но речь же не только о самих списках, а и о нюансах — есть же разные моменты: кто, например, производит отечественные сигареты "Ява"? Ну как кто, BAT. Является ли факт их производства актом импорта? Или актом импорта будет ввоз соответствующего сырья? Или (если табак не продукт), то как себя должна чувствовать группа Carlsberg в России, которая является владельцем 100 % «Балтики» (то есть, вот то, что называется пивом "Балтика" — это еще отечественный продукт или датский?)
А вот в чем Самый Главный нюанс: документа (и действия) еще нет, но в основном его восприняли как нечто свершившееся. Но сам Указ (по пунктам) логичный, так, следовательно, и этот момент тоже учитывался, не так ли? То, что все воспримут Указ именно что как свершившийся разрыв пищевой цепочки с Западом?
Мнения и чувства
Итак, политическое дело сделано, тут уж ничего не изменить. Сейчас будут происходить всякие уточнения, и наблюдать за ними будет очень интересно. И, разумеется, интересно будет читать многочисленные мнения по этому поводу. Даже не из экономического, не из бытового, а из обще-антропологического интереса в целом. То, на что именно и как именно жалуются, определяет и общее ментальное состояние граждан данной страны, оптом и в розницу. Мнения из соцсетей приводить уж не стану, это все могут прочитать сами, а вот из опроса "Коммерсанта", "Вам чего будет не хватать?"
"Александр Борисов, зампред комитета Совета федерации по социальной политике:
–– … Виски, французское вино или греческие оливки — это вопрос ассортимента, а не необходимости. Вполне можно обойтись водкой и другими нашими товарами. Сейчас многие товары зарубежных компаний производят в России. Да и мы достигли того уровня производства, что можем обойтись без импорта. А указ, думаю, вполне адекватная реакция на санкции".
Тут тот же вопрос: а товары зарубежных компаний, производимые в России? Опять же - на чьем сырье. Разумеется, здесь же маячит и тема реэкспорта: были польские яблоки и - упс! - приехали в РФ как белорусские. Тема не раскрыта.
"Сергей Галицкий, совладелец сети «Магнит»:
— Трудно сказать, ведь списка еще нет. А какая у нас доля импорта — теперь уже разницы нет. Мы же понимаем политические сложности, поэтому будем подстраиваться. В конце концов, Россия, наверное, должна как-то отвечать на санкции, ну вот так получается, что же делать... Бизнес должен искать возможности обеспечить людей продуктами".
Интересно, что у Бизнеса тут открывается новая функция, которую он смиренно принимает на себя - не извлечение прибыли, а обеспечить людей продуктами.
"Михаил Боярский, актер:
— Да и хрен с ними. Я жил в Советском Союзе и то, что мы получили сейчас,— это сверх всяких ожиданий. Отказ от каких-то излишеств пойдет мне только на пользу".
Ну да, это человек искусств, но и у него интересно "то, что мы получили сейчас,— это сверх всяких ожиданий". Причем, трактовать можно и так, и сяк.
"Андрей Деллос, ресторатор:
— С голоду не умрем. Может, ассортимент будет не так разнообразен, но он будет. Выкрутимся, не впервой. Нам действительно пора ответить. У меня впечатление, что они на Западе действительно чувствуют себя в полной безопасности и могут нас валять как угодно. Они должны понять, что эти игры крайне опасны. Думаю, ради этого стоит немножко потерпеть".
Да, это неожиданное (для ресторатора) стратегическое заявление. Он тут выступил уже чисто как политолог. В этой связи — мнения политологов, которые еще в среду оперативно (через три часа после Указа материал уже висел) собрала "Вечерняя Москва" ("Владимир Путин дал достойный ответ на западные санкции". Можно обратить внимание и на урл сообщения "rossiya-prinimaet-vizov-260835.html".)
"Политолог Сергей Марков: Очень важно, что Россия принимает вызов. Для самой России введение санкций обернется некоторым ростом цен, но при этом и ростом собственной экономики, поскольку мы таким образом создаем условия для развития собственного производства. Наши санкции очень аккуратные – не наотмашь, и рассчитаны на те группы товаров, которые легко заменить. Сельхозтовары из Польши – одного из энтузиастов введения санкций в отношении России - легко заменят отечественные, белорусские, казахстанские, турецкие, итальянские, китайские".
По факту интересно признание переориентации рынков – конечно, уже и годовой срок действия санкций их уже потребует. То есть, РФ и в самом деле отворачивается от Запада (по продуктам). Разумеется, видны и перспективы, Марков их тоже рисует: "… Мы критически зависимы в авиации от ЕС, хотя еще 25 лет назад каждый второй самолет был советского производства. Сейчас же мы наблюдаем, как «агентура» НАТО с помощью «Боинга» и «Эирбасса» разрушила российское авиастроение. Нужно его восстанавливать. Для этого должны быть приняты стратегические решения, которые помогут это сделать. В дальнейшем полный отказ от «Боингов» и «Эирбассов» был бы сметающим ударом по экономике организаторов санкций – США, Великобритании и Франции.
Однако это более долгосрочная перспектива. А в ближайшее время новые российские санкции могли бы коснуться поставок мяса, а также легкой промышленности".
Все еще только начинается, да. Еще из "Вечорки":
"Политолог Дмитрий Орлов. Если говорить о каком-то экономическом ущербе, то он касается, в первую очередь Польши и небольшого числа других стран. Я считаю, что такая реакция - достойный ответ на западные санкции. Так как эта мера не нарушает нормы ВТО и других соглашений. Всё в рамках логики и закона… Никакой недостачи на отечественном рынке продовольственных товаров это не вызовет. Во-первых, в стране достаточно производственных мощностей, которые могут быть задействованы, а во-вторых,существует ряд стран, поставки из которых могут безболезненно "закрыть" образовавшуюся нишу. Более того, принятые меры позволят организовать дополнительные рабочие места в стране и организовать импортозамещение за счет более здоровой, отечественной продукции".
Тут опять нюанс: а кому принадлежат производственные мощности, которые могут быть задействованы? Ну, можно брать краснодарский, что ли, табак, но «Бритиш Американ Тобакко Россия» останется ? Или тоже нет? И еще у Орлова обнаруживается, что есть и вторая часть идеи (кроме санкций): "более здоровая, отечественная продукция". Вообще-то, одно решение — один повод к нему. А когда добавляется еще один, то решение начинает публично сомневаться в самом себе и как бы даже извиняться за то, что оно было принято.
В итоге (в политическом сегменте) строгой логики понимания не видно. Наблюдается даже появление избыточного энтузиазма. Скажем, аж в 04:12, в ночь на 7 августа РИА Новости сообщили о материале четверговых "Известий", согласно которому "Фракция КПРФ внесет в Госдуму РФ законопроект, согласно которому предлагается ввести специальный акциз на сахаросодержащие безалкогольные напитки, в частности на Coca-Cola". Исходной логике решения все это, конечно же, не на пользу.
Но на самом-то деле она точно есть, эта четкая логика. "Коммерсант" привел мнение и Алены Аршиновой, зампреда комитета Госдумы по образованию:
"— Особой привязанности к чему-то импортному у меня нет. У нас всего достаточно. Единственное, что если вводить такие санкции, то нужно все просчитать, чтобы не возникло проблем с взаимозаменяемостью. Но я уверена, что все просчитано".
По нюансам того, что именно просчитано, есть некоторый инсайд у того же "Коммерсанта":
"По словам собеседников “Ъ” в правительстве, знакомых с его (списка) содержанием, речь идет о «секторальных» контрсанкциях: в списках группы продовольственных товаров, а не конкретные товары или сырье, по двум группам — полный запрет и ограничение. Предусмотрены исключения — например, для всех продуктов детского питания, могущих попасть под ограничения. В списке фигурируют все молочные продукты, плодоовощная продукция, рыба, под ограничения (вторая группа) частично подпадают мясо и мясная продукция, злаки. Алкогольная продукция, во всяком случае, в первом списке (полный запрет) отсутствует. Страны, импорт из которых ограничивается,— США, страны ЕС, Австралия, Канада, Япония (Швейцария и Норвегия, присоединившиеся к санкциям де-факто, в списках, по сведениям “Ъ”, не фигурируют) и Украина, крупнейший агроэкспортер в РФ".
Все это, конечно, снижает блистательную однозначность Указа. Но чего спешить с выводом, пусть уж список появится.