Блогеры вовсю обсуждают абсурдный тендер, появившийся на сайте госзакупок Казахстана. Из-за «кривого» перевода в заявке на аренду появилось «кабинет для работниц секса». Впрочем, зная чиновников, можно поверить, что некоторые представители власти вполне могли провести по госзакупкам «сауну с проститутками».
Когда применительно к российскому чиновничеству произносится слово «коррупция», в голове у среднестатистического россиянина всплывает набор простых и устойчивых образов — конверт с деньгами, тысяча рублей в водительских правах или паспорте гастарбайтера (ну или на сколько там договорились), яхты в дальних морях и особняки в ближайшем Подмосковье.
Куда как менее наглядный образ — это скучные лоты на портале госзакупок или официозные сообщения надзирающих органов о «ненадлежащем использовании» или «превышении служебных полномочий». Что-то там про томографы, которые стоили почти как «Боинги». И про кровать с золочеными ножками для дома приемов МВД. И про цифирки вместо буковок и буковки вместо цифирок в заявке, весь смысл которых сводится к тому, чтобы госконтракт выиграл тот, кто этого, с точки зрения конкретного чиновника, действительно достоин. К вящей радости и конкретного заказчика, и конкретного поставщика с позитивными материальными последствиями для обоих.
На тоскливых нуждах государства, по оценке главы контрольного управления президента, вроде бы пилится триллион рублей в год из пяти. И нечто подобной, надо полагать, происходит и в компаниях с госучастием, которым тоже нужны товары, корпоративы с эстрадными звездами и собственные дома приемов.
Ловлей специфических госзакупок журналистская и прочая немонгочисленная, но заинтересованная общественность довольно активно занималась пару лет назад, а потом наступил предвыборный период и внимания к теме стало существенно меньше: появились и иные вполне политические информационные поводы, менее трудоемкие для описания и более привлекательные с точки зрения читателя (что ни ОНФ, то «Правое дело», а потом рокировки-фальсификации-митинги).
Тема, впрочем, никуда не делась: вот вице-премьер Игорь Сечин грозит кпроверками контрактов госкомпаний в сфере ТЭК, вне всякой предвыборной повестки. Ему вторит и вице-премьер Дмитрий Рогозин (уже вполне, кажется, в рамках предвыборной повестки).
Однако менеджмент госкомпаний и прочее чиновничество, как представляется, такими заходами, и даже конкретными посадками напугать не удастся. Сильно будет искушение припрятать заветный тендер, обустроить его под единственно верного поставщика и что-то получить с выигравшей его компании.
Да и просто странные ведомственные нужды, вроде тех же золоченых кроватей, никуда не денутся.
Блогеры отыскали на сайте госзакупок странный лот. Государственное учреждение «Акмолинский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом» решило вдруг арендовать «помещение дружественного кабинета оборудованного для работниц секса г. Кокшетау 24,8 кв.м».
Разумеется, речь здесь идет лишь о превратно переведенном с казахского требовании. По-казахски — сайт госзакупок двуязычный — никаких «работниц секса» в условиях тендера вообще не обнаруживается. Однако же картина представляется поистине фантастическая — то под сауну хотят себе помещение арендовать казахские служащие, то ли еще для каких утех с «работницами секса». Хотя и имеется в виду, скорее всего, всего лишь консультация для девушек, заразившихся ВИЧ, в том числе и «жриц любви» (вообще интересно, сколько их там в Кокшетау, что целое помещение требуется, но это другой вопрос), или, что вероятнее просто место для консультаций у специалиста по ВИЧ.
Русскоязычные блогеры вдоволь над лотом похихикали, но осадок в таком случае остается. Ведь могли же региональные чиновники пусть не из Кокшетау, так из Воронежской области спокойно разместить аналогичную заявку, пусть и без указания того, зачем им необходимо помещение. Могли же?
Отсутствие внятных результатов борьбы с коррупцией (за Казахстан здесь сказать не возьмемся) при вполне наглядных конвертах, деньгах гаишникам и особняках в Подмосковье рождает самые нехорошие подозрения в том, что еще могли натворить «государевы люди». В этом смысле власти уж точно доверия никакого нет.