«Полит.ру» продолжает публикацию выступлений на экспертных семинарах, посвященных разработке стратегии Москвы. Семинары проводятся совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. Разговор, посвященный созданию Международного финансового центра ведет заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института государственной политики и прикладных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Владимир Климанов.
Создание МФЦ – задача многолетняя, а потому она должна вписываться в стратегию развития Москвы на долгосрочный период. При этом, построение такого центра не полностью находится в полномочиях городских властей. В этой связи нужно учитывать всех участников процесса; это не только федеральный центр, но и бизнес, и различного рода финансовые структуры, и даже международные организации. Если они просто отвернутся от Москвы, то сколько здесь ни создавай нового финансового центра, мало кто в него придет.
В этой связи мы понимаем, что, формируя МФЦ в Москве, нужно повысить качество городской среды и жизни в городе. Это достигается через рост доходов горожан, через создание комфортной городской среды, через повышение уровня услуг, которые в городе оказываются, и так далее. Мы, кстати говоря, пытались на этот счет искать аналогии, не связанные с сегментом финансового сектора, нашли весьма интересную аналогию в международных Олимпийском и Паралимпийском комитетах. Мы посмотрели на олимпийский контракт с городом Сочи, и обнаружили, что в городе, центре проведения зимних Олимпийских игр, есть, например, требование о наличии тех же велосипедных дорожек или каких-то еще особых черт гостеприимного города. Казалось бы, представляете - город зимних Олимпийских игр, а он должен быть комфортным всегда. Без этого бессмысленно признавать этот город достойным проведения в нем ярких международных событий. Поэтому набор критериев, который связан с качеством городской среды, с качеством жизни населения, с качеством товаров и услуг, которые здесь производятся и потребляются, и, наконец, с качеством системы городского управления, - для нас важный фактор, который необходим для создания международного финансового центра.
Если говорить о том, что Москва должна стать в этой связи полноценным мировым городом, глобальным городом, то для этого город должен диверсифицироваться в своей жизнедеятельности. Не в отраслевой структуре экономики, а в жизнедеятельности. Он должен предоставлять максимально возможный набор, спектр задач, функций, которые он решает. Тут и культурная жизнь должна быть, и развиваться экономика – при этом неважно, на какой отрасли она основана. То есть город должен быть многогранным.
Мы стараемся, чтобы Москва была полноценным мировым городом – то, как это понимается в уже сложившейся совокупности международных рейтингов, в которой вычленяют эти города. В этой связи наличие в Москве МФЦ - это подзадача, стратегическая цель второго уровня. Т.е. Москва в первую очередь должна войти в топовый список мировых городов, и если она войдет как МФЦ, это здорово, и это тоже будет цель второго ранга в данном случае.
Если же говорить собственно про такую устремленность войти в топ мировых городов, то Москве необходимо просто развивать набор высокоинтеллектуальных услуг. Т.е. когда мы говорим про образование и здравоохранение, мы должны понимать, что следует найти какие-то нишевые специализированные отрасли, подотрасли или отдельные направления деятельности, где мы можем преуспеть. В этой связи, если в рамках построения МФЦ Москва найдет эту специализацию на определенных видах услуг, это было бы просто здорово. Может быть, это сложится естественным образом, может быть нужно будет что-то рукотворно создавать, то ли это рынок деривативов, то ли страховой рынок, то ли еще что-то специфическое.
В данном аспекте есть определенная дилемма, странная развилка: отрасли, ориентированные на глобальные рынки, затрагивают очень узкий сегмент жителей города. При этом Правительство Москвы должно стремиться к тому, чтобы удовлетворить интересы максимально широкого круга жителей и гостей города, да и хозяйствующих субъектов. Поэтому городскому правительству важно и нужно создавать своего рода платформы в сфере жизнеобеспечения, социального Обеспечения, в целом увеличивая качество жизни и качество городской среды. Нельзя не забывать и о том, что нужно развивать, если так можно сказать, бытовые финансовые услуги, например, широкое использование тех же кредитных карт, которые будут только основой развития сегментированных финансовых рынков, выводя Москву на эти самые глобальные рынки.
Еще один аспект рассматриваемой проблемы заключается в том, что Москве нельзя терять значение регионального центра в рамках бывшего СССР. Данный процесс может разворачиваться более активно в части расширения функционала Таможенного союза, Евразиатского экономического пространства. Терять позиции региональной столицы на этом пространстве Москве нельзя. Это отдельная подзадача в рамках создания МФЦ. С одной стороны, мы должны искать специализацию этого центра, поскольку не хватит ни сил, ни ресурсов развивать все отрасли сразу. С другой стороны, мы должны развивать региональную направленность Москвы. Тогда роль той же России как экономической державы, распространяющей свое влияние на соседние страны, будет сохраняться.
И еще одно, о чем уже косвенно говорили: нужно не только повышать инвестиционный климат, а просто повышать возможности привлечения частных инвестиций для решения различного рода городских проблем. Понятна определенная исчерпаемость потенциала роста бюджетных возможностей. Создание МФЦ за счет аккумуляции бюджетных ресурсов, пусть даже консолидированно городских и федеральных, на мой взгляд, – просто утопия. А в Москве, к сожалению, как и во всей России, не создана институциональная основа для вовлечения частного капитала в процесс формирования долгосрочных институций. Этот механизм нужно отрабатывать. Это то самое государственно-частное партнерство, про которое уже говорят много лет. Без него создать что-то дельное и долго работающее будет сложно.
Существует также проблема заземления, искусственного или естественного, капитала на территории физически Москвы. Она выпала. Есть риски ухода крупных предприятий – налогоплательщиков и акторов на финансовых рынках, того же Газпрома в Петербург.
Напоследок хотелось бы рассказать об одном наблюдении. Мы столкнулись с проблемой особенностей статистического учета, потому что финансовые услуги в отраслевой структуре экономики Москвы занимают 3-4%, по сути копейки, которые совсем не отлавливаются. Если посмотреть на особенности учета Росстата, то финансовые услуги относятся к нераспределенной части валового регионального продукта, то есть они находятся над всеми регионами, а Москва в данном случае – объект региональной статистики. Реально оценить потенциальный вклад финансового сектора в экономику Москвы пока нельзя. Поэтому нужно очень осторожно подходить к любым оценкам того, какую роль играет в Москве финансовый сектор, и какую роль он должен играть. Здесь нужно эту особенность статистики просто не забывать. Это скорее техническая ремарка для будущего анализа.