Состоявшийся накануне Дня чекиста аукцион не внес ясности в судьбу “Юганска”. По мнению экспертов, приобретение акций тверской компании означает, что борьба за акции продолжится, но уже вне сферы экономики. Не сумев организовать приобретение “Юганска” в условиях открытой и конкурентной экономической борьбы ( а для этого надо было получить кредит западных банков), менеджмент "Газпрома" во главе с Алексеем Миллером и председатель совета директоров компании, главы администрации президента Дмитрия Медведева, оказались под угрозой удара со стороны “роснефтевской” команды Игоря Сечина.
Почему испугался “Газпром” и не приобрел вожделенный актив сам? Дело не только в отсутствие денег, - используя административный ресурс в сочетании с ресурсами “Газпромбанка” (сумма активов на 1.10.2004 в 266,7 млрд. руб. почти точно соответствует сумме предложенной на аукционе) и, по мнению специалистов, Сбербанка и Внешторгбанка, концерн вполне мог набрать требуемую сумму денег в России. Газовая монополия - желанный заемщик на российском рынке кредитов.
Дело в том, что выигранный ЮКОСом иск в хьюстонском суде, означает, что вал претензий в западных судах будет нарастать. Принятое к рассмотрению дело ( а не выигрыш его) означает арест имущества находящегося в его юрисдикции. Какое “газпромовское” имущество может быть арестовано в этом случае до завершения рассмотрения дела? Это экспортные поставки газа. Это означает, что сложная цепочка взаимоотношений концерна с западными партнерами окажется под угрозой, и газовая война с Лукашенко, покажется “цветочками”, по сравнению с “ягодками” войны с ЮКОСом. Под угрозой окажутся и инвестиционные проекты с норвежцами, перспективы на американском рынке газа и развитие экспортных газовых магистралей.
И тогда, может оказаться, что все это время сторонник жесткой линии против ЮКОСа зам. главы администрации Сечин играл не столько против Ходорковского, сколько против “Газпрома”. Лишившись любимого детища – “Роснефти”, переданной “Газпрому”, Сечин, предлагавший в октябре продать "Юганск"за $3,7 млрд., инициировал ужесточение линии против ЮКОСа – нарастание налоговых претензий, аресты сотрудников компании. Это, в свою очередь привело – и должно было привести к иску в международных судах. У “Газпрома” достаточно много друзей - врагов на Западе, чтобы запущенный один раз процесс предъявления исков на заграничное имущество развивался сам. Кстати, сегодняшнее заявление просечинского блока "Родина", содержало еще и такой сигнал.
По условиям аукциона до 2 января "Байкалфинансгруп" должна найти деньги на оплату акций (около $7,65 млрд дополнительно к $1,7 млрд., внесенных в качестве залога). Нормальная схема (такой она была на залоговом аукционе по “Юганскнефтегазу” в 1995 году – компания получит кредит у аффилированного банка, гарантом по которому выступит “материнская компания” с которым не сможет расплатиться, тогда актив (вместе с самой компанией) перейдет к гаранту.
Однако в случае с “Юганском”, неопределенность ситуации, может привести к тому, что “Байкалфинансгруп”, фирма, замысленная как однодневка продлит свое существование до урегулирований отношений с “ЮКОСом”. Другой вариант развития событий сложится если "Байкалфинансгруп" не расплатится в срок с государством. В этом случае, как заявил начальник главного управления Министерства юстиции по Москве Александр Буксман, ЮНГ может быть передан государству безвозмездно. Максим Шеин из “Брокеркредитсервиса” считает, что это утверждение репортера “КоммерсантЪ” не вполне соответствует действительности: “Законных оснований для того, чтобы передать после несостоявшегося аукциона предприятие государству отсутствуют. Должен быть еще хотя бы один аукцион” - заявил он. Кроме того, при таком раскладе сумма $0,7 млрд. переданная неизвестно кем неизвестному тверскому предприятию, перейдет в доход государства.
С продажей Юганска, по мнению чиновников налогового ведомства распродажа активов ЮКОСа вчерашним аукционом не закончена: судебным приставам нужно будет взыскать с ЮКОСа еще около 83,5 млрд руб. Правда без “Юганска” стоимость этих активов ЮКОСа уменьшается. Как считают аналитики, “Юганскнефтегаз” уже точно не войдет в “Газпромнефть” по заранее утвержденной схеме. Судя по всему, Кремлю, понадобится новые варианты поглощения ЮКОСа, а может быть и новые люди.