21 апреля состоится конференция EasyLife-2012 для молодых предпринимателей и студентов бизнес-специальностей. Мы публикуем интервью с директором по развитию одного из инфраструктурных проектов для начинающих бизнесменов - Бизнес-инкубатора МГУ, специалистом по стартапам и инновационному предпринимательству Михаилом Хомичем. Беседовала Екатерина Синельщикова.
Что такое Бизнес-инкубатор МГУ?
Бизнес-инкубатор представляет собой набор компаний, которые объединены под брендом МГУ и которые вырастают с нуля с нашей помощью. Это своеобразный «детский сад» для начинающих бизнесменов, многие из которых всего за год уже имеют хорошие обороты. Мы предоставляем им помещение, консультации, выходы на инвесторов, т.е. периодически рассказываем о них инвесторам и, соответственно, они просто получают доступ к деньгам. Грубо говоря, мы их воспитываем, а они этим пользуются. К тому же мы можем предоставить участникам практически ежедневный консалтинг - по желанию с удовольствием помогаем по различным направлениям. И, конечно же, если надо – «пинаем», говорим: «Почему не сделано?», ну и так далее.
Кроме того мы с Юрием Митиным – директором Бизнес-инкубатора МГУ, работаем по многим медиа-проектам, в том числе на радио «Коммерсант FM», и, соответственно, тоже стараемся помогать ребятам, в том числе и материально.
Кто становится участником проекта?
Одно из основных правил, чтобы попасть в Бизнес-инкубатор – чтобы участник проекта был либо студентом, либо аспирантом, либо преподавателем МГУ.
Компании совершенно разные. В основном это IT-сектор, но, тем не менее, есть компании, которые занимаются медицинскими и геологическими технологиями.
Например, компания «Maxygen» - они специализируются на ДНК-диагностике. По образцу вашего ДНК, по слюне могут сделать ваш портрет, узнать, к каким заболеваниям есть предрасположенность и т.д. А, например, компания «Webils» занимается онлайн-сервисами.
Каковы ваши цели в проекте?
Цель проекта – сделать Инкубатор МГУ инкубатором номер один в России по суммарным оборотам, доходам компаний. И я уверен, что он таковым станет.
О каких результатах уже можно говорить?
Главным образом это рыночная оценка компаний год назад в 1,5 миллиона рублей. Сейчас она составляет более 200 миллионов рублей – совершенно сумасшедший рост. Чего удалось достичь – так это при достаточно небольших затратах создать работоспособную инфраструктуру и атмосферу, которая действительно позволяет проектам вырасти.
Каковы перспективы развития у проекта?
Получить новое помещение на территории МГУ, новых инвесторов в партнеры. Иначе говоря, выйти на другой уровень, когда мы будем говорить не о сотнях миллионов рублей, а о сотнях миллионов долларов. Это, конечно, очень громко звучит, но вполне реально.
Как Бизнес-Инкубатор МГУ соотносится с Бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ?
Инкубатор НИУ ВШЭ – более взрослый инкубатор. Это проект, которому несколько лет. Наш инкубатор достаточно молодой. Мы пытаемся перенимать что-то у Высшей школы экономики, полагаю, что они делают то же самое. Сейчас мы с Юрием Митиным преподаем в ВШЭ, смотрим проекты и, возможно, лучшие будут уже выбирать, в каком инкубаторе расти дальше. Но это опять-таки разные вузы, у которых разная культура. Но вообще, конечно, инкубаторы в чем-то похожи.
Чем вы занимаетесь в Бизнес-инкубаторе? Что вы преподаете?
Я занимаюсь пиаром участников Бизнес-инкубатора, но тут важен не только я, а наша команда из пяти человек: Юрий Митин – директор Инкубатора, Кирилл Клоков – директор по инвестициям, Галима Ахмадуллина - директор по пиару, и Дарья Комарькова – директор по маркетингу. Что касается преподавания, то в основном преподаем мы с Юрием Митиным. Мы преподаем экономику инноваций на экономическом факультете МГУ, факультете журналистики ВШЭ, иногда - в МГИМО.
Считаете ли вы Бизнес-инкубатор собственным бизнес-проектом, аналогом того, чему учите студентов?
Сложно сказать, что я именно этому учу студентов, но я конечно же считаю бизнес-инкубатор своим проектом, в том числе - проектом, на который я возлагаю большие надежды и в котором я расту, расту вместе с командой и участниками.
В чем замысел конференции EasyLife-2012?
Это хорошая конференция, у нее отличные партнеры, очень интересные докладчики, которые могут позволить проекту вырасти. Но мое главное пожелание, чтобы эта конференция не превратилась в то, во что превращаются 99% таких конференций, которые проводятся по принципу «пришли - поболтали - разошлись». Я хочу, чтобы от конференции была конкретная польза: участники нашли нужные контакты, потом, возможно, через эти контакты стали развиваться еще быстрее, и, в итоге, нашли инвесторов. Сейчас все предпосылки для этого есть.