Компания Алишера Усманова станет титульным спонсором ФК «Динамо» на $7-8 млн в год. На спонсоринг в российской премьер-лиге по футболу тратится до 50 млн в год. Однако этим расходы бизнеса на футбольные клубы не ограничиваются, общий бюджет клубов высшей лиги оценивается более чем в $500 млн, из них львиная доля приходится на вложения бизнеса. Причем, лишь наиболее успешные клубы балансируют на грани рентабельности. Для бизнесменов футбольный клуб - вещь статусная, позволяющая наладить коммуникации с региональной и федеральной властью, а также с населением в регионах присутствия. Своего рода «государственно-частное партнерство» плюс «социальная ответственность».
Договоренности между «Металлоинвестом» и «Динамо» были достигнуты на прошлой неделе, уточнили представители компании и футбольного клуба. Логотип «Металлоинвеста» появится на форме динамовцев и на стадионе, кроме того, спонсор сможет использовать образ клуба в рекламных целях. Сумму контракта стороны не называют. Сумма контракта оценивается в $7-8 млн. По словам председателя попечительского совета клуба Сергея Степашина общий бюджет «Динамо» на этот год равен $41 млн.
На трибунах становится дороже
Спонсорские контракты обычно относительно невелики – их для наполнения бюджета клуба не хватит. В целом они оцениваются в 60-80 млн для всех клубов высшей лиги, а вот совокупный бюджет клубов существенно больше. Только бюджет топ-клубов премьер-лиги оценивается приблизительно в $50-70 млн в год («Зенит» до 100 млн, ЦСКА – 50-60, «Локомотив» - 70-75, «Крылья Советов» могут достичь планки в 50 млн). При этом в лучшем случае клуб находится на грани рентабельности. Так. ФК ЦСКА в прошлом году обнародовал цифры, которые в клубе называли «бюджетом». Расходы клуба составляли, по его данным, почти 51,5 млн, доходы – почти 50. 1,5 миллиона клубу дали акционеры. Доходы от спонсорства и рекламы заявлялись на уровне 17, 5 млн.
Цифры эти довольно условны, но дают некоторое представление о размерах спонсорских контрактов – они покрывают порядка трети расходов клуба. Причем, зачастую (как в случае с большинством российских клубов) доходы от спонсорства и рекламы проистекают из компаний, связанных с собственниками клуба.
В начале 2005 года титульным спонсором самарского футбольного клуба "Крылья Советов" стала компания "Мегафон". «Это был первый случай в России, когда подобный спонсорский контракт подписывается с компанией, которая не аффилирована с владельцами клуба», - считают некоторые наблюдатели. У этой версии есть, правда, и противники. Официально никакого отношения к клубу компании-спонсоры обычно не имеют, а аффилированность – это уровень догадок. Известного бизнесмена Романа Абрамовича – экс-владельца компании «Сибнефть» - также обвиняли в том, что он неформально владеет ЦСКА. «Сибнефть» заявляла, что является лишь спонсором «изговления формы» - контракт «тянул» на 16-17 млн в год (на тот момент это был абсолютный рекорд).
Когда в 2004 году ЦСКА и "Челси" попали в одну группу в еврокубках, УЕФА принял решение провести расследование форм собственности этих клубов. Свои подозрения УЕФА, прежде всего, основывал на том, что Абрамович является одним из крупнейших акционеров нефтяной компании "Сибнефть", спонсирующей ЦСКА, а значит теоретически вполне мог владеть и акциями армейцев. А по правилам УЕФА, частным лицам запрещается владеть большей частью долей одновременно в двух клубах, которые принимают участие в одном и том же турнире. Интересно, ждут ли подобные проблемы «Динамо», если оно ухитрится попасть в еврокубки с лондонским «Арсеналом» (правда, Усманов с партнерами владеет там всего 24 процентами акций и через другую структуру). Впрочем, вскоре после скандала с «Челси» и ЦСКА спонсорский контракт был расторгнут по требованию нового владельца «Сибнефти» – «Газпрома», у которого уже были спонсорские обязательства перед питерским «Зенитом».
В 2005 году титульного спонсора сменило московское "Динамо". Вместо логотипа владельца клуба - компании Fedcom Алексея Федорычева на футболках разместил свое название Xerox. Fedcom начинал свое сотрудничество с московским клубом с титульного спонсорства, но уже через год стал владельцем клуба. Говорили, что сделка по приобретению «Динамо» стала результатом персональных договоренностей между «силовиками» - болельщиками «Динамо» (во главе с Сергеем Степашиным и болельщиком «Динамо» Алексеем Федорычевым. Однако что-то в альянсе не заладилось, да и «Динамо», на трансферную политику которого были потрачены сотни миллионов, не блистало.
Результатом стал уход Федорычева (в конце 2006 года он продал свой пакет ЦСО «Динамо») и спешное подыскивание новых спонсоров. Предполагалось, что клуб может купить Внешэкономбанк. Другой банк – ВТБ – открыл клубу кредитную линию на $200 млн, с ним также велись переговоры о покупке клуба. Однако пока о завершении сделки не объявлялось.
Металлург Усманов уже вкладывался «в футбол», по всей видимости, он и здесь был мотивирован покровителями «Динамо». Спонсоринг «по разнарядке» или в результате договоренности влиятельного болельщика с богатым давно стал обычной практикой. Московский Клуб Болельщиков "Зенита" возглавляет Дмитрий Медведев. А еще в его состав вошли едва ли не все влиятельные «питерские»: председатель Госдумы РФ Борис Грызлов, управляющий делами президента РФ Владимир Кожин, полпред президента РФ в ЮФО Дмитрий Козак, председатель ОАО "Газпром" Алексей Миллер, глава ФСБ Hиколай Патрушев, полпред в ЦФО Георгий Полтавченко, министр связи РФ Леонид Рейман, министр обороны РФ Анатолий Сердюков и депутат Госдумы Артур Чилингаров. Неудивительно, что при такой поддержке «главная компания страны» спонсирует клуб, что вероятно не приносит прибыли, но приносит удовольствие менеджерам компании и их друзьям. Тем более, что в прошлом году «Зенит» впервые в истории российского футбола стал чемпионом России.
Спонсоры местного значения
В советское время задача поиска спонсора перед футбольными клубами не стаивлась – они входили в отраслевые спортивные общества и, по сути, финансировались из ведомственных бюджетов. «Профильную» приписку на сегодня сохраняет лишь московский «Локомотив» - он вроде бы находится на балансе РЖД, сотрудники монополии и учащиеся профильных вузов получают бесплатные билеты на матчи.
Топ-клубы, имеющие влиятельных болельщиков в правительстве или бизнес-элите, «расписаны» по другим компаниям федерального уровня. «Зенит» принадлежит «Газпрому», на смену «Сибнефти» в качестве титульного спонсора в ЦСКА пришел ВТБ (кто является владельцами клуба не вполне ясно, говорят и о иных источниках финансирования). «Спартак» принадлежит вице-президенту и совладельцу «Лукойла» Федуну.
Остальным клубам приходится искать деньги у обладминистраций или – по согласованию с ними – у бизнеса, который присутствует в регионе. Обычные требования – название, которое нравится местным властям (или бизнесменам), успешные результаты. Когда-то футбольный клуб «Москва» назывался «Торпедо-ЗИЛ» (завод тогда уже «лежал на боку»), Затем появились спонсоры - структуры Владимира Потанина (клуб превратился в «Торпедо-металлург»).
Та же история и в других регионах. Водочники из Осетии давали деньги на местную «Аланию» (в 90-х годах она еще называлась «Спартак-Владиккавказ»), а когда перестали давать – клуб вылетел из премьер-лиги. Депутат Госдумы Вадим Варшавский (владелец «Русского угля» и сети магазинов подарков «Ле футур») спонсировал клуб «Ростов», но отказался от большой поддержки (в результате клуб вылетел из премьер-лиги). Похожая история произошла с «Кубанью», которой финансирование срезали местные власти и Олег Дерипаска (считалось, что владеют клубом 50 на 50).
Показателен пример самарских «Крыльев советов». Финансовые проблемы у «Крыльев Советов» имеются уже давно. Все началось, кажется, с продажи активов «Русского алюминия» в Самарской области компании Alcoa (там располагается производство алюминиевой ленты). Экс-менеджер «Русала» и тогдашний президент футбольного клуба Ткаченко неоднократно обращался к областным властям с просьбой о спонсорстве, искал и источники финансирования у крупного бизнеса. Вскоре после этого Герман Ткаченко лишился места сенатора от области и поста президента «Крыльев». Команда находилась в перманетном финансовом кризисе, а в 2007 году структуры Романа Абрамовича, которым «Крылья» еще с 2004 года были должны $7 млн, потребовали долг уплатить.
Однако помощь от бизнеса и региональной власти пришла в виде ее радикальной смены: в конце 2005 года представители «Рособоронэкспорта» (эксклюзивный трейдер российских вооружений за границу и собственник ряда активов) утвердились на крупнейшем российском автопроизводителе «АвтоВАЗе». Самарская область, таким образом, попала в сферу интересов РОЭ, активы которого как раз и передаются в госкорпорацию «Ростехнологии». Главой госкорпорации указом президента назначен глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, считающийся другом Владимира Путина и его коллегой по работе в Германии.
Летом прошлого года у области сменился губернатор – новым губернатором стал гендиректор «АвтоВАЗа» Владимир Артяков – менеджер РОЭ и, как говорят, доверенное лицо Чемезова. Новый губернатор сразу дал понять, что «Крылья» финансовую поддержку получат – команда получила допфинансирование за счет области, а после формирования «Ростехнологий», может быть передана на баланс госкорпорации. Госкорпорация пока купить клуб «не готова» (у нее еще нет бюджета, не сформирована структура управления активами и т.д.).
О партнерстве бизнеса и власти много говорилось, а вот в футболе схема партнерства давно и довольно эффективно функционирует. Обладминистрации и региональный бизнес, («АвтоВАЗ», «Ростехнологии» и губернатор в «Крыльях советов»), «питерские» из правительства и администрации президента и «Газпром» в «Зените», теперь вот – Алишер Усманов и Сергей Степашин. Кроме того, помимо внутриэлитарных компромиссов имеется и аспект «социальной ответственности». Футбол – игра народная (это верно применительно к европейской части России, как минимум). Соответственно, поддержка футбольного клуба является таким же проявлением «социальной ответственности бизнеса» как и покупка яиц Фаберже или коллекции Вишневской-Ростроповича.