будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Хозяйство

Диагноз власти

Диагноз власти
wef
Всемирный экономический форум в Давосе. Кадр: Первый канал

Российская элита крайне скептически оценивает собственное государство. Видные чиновники и бизнесмены признали в Давосе, что в России правит коррупция, госсаппарат неэффективен, а госсектор в экономике раздут. Однако решить эти проблемы никак не получается. Получается только сеанс групповой психотерапии.

Какой видит российская и европейская элита вызовы, стоящие перед нашей страной? От ответа на этот вопрос не в последнюю очередь зависит и стратегия развития, и то, какое будущее будет ждать Россию в ближайшее время.

Эти вопросы неизбежно попали в повестку форума в швейцарском Давосе, который проходит в эти дни. Ответы, надо сказать, требуют некоторого осмысления. Как поведала граду и миру главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова, на устроенном Сбербанком деловом завтраке глава Сбера Герман Греф предложил оценить собравшимся — а в их числе были крупные иностранные инвесторы, российские бизнесмены и чиновники — оценить, какие вызовы на сегодня стоят перед Россией.

Попали в число потенциальных «угроз» «усталость от действующих политических элит», «недостаток доверия в обществе», «низкая эффективность властей» и так далее, всего 9 пунктов. И по мнению зала, как повествует главред «Ведомостей», оказалось, что тремя главными вызовами для России являются коррупция, чрезмерный госсектор и устаревшая политическая система. Это в порядке убывания, за лидера голосования — коррупцию — проголосовали порядка 24 процентов собравшихся.

А при оценке эффективности российских властей по шкале от 1 до 9 лишь 1,5 процента поставили власти девятку. Причем выяснить, кто эти оптимисты, модератору завтрака Грефу так и не удалось. Зато первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов уточнил, что ни он, ни помощник президента Аркадий Дворкович в эти полтора процента не попали — другие оценки оба поставили. Вообще «низкая эффективность властей» в рейтинге вызовов заняла почетное четвертое место с результатом под 12 процентов.

Примечательно, насколько российская элита придерживается невысокого мнения о качестве государственной машины и бюрократического аппарата.

Можно конечно полагать, что в Давос ездят сплошь «либералы из власти», но и в этом случае любые прекраснодушные оценки бурного развития страны в 2000-е стоит, мягко говоря, корректировать. А попытки повышения эффективности правительства, его инициатив по огосударствлению крупного бизнеса и его же борьбу с коррупцией следует признать если и не в конец провальными, то уж как минимум не давшими ожидавшегося результата. Интересно и то, что в активное недовольство граждан собравшиеся пока не верят и «электоральная усталость» в число лидеров не попала.

Элита, таким образом, вполне отдает себе отчет, что бюрократия (как в собственно сфере госуправления, так и в госсекторе экономики) неэффективна и воровата, а сами механизмы управления не могут этого исправить. Ценное признание от «соли земли», от тех, чьими руками собственно и делается российская экономическая политика.

Однако в данном случае мы имеем дело с той ситуацией, когда признание проблемы — вовсе не является шагом к лечению болезни.

Поскольку для преодоления костной бюрократической системы нужна, как минимум, реформа системы госуправления. А здесь на повестке дня уже возникают всяческие нетривиальные вещи, вроде отказа от системы ручного управления, установление независимости судов, санация и профессионализация чиновного корпуса. Не говоря уже о базовых и дорогих вещах, типа адекватной системы образования (иначе откуда возьмутся, пусть в перспективе невороватые чиновники?).

И как подступиться к решению этих проблем мало кто представляет. К тому же на любое «а» одной части госаппарата (в том числе и высшего чиновничества) немедленно следует «б», «в» и даже «я» от других представителей элит. Менеджеры госкомпаний уверены в незыблемости именно их способа хозяйствования, пусть и неэффективного. Силовые органы полагают любую транспарентность вредной, а угрозы собственным ведомственным и материальным интересам выдают за угрозы безопасности страны вообще и власти в частности. Региональные элиты требуют от центра денег в том или ином виде и им вся эта эффективность вообще по барабану. И так далее.

Это все ставит крест на попытках властей привлечь некие инвестиции, ускорить в условиях мировой стагнации и падения внутреннего спроса рост национальной экономики или создать некий международный финансовый центр в Москве.

Да и «лучшим людям в бюрократическом аппарате» в конечном счете выгодны и «ручное управление», и относительная «размытость функционала», когда формальные полномочия мало что значат, по сравнению с аппаратным весом, и суды, которые могут принимать политически мотивированные решения. Иначе собственно система власти вряд ли будет работать. Так консенсусный «диагноз» российской полит-экономической системе в Давосе, скорее, напоминает сеанс психотерапии.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).