будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Диагноз: перегрев

Диагноз: перегрев
mvf-9149
Международный Валютный Фонд

Наш старый добрый советник, Международный валютный фонд, в очередной раз выразил беспокойство по поводу развития экономической ситуации в России. Сейчас, по его мнению, экономическая ситуация в стране более чем удовлетворительная, но вот в ближайшем будущем она может сильно ухудшиться. И виноват в этом ухудшении окажется, как ни странно, удачный восстановительный рост 2010-2011 годов.

К этому выводу МВФ пришел не просто так. Дело в том, что, благодаря росту, показатели реального производства и занятости достигли предкризисного уровня (1 квартал 2008 года), а это практически полностью ликвидировало имевшийся разрыв между наличием производственных мощностей и их фактическим использованием. Иначе говоря, все наличные (и конкурентоспособные) производственные мощности уже полностью загружены, и российской экономике расти дальше просто некуда.

 

Министерство Финансов РФ

 

Поэтому, по мнению сотрудников МВФ, усилия, которые сейчас предпринимают российские власти по дальнейшему стимулированию экономического роста, могут привести к «перегреву» экономики: рост доходов хозяйственных агентов, простимулированный государством, будет постоянно опережать прирост производства, провоцируя инфляцию, так как доходы хозяйственных агентов можно увеличить легко и быстро (например, поднять пенсии или денежное довольствие), а вот расширить производственные мощности и увеличить товарное предложение быстро не получится.

Однако в российском хозяйстве исчерпаны далеко не все резервы для продолжения подъема, поэтому тезис МВФ об «перегреве» вряд ли может быть признан правильным. Российская экономика обладает возможностями для дальнейшего роста — например, расширение импорта и загрузка новых мощностей, вводимых из имеющегося строительного задела, могут быть вполне достаточными для покрытия стимулированного спроса. Соответственно, и рецепты Фонда — снизить бюджетные расходы и увеличить резервные фонды, чтобы избежать инфляции и «перегрева» — тоже не могут считаться соответсвующими текущей экономической ситуации в России.

 

Проект бюджета. Кадр: Первый канал

 

К слову надо сказать, что предупреждение подобного рода российское руководство получает уже не в первый раз. Как раз перед кризисом 2008 года миссия Всемирного Банка посетила нашу страну и тоже отметила все признаки перегрева экономики, в том числе - чересчур высокие темпы роста ВВП. Банк рекомендовал снизить темпы, что в тех условиях означало снижение объемов капитальных вложений в жилищный и связанные с ним секторы. ВБ как в воду смотрел, однако его тогда не послушались, и через несколько месяцев снижение произошло, так сказать, стихийно, а не в ручном режиме — из-за мирового кризиса упали и темпы роста ВВП, и объемы капитальных вложений, и доходы населения.

Рекомендации теперь уже МВФ нельзя пропускать мимо ушей - они требуют внимательного рассмотрения. В частности, тезис об исчерпанности ресурсов для дальнейшего увеличения товарного предложения - именно он используется Фондом в качестве основного при составлении своих рекомендаций.

По мнению специалистов Фонда, на пути быстрого увеличения товарного предложения в российской экономике строит несколько препятствий, одни из которых объективные, а другие существуют вследствите специфических российских условий.

Основное субъективное препятствие заключается в том, что крайне неопределенная конъюнктура мирового рынка, выражающаяся в скачкообразном движении цен на основные товары российского экспорта, сильно смущает российских экспортеров. Они не понимают, что им делать с валютными доходами от экспорта — вкладывать в создание новых активов или держать в высоколиквидной форме. И пока, как мы видим, из осторожности они предпочитают ликвидность, а не инвестирование. Соответственно, создание новых производственных мощностей откладывается на неопределенный срок, так как российские экспортеры как раз и являются основными инвесторами в российское хозяйство.

 

Кадр: Первый канал

Но даже если бы российские экспортеры проявили больше сознательности и выдержки, перестали оглядываться на мировую конъюнктуру и стали бы вкладывать средства в расширение производства, на их пути появилось бы сильное объективное препятствие. Дело в том, что за ближайшие год-два-три новые производственные мощности все равно не построишь, что в промышленности, что в инфраструктуре, поэтому для насыщения текущего спроса расширение инвестиций в любом случае ничего бы не дало.

Поэтому МВФ рекомендует российскому правительству воздержаться от экспансионистской бюджетной политики, сократить расходы и отправить высвободившиеся средства на пополнение изрядно обмелевших Резервного фонда и Фонда будущих поколений. В противном случае, если бюджетная накачка будет продолжаться, это вызовет ускорение роста цен, которое съест прирост номинальных доходов хозяйственных агентов и сведет на нет все усилия госвласти по стимулированию экономического роста.

Несмотря на вроде бы правильные подходы, советы МВФ не учитывают, как мы можем предположить, ряд внешних и внутренних условий развития российского и мирового хозяйства.

Так, рост внутреннего спроса, стимулированный активной бюджетной политикой, может получить вполне адекватное товарное покрытие за счет роста импорта. И это, собственного говоря, уже происходит. В 2011 году объем импорта товаров и услуг превысил аналогичные показатели предкризисного 2008 года ($324 млрд. и $90 млрд. против $292 млрд. и $75 млрд.); за первую половину 2012 года импорт товаров составил $155 млрд., а импорт услуг — $47 млрд., что в годовом исчислении составит $310 и $94 млрд. соответственно. Поэтому ни дефицита товаров, ни дефицита услуг мы пока не наблюдаем и вряд ли будем наблюдать, несмотря на все бюджетные накачки. 

 

Фото: teleport-nsk.com

Однако, рост импорта — это не единственный источник покрытия растущих номинальных доходов российских хозяйственных агентов. Хотя сейчас во всем мировом хозяйстве действительно имеет место инвестиционный спад, Россия (вместе с Китаем) пока остается приятным исключением, вопреки оппортунистическо поведение крупных экспортеров. Например, в 2012 году начался, а в 2013 и последующих годах продолжится процесс ввода в действие производственных мощностей в автомобильной промышленности, что приведет к увеличению товарного предложения, причем за счет иностранных инвесторов. И этот дополнительный товарный поток поможет покрыть стимулированные доходы российских резидентов.

Есть еще один фактор, действие которого может снизить давление на товарном рынке. Дело в том, что после кризиса 2008 года остался достаточно большой строительный задел — начатые объекты, завершить которые не успели из-за резкого сокращения финансирования. В 2009 году они находились в «замороженном» состоянии, но начиная с 2010 года начался процесс достройки и ввода в действие. То есть в российской экономике имеется запас полуготовых производственных мощностей, которые постепенно будут становиться готовыми и загружаться дополнительной продукцией.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).