будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минтранспорта реки транспорт дороги России
Июль 4, 2025
Хозяйство

Деньги на реки

Деньги на реки
yf600-450
Набережная г.Чебоксары. Источник: Фото: Бровко Сергей

Тарифы на грузовые автоперевозки могут стать изменчивыми. Министерство транспорта предлагает повышать их на период навигации, с апреля по ноябрь – с тем, чтобы переориентировать грузопоток на водные пути. Соответствующее предложение озвучил на заседании президиума Госсовета по развитию внутреннего водного транспорта в стране министр транспорта Максим Соколов.

Он подчеркнул, что загруженность автодорог постоянно растет, а между тем направления многих автоперевозок совпадают с направлениями внутренних водных путей, и пользоваться этим видом транспорта вполне уместно. «Один речной состав грузоподъемностью 8 тысяч тонн способен заменить 400 20-тонных грузовых автомобилей», – приводит ТАСС пример, который подобрал глава ведомства.

По словам министра, для того, чтобы подтолкнуть к переориентации с автодорог на внутренний водный транспорт, вводится запрет на перевозку делимых грузов тяжеловесными транспортными средствами по автодорогам, а также обустраиваются дополнительно пункты весового контроля, различные инструменты возмещения вреда дорогам.

 
Дорожные весы / wikipedia.org

Президент России Владимир Путин согласился с тем, что речные грузоперевозки необходимо стимулировать. Правительству необходимо принять оперативные меры для стимулирования этого, отметил он на президиуме Госсовета. При этом Путин добавил, что, например, в Китае, где число рек сопоставимо с их числом в России, грузооборот по водным путям в 12 раз больше российского. Более того, подчеркнул Путин, российский водный грузооборот отстает даже от тех европейских стран, где протяженность рек гораздо меньше, чем в России.

Между тем, по мнению президента, если обратить внимание на достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта, то результатом станет не только снижение бюджетных затрат, но и сокращение издержек грузоотправителей.

Эксперты отмечают, что выполнение этой задачи достаточно сложно. Как рассказал в беседе с «Полит.ру» Михаил Яковлевич Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, понятно, что предложение Минтрансом решение может вызвать недовольство у автовладельцев, однако экономически оно обоснованно.

 
Михаил Блинкин

«Сегодня примерно 45 или даже почти 50 миллионов российских автомобилистов своими целевыми платежами (а это – акциз на бензин или дизтопливо и транспортный налог) оплачивают примерно процентов 60-65% от расходов совокупного правительства на дороги. Совокупное правительство – это федеральные, региональные, городские бюджеты вместе и так далее.

Этот баланс, на самом деле, достаточно экзотический, потому что если брать Европу, там дела обстоят совсем иначе. Например, автомобилисты Германии оплачивают не только дороги и улицы, но еще от этого можно «отщипывать» на трамвай и метрополитен. В этом смысле повышение цены владения автомобилем, цены езды на автомобиле – вещь, в сущности, неизбежная. Это чистая политика. То есть экономика этого требует, а когда это сделает правительство, сказать никто не может.

То есть понятно: народ обидится, кто-то будет волноваться, но чисто по экономическому здравому смыслу повышение цены владения автомобилем, цены поездки на автомобиле, неважно даже, на большом грузовике или на маленькой легковушке, будет повышаться. Такова объективная экономическая реальность. Как это сделает правительство, когда – сегодня, завтра, в форме одних платежей, других платежей – это чистая политика. По экономике, по экономическому балансу, это нужно делать», – объяснил Михаил Блинкин.

В то же время он подчеркнул, что проблема переброски части грузопотока на водные пути не может быть решена одним изменение тарифов: необходимо, в первую очередь, привести в порядок эти самые водные пути.

«Поможет ли это перебросить грузы на внутренние водные пути, очень сложный вопрос. Потому что у нас водные пути находятся в достаточно тяжелом состоянии. Вот только что, на Госсовете, была констатирована проблема внутренних водных путей. Например, в Нижегородской области есть разрыв по Волге. То есть вот иду я по ней на четырехпалубном лайнере-круизнике – а дальше должен высадить пассажиров и везти их автобусом до следующего глубокого места. Нужны очень серьезные деньги, которые придется вложить в водные пути, чтобы привести их в порядок.

Где искать эти деньги? Ну, вот Министерство транспорта, отвечающее за автомобильные дороги, железные дороги и реки, ищет какой-то баланс.

Хорошего решения пока нет. То, что предложил министр транспорта, – тяжелое решение, но кто предложит лучше? Действительно тяжелое, но хороших решений на столе вообще нет. Надо искать деньги на содержание внутренних водных путей, потому что если мы их не приведем в порядок, никто там грузы возить не станет. И пассажиров тоже возить не будут. Ну, вот продали человеку билеты на хороший круизник – это дорогая туристическая опция, красивая и приятная, – а глубины же нет! Так что остается только пассажиров высаживать.

Привести в порядок водные пути – очень дорогая задача. Ну, вот и ищут на это деньги. Ничего хорошего в предложенном нет, но и просто оставлять все так, как оно есть, нельзя. Надо как-то решать эту проблему, а путей ее решения пока не видно», – объяснил эксперт.

 
Туман на реке Вятке / Фото: Сергей Бровко

Блинкин подчеркнул, что целесообразность водных перевозок в ряде случаев бесспорна.

«По речке возить некоторые виды грузов сам Бог велел. По рекам возят обычные, простые, навалочные грузы – песок, щебень, руду, арбузы, что угодно такого типа – даже в тех странах, где дорог не в пример больше, чем в России

Речной транспорт интенсивно используется в Западной Европе, где с дорожной сетью, как вы понимаете, раз в 10 точно лучше, чем у нас. И в Соединенных Штатах Америки, где и состояние дорожной сети, и ее протяженность несравнимы с нашей, возят грузы по рекам – потому что это выгодно.

У нас же сложилась некоторая деформация, словно автомобилем возить дешевле – сложилась за долгие годы, лет за 25. В результате те виды грузов, которые даже в самых автодорожных странах возят по рекам, мы умудряемся возить автомобилями. И Министерство транспорта задачу исправления этой ситуации пытается решить.

Но пока решение только нащупывается, скажем так», – подвел он итог.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).