будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Долларовый обвал

Долларовый обвал
gric_smal

Монетарное руководство США не стало слишком долго наблюдать за падением конкурентоспособности американской экономики на мировом рынке, которое явилось следствием резкой ревальвации доллара осенью 2008 года. Тогда испуганные мировым кризисом инвесторы со всего белого света кинулись переводить свои активы в доллары США (и заодно - в японские иены). Это поведение инвесторов выглядело вдвойне иррациональным. Во-первых, эпицентр этого кризиса находится как раз в США: именно ведущие американские банки обанкротились, разорив своих акционеров, и именно падение курсов их акций обвалило американский фондовый рынок. И уже поэтому этот рынок не мог рассматриваться как инвестиционно привлекательный. А во-вторых, последовавший за массовым притоком иностранного капитала рост курса доллара должен был нанести по американской экономике еще один удар, на этот раз - по реальному сектору. Понятно, что рост курса американской валюты относительно других валют удорожал американские товары относительно товаров, производимых иностранными конкурентами, и поэтому рынок сбыта и так дышащей на ладан американской промышленности должен был сузиться еще сильнее. Сужение рынков, в свою очередь, грозило полной остановкой производства в одних отраслях и стагнацией выпуска на очень низком уровне - в других. С учетом этих обстоятельств американский рынок представлялся совершенно бесперспективным с точки зрения инвестиций, однако у страха глаза велики, и международные инвесторы продолжали переводить свои активы в доллар, калеча, заодно с американской, и экономики тех стран, из которых они вывели свои средства.

При этом все-таки надо оговориться, что, перебрасывая средства в США, мировые инвесторы вовсе не искали возможности хоть как-то заработать на падающем американском рынке. Наоборот, их основным стремлением было спасти уже существующие капиталы от гибели, что подразумевает отказ от получения прибыли. Поэтому в качестве объекта для вложений были выбраны казначейские векселя и облигации Правительства США, доходность которых и раньше-то была небольшой, а в ходе кризиса и вовсе упала до нуля.

Спрос инвесторов на американские ценные бумаги, пусть даже правительственные, открывал, тем не менее, некоторое окно возможностей для новой администрации с точки зрения спасения гибнущего реального сектора. Находясь в условиях резкого сжатия частного спроса - как потребительского, так и инвестиционного, - реальный сектор мог быть спасен за счет использования ставшего уже традиционным инструмента стимулирования экономики - роста государственных расходов. И новая администрация могла 'по полной программе' воспользоваться этим инструментом, потому что его применение не повлекло бы за собой инфляционных последствий.

Этой особенностью ситуация, в которой находится новая администрация, отличается от ситуации старой администрации, которой в начале своего функционирования тоже пришлось разгонять платежеспособный спрос, используя рост государственных расходов. Но тогда, в 2002-2004 годах, расходы федерального бюджета США финансировались за счет денежной эмиссии, а сейчас они могли бы быть профинансированы за счет средств инвесторов со всего мира, что, повторяем, сильно облегчило бы инфляционное давление на американскую экономику.

Но, по еще не до конца понятным причинам, монетарные власти США этим преимуществом пользоваться не стали, а прибегли к хорошо проверенным (но не ставшим от этого хорошими) способам финансирования дефицитов - как государственного бюджета, так и бюджетов корпораций и домашних хозяйств. В опубликованном в прошедшую среду заявлении ФРС США было сказано, что она купит казначейские обязательства США на сумму до $300 млн., даст $750 млн. на программу по выкупу ипотечных облигаций и выделит $1 трлн. на поддержку рынка облигаций, обеспечением которых являются потребительские кредиты. Совокупный объем вливаний превысит $2 трлн., что в дополнение к $2 трлн., уже 'заряженным' прошлой администрацией, в итоге даст $4 трлн.

Понятно, что такое предложение долларовой ликвидности никакие рынки не выдержат, поэтому цены на все активы после опубликования заявления ФРС стали быстро расти, а курс доллара, наоборот, не менее быстро стал падать. То, что этот рост стоимости активов является чисто инфляционным, и мировой экономике от него лучше не станет, достаточно очевидно, однако пока кое-какие краткосрочные успехи все же есть. Падение курса доллара, если оно продлится хотя бы несколько месяцев, даст небольшую передышку американской промышленности в борьбе с иностранными конкурентами, а рост цен на сырьевые активы поможет восстановлению локальных экономик, ориентированных на экспорт сырья и импорт готовых товаров. Кроме того, уже сама возможность обменять дефолтные ценные бумаги на наличные деньги окажет поддержку американскому фондовому рынку, хотя, конечно, о его восстановлении пока не может быть и речи.

Однако если американская промышленность и фондовый рынок в ближайшей перспективе не восстановятся, то тогда все мероприятия новой американской администрации могут пойти прахом, причем как раз вследствие поведения международных инвесторов. Малость поуспокоившись и поняв, что ничего страшного, в общем, не произошло, а также устав получать нулевую доходность на вложения в казначейские векселя США, они могут вернуть свои капиталы обратно, то есть на фондовые рынки тех стран, откуда они их вывели еще осенью прошлого года. Доллар от этого девальвируется еще сильнее, но конкурентоспособности американской экономике это не прибавит, так как проводимая долларовая накачка, скорее всего, вызовет рост цен внутри американской экономики, а это компенсирует девальвацию доллара. И тогда все планы по выходу из кризиса окажутся не выполненными.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).