Тарифы на грузовые автоперевозки могут стать изменчивыми. Министерство транспорта предлагает повышать их на период навигации, с апреля по ноябрь – с тем, чтобы переориентировать грузопоток на водные пути. Соответствующее предложение озвучил на заседании президиума Госсовета по развитию внутреннего водного транспорта в стране министр транспорта Максим Соколов.
Он подчеркнул, что загруженность автодорог постоянно растет, а между тем направления многих автоперевозок совпадают с направлениями внутренних водных путей, и пользоваться этим видом транспорта вполне уместно. «Один речной состав грузоподъемностью 8 тысяч тонн способен заменить 400 20-тонных грузовых автомобилей», – приводит ТАСС пример, который подобрал глава ведомства.
По словам министра, для того, чтобы подтолкнуть к переориентации с автодорог на внутренний водный транспорт, вводится запрет на перевозку делимых грузов тяжеловесными транспортными средствами по автодорогам, а также обустраиваются дополнительно пункты весового контроля, различные инструменты возмещения вреда дорогам.
Президент России Владимир Путин согласился с тем, что речные грузоперевозки необходимо стимулировать. Правительству необходимо принять оперативные меры для стимулирования этого, отметил он на президиуме Госсовета. При этом Путин добавил, что, например, в Китае, где число рек сопоставимо с их числом в России, грузооборот по водным путям в 12 раз больше российского. Более того, подчеркнул Путин, российский водный грузооборот отстает даже от тех европейских стран, где протяженность рек гораздо меньше, чем в России.
Между тем, по мнению президента, если обратить внимание на достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта, то результатом станет не только снижение бюджетных затрат, но и сокращение издержек грузоотправителей.
Эксперты отмечают, что выполнение этой задачи достаточно сложно. Как рассказал в беседе с «Полит.ру» Михаил Яковлевич Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, понятно, что предложение Минтрансом решение может вызвать недовольство у автовладельцев, однако экономически оно обоснованно.
«Сегодня примерно 45 или даже почти 50 миллионов российских автомобилистов своими целевыми платежами (а это – акциз на бензин или дизтопливо и транспортный налог) оплачивают примерно процентов 60-65% от расходов совокупного правительства на дороги. Совокупное правительство – это федеральные, региональные, городские бюджеты вместе и так далее.
Этот баланс, на самом деле, достаточно экзотический, потому что если брать Европу, там дела обстоят совсем иначе. Например, автомобилисты Германии оплачивают не только дороги и улицы, но еще от этого можно «отщипывать» на трамвай и метрополитен. В этом смысле повышение цены владения автомобилем, цены езды на автомобиле – вещь, в сущности, неизбежная. Это чистая политика. То есть экономика этого требует, а когда это сделает правительство, сказать никто не может.
То есть понятно: народ обидится, кто-то будет волноваться, но чисто по экономическому здравому смыслу повышение цены владения автомобилем, цены поездки на автомобиле, неважно даже, на большом грузовике или на маленькой легковушке, будет повышаться. Такова объективная экономическая реальность. Как это сделает правительство, когда – сегодня, завтра, в форме одних платежей, других платежей – это чистая политика. По экономике, по экономическому балансу, это нужно делать», – объяснил Михаил Блинкин.
В то же время он подчеркнул, что проблема переброски части грузопотока на водные пути не может быть решена одним изменение тарифов: необходимо, в первую очередь, привести в порядок эти самые водные пути.
«Поможет ли это перебросить грузы на внутренние водные пути, очень сложный вопрос. Потому что у нас водные пути находятся в достаточно тяжелом состоянии. Вот только что, на Госсовете, была констатирована проблема внутренних водных путей. Например, в Нижегородской области есть разрыв по Волге. То есть вот иду я по ней на четырехпалубном лайнере-круизнике – а дальше должен высадить пассажиров и везти их автобусом до следующего глубокого места. Нужны очень серьезные деньги, которые придется вложить в водные пути, чтобы привести их в порядок.
Где искать эти деньги? Ну, вот Министерство транспорта, отвечающее за автомобильные дороги, железные дороги и реки, ищет какой-то баланс.
Хорошего решения пока нет. То, что предложил министр транспорта, – тяжелое решение, но кто предложит лучше? Действительно тяжелое, но хороших решений на столе вообще нет. Надо искать деньги на содержание внутренних водных путей, потому что если мы их не приведем в порядок, никто там грузы возить не станет. И пассажиров тоже возить не будут. Ну, вот продали человеку билеты на хороший круизник – это дорогая туристическая опция, красивая и приятная, – а глубины же нет! Так что остается только пассажиров высаживать.
Привести в порядок водные пути – очень дорогая задача. Ну, вот и ищут на это деньги. Ничего хорошего в предложенном нет, но и просто оставлять все так, как оно есть, нельзя. Надо как-то решать эту проблему, а путей ее решения пока не видно», – объяснил эксперт.
Блинкин подчеркнул, что целесообразность водных перевозок в ряде случаев бесспорна.
«По речке возить некоторые виды грузов сам Бог велел. По рекам возят обычные, простые, навалочные грузы – песок, щебень, руду, арбузы, что угодно такого типа – даже в тех странах, где дорог не в пример больше, чем в России
Речной транспорт интенсивно используется в Западной Европе, где с дорожной сетью, как вы понимаете, раз в 10 точно лучше, чем у нас. И в Соединенных Штатах Америки, где и состояние дорожной сети, и ее протяженность несравнимы с нашей, возят грузы по рекам – потому что это выгодно.
У нас же сложилась некоторая деформация, словно автомобилем возить дешевле – сложилась за долгие годы, лет за 25. В результате те виды грузов, которые даже в самых автодорожных странах возят по рекам, мы умудряемся возить автомобилями. И Министерство транспорта задачу исправления этой ситуации пытается решить.
Но пока решение только нащупывается, скажем так», – подвел он итог.