будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Хозяйство

Дорогие передачи

Дорогие передачи
football

Компания Алишера Усманова станет титульным спонсором ФК «Динамо» на $7-8 млн в год. На спонсоринг в российской премьер-лиге по футболу тратится до 50 млн в год. Однако этим расходы бизнеса на футбольные клубы не ограничиваются, общий бюджет клубов высшей лиги оценивается более чем в $500 млн, из них львиная доля приходится на вложения бизнеса. Причем, лишь наиболее успешные клубы балансируют на грани рентабельности. Для бизнесменов футбольный клуб - вещь статусная, позволяющая наладить коммуникации с региональной и федеральной властью, а также с населением в регионах присутствия. Своего рода «государственно-частное партнерство» плюс «социальная ответственность».

Договоренности между «Металлоинвестом» и «Динамо» были достигнуты на прошлой неделе, уточнили представители компании и футбольного клуба. Логотип «Металлоинвеста» появится на форме динамовцев и на стадионе, кроме того, спонсор сможет использовать образ клуба в рекламных целях. Сумму контракта стороны не называют. Сумма контракта оценивается в $7-8 млн. По словам председателя попечительского совета клуба Сергея Степашина общий бюджет «Динамо» на этот год равен $41 млн.

На трибунах становится дороже

Спонсорские контракты обычно относительно невелики – их для наполнения бюджета клуба не хватит. В целом они оцениваются в 60-80 млн для всех клубов высшей лиги, а вот совокупный бюджет клубов существенно больше. Только бюджет топ-клубов премьер-лиги оценивается приблизительно в $50-70 млн в год («Зенит» до 100 млн, ЦСКА – 50-60, «Локомотив» - 70-75, «Крылья Советов» могут достичь планки в 50 млн). При этом в лучшем случае клуб находится на грани рентабельности. Так. ФК ЦСКА в прошлом году обнародовал цифры, которые в клубе называли «бюджетом». Расходы клуба составляли, по его данным, почти 51,5 млн, доходы – почти 50. 1,5 миллиона клубу дали акционеры. Доходы от спонсорства и рекламы заявлялись на уровне 17, 5 млн.

Цифры эти довольно условны, но дают некоторое представление о размерах спонсорских контрактов – они покрывают порядка  трети расходов клуба. Причем, зачастую (как в случае с большинством российских клубов) доходы от спонсорства и рекламы проистекают из компаний, связанных с собственниками клуба.

В начале 2005 года титульным спонсором самарского футбольного клуба "Крылья Советов" стала компания "Мегафон". «Это был первый случай в России, когда подобный спонсорский контракт подписывается с компанией, которая не аффилирована с владельцами клуба», - считают некоторые наблюдатели. У этой версии есть, правда, и противники. Официально никакого отношения к клубу компании-спонсоры обычно не имеют, а аффилированность – это уровень догадок. Известного бизнесмена Романа Абрамовича – экс-владельца компании «Сибнефть» - также обвиняли в том, что он неформально владеет ЦСКА. «Сибнефть» заявляла, что является лишь спонсором «изговления формы» - контракт «тянул» на 16-17 млн в год (на тот момент это был абсолютный рекорд).

Когда в 2004 году ЦСКА и "Челси" попали в одну группу в еврокубках,  УЕФА принял решение провести расследование форм собственности этих клубов. Свои подозрения УЕФА, прежде всего, основывал на том, что Абрамович является одним из крупнейших акционеров нефтяной компании "Сибнефть", спонсирующей ЦСКА, а значит теоретически вполне мог владеть и акциями армейцев. А по правилам УЕФА, частным лицам запрещается владеть большей частью долей одновременно в двух клубах, которые принимают участие в одном и том же турнире. Интересно, ждут ли подобные проблемы «Динамо», если оно ухитрится попасть в еврокубки с лондонским «Арсеналом» (правда, Усманов с партнерами владеет там всего 24 процентами акций и через другую структуру). Впрочем, вскоре после скандала с «Челси» и ЦСКА спонсорский контракт был расторгнут по требованию нового владельца «Сибнефти» – «Газпрома», у которого уже были спонсорские обязательства перед питерским «Зенитом».

В 2005 году титульного спонсора сменило московское "Динамо". Вместо логотипа владельца клуба - компании Fedcom Алексея Федорычева на футболках разместил свое название Xerox. Fedcom начинал свое сотрудничество с московским клубом с титульного спонсорства, но уже через год стал владельцем клуба. Говорили, что сделка по приобретению «Динамо» стала результатом персональных договоренностей между «силовиками» - болельщиками «Динамо» (во главе с Сергеем Степашиным и болельщиком «Динамо» Алексеем Федорычевым. Однако что-то в альянсе не заладилось, да и «Динамо», на трансферную политику которого были потрачены сотни миллионов, не блистало.

Результатом стал уход Федорычева (в конце 2006 года он продал свой пакет ЦСО «Динамо») и спешное подыскивание новых спонсоров. Предполагалось, что клуб может купить Внешэкономбанк. Другой банк – ВТБ – открыл клубу кредитную линию на $200 млн, с ним также велись переговоры о покупке клуба. Однако пока о завершении сделки не объявлялось.

Металлург Усманов уже вкладывался «в футбол», по всей видимости, он и здесь был мотивирован покровителями «Динамо».  Спонсоринг «по разнарядке» или в результате договоренности влиятельного болельщика с богатым давно стал обычной практикой. Московский Клуб Болельщиков "Зенита" возглавляет Дмитрий Медведев. А еще в его состав вошли едва ли не все влиятельные «питерские»: председатель Госдумы РФ Борис Грызлов, управляющий делами президента РФ Владимир Кожин, полпред президента РФ в ЮФО Дмитрий Козак, председатель ОАО "Газпром" Алексей Миллер, глава ФСБ Hиколай Патрушев, полпред в ЦФО Георгий Полтавченко, министр связи РФ Леонид Рейман, министр обороны РФ Анатолий Сердюков и депутат Госдумы Артур Чилингаров. Неудивительно, что при такой поддержке «главная компания страны» спонсирует клуб, что вероятно не приносит прибыли, но приносит удовольствие менеджерам компании и их друзьям. Тем более, что в прошлом году «Зенит» впервые в истории российского футбола стал чемпионом России.

Спонсоры местного значения

В советское время задача поиска спонсора перед футбольными клубами не стаивлась – они входили в отраслевые спортивные общества и, по сути, финансировались из ведомственных бюджетов. «Профильную» приписку на сегодня сохраняет лишь московский «Локомотив» - он вроде бы находится на балансе РЖД, сотрудники монополии и учащиеся профильных вузов получают бесплатные билеты на матчи.

Топ-клубы, имеющие влиятельных болельщиков в правительстве или бизнес-элите, «расписаны» по другим компаниям федерального уровня. «Зенит» принадлежит «Газпрому», на смену «Сибнефти» в качестве титульного спонсора в ЦСКА пришел ВТБ (кто является владельцами клуба не вполне ясно, говорят и о иных источниках финансирования). «Спартак» принадлежит вице-президенту и совладельцу «Лукойла» Федуну.

Остальным клубам приходится искать деньги у обладминистраций или – по согласованию с ними – у бизнеса, который присутствует в регионе. Обычные требования – название, которое нравится местным властям (или бизнесменам), успешные результаты. Когда-то футбольный клуб «Москва» назывался «Торпедо-ЗИЛ» (завод тогда уже «лежал на боку»), Затем появились спонсоры -  структуры Владимира Потанина (клуб превратился в «Торпедо-металлург»).

Та же история и в других регионах. Водочники из Осетии давали деньги на местную «Аланию» (в 90-х годах она еще называлась «Спартак-Владиккавказ»), а когда перестали давать – клуб вылетел из премьер-лиги. Депутат Госдумы Вадим Варшавский (владелец «Русского угля» и сети магазинов подарков «Ле футур») спонсировал клуб «Ростов», но отказался от большой поддержки (в результате клуб вылетел из премьер-лиги). Похожая история произошла с «Кубанью», которой финансирование срезали местные власти и Олег Дерипаска (считалось, что владеют клубом 50 на 50).

Показателен пример самарских «Крыльев советов». Финансовые проблемы у «Крыльев Советов» имеются уже давно. Все началось, кажется, с продажи активов «Русского алюминия» в Самарской области компании Alcoa (там располагается производство алюминиевой ленты). Экс-менеджер «Русала» и тогдашний президент футбольного клуба Ткаченко неоднократно обращался к областным властям с просьбой о спонсорстве, искал и источники финансирования у крупного бизнеса. Вскоре после этого Герман Ткаченко лишился места сенатора от области и поста президента «Крыльев». Команда находилась в перманетном финансовом кризисе, а в 2007 году структуры Романа Абрамовича, которым «Крылья» еще с 2004 года были должны $7 млн, потребовали долг уплатить.

Однако помощь от бизнеса и региональной власти пришла в виде ее радикальной смены: в конце 2005 года представители «Рособоронэкспорта» (эксклюзивный трейдер российских вооружений за границу и собственник ряда активов) утвердились на крупнейшем российском автопроизводителе «АвтоВАЗе». Самарская область, таким образом, попала в сферу интересов РОЭ, активы которого как раз и передаются в госкорпорацию «Ростехнологии». Главой госкорпорации указом президента назначен глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, считающийся другом Владимира Путина и его коллегой по работе в Германии.

Летом прошлого года у области сменился губернатор – новым губернатором стал гендиректор «АвтоВАЗа» Владимир Артяков – менеджер РОЭ и, как говорят, доверенное лицо Чемезова. Новый губернатор сразу дал понять, что «Крылья» финансовую поддержку получат – команда получила допфинансирование за счет области, а после формирования «Ростехнологий», может быть передана на баланс госкорпорации. Госкорпорация пока купить клуб «не готова» (у нее еще нет бюджета, не сформирована структура управления активами и т.д.).

О партнерстве бизнеса и власти много говорилось, а вот в футболе схема партнерства давно и довольно эффективно функционирует. Обладминистрации и региональный бизнес, («АвтоВАЗ», «Ростехнологии» и губернатор в «Крыльях советов»), «питерские» из правительства и администрации президента и «Газпром» в «Зените», теперь вот – Алишер Усманов и Сергей Степашин. Кроме того, помимо внутриэлитарных компромиссов имеется и аспект «социальной ответственности». Футбол – игра народная (это верно применительно к европейской части России, как минимум). Соответственно, поддержка футбольного клуба является таким же проявлением «социальной ответственности бизнеса» как и покупка яиц Фаберже или коллекции Вишневской-Ростроповича.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).