Бюджетное послание Путина логически продолжает экономполитику, которую проводил (или пытался проводить) экс-министр финансов Алексей Кудрин. Предлагаемые новации не являются слишком радикальными, а суть документа сводится к словам «экономить» и «повышать эффективность за те же деньги».
Ежегодное бюджетное послание президента — жанр, разумеется, не для широкой публики. Оно касается относительно небольшой группы людей, которые будут бюджет писать и пытаться повлиять на распределение средств внутри него. Потому и даются им общие вводные на предмет того, чего делать бы крайне не хотелось.
В документе традиционно рисуется образ желаемого макроэкономического будущего для страны. То есть желаемого еще более группой лиц. Которая бюджетное послание пишет.
Судя по тезисам путинского бюджетного послания основная его часть писана в профильном ведомстве — то есть министерстве финансов. И наблюдается почти полная преемственность в этом тексте с политикой, которую ведомство проводило при предыдущем его главе — Алексее Кудрине.
Документ объемный, все положения в небольшом тексте просто не опишешь. Не говоря уже про разбор. Но общие принципы бюджетной политики несомненно «кудринские». «Принципиальная задача для нас – сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости бюджета», - отметил Владимир Путин, представляя послание. «Инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие факторам нестабильности – высокой инфляции и бюджетному дефициту», - разъясняет послание. Именно на этом настаивал Минфин все последние годы.
Тут же возникает вопрос: за счет чего экономить? Причем, при условии уже заявленных трат, вроде исполнения соцобязательств, повышения зарплат работникам образования и здравоохранения и перевооружения армии. Послание задает общий вектор для этого: за счет оптимизации и повышения эффективности расходов.
Министр экономического развития Андрей Белоусов видит решением реализацию госпрограмм. «И именно эти программы должны стать основным и действенным инструментом стратегического управления и обеспечивать концентрацию использования бюджетных средств на наиболее важных, приоритетных целях социально-экономического развития», - объяснил он на совещании у Путина. То есть, план таков: определиться с приоритетами, куда вкладывать деньги, а куда нет. И конкретно прописать количество вкладываемых средств (причем, подробно по каждому году на ближайшую трехлетку) и ожидаемые результаты. Программы должны быть утверждены не позднее первого квартала 2013 года.
При таком подходе неизбежным становится появление «обиженных», чьи ведомственные и бизнес-интересы в программы не попадут. И надо сказать, что времени у разнообразного лобби на это остается не очень много.
Сделать это будет в некоторых отраслях ой как непросто, поскольку в послании прямо сказано: «нельзя идти по пути механического наращивания бюджетных расходов в этих (здравоохранения, образования, культуры и других госуслуг) сферах». Денег, иными словами, будет примерно столько же. И администрировать их обещают жестче.
Поставленная Путиным задача («определиться с параметрами дальнейшего развития пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения») настораживает. По крайней мере, должна настораживать значительную часть населения.
Ведь «демографические изменения» - это старение населения, вызывающее дисбаланс пенсионной системы (см. также Евсей Гурвич: Повышение пенсионного возраста – путь решения проблемы старения). Вероятно можно перевести эту фразу на русский язык следующим образом: «надо бы придумать, как безболезненно повысить пенсионный возраст или найти другой способ платить пенсионерам меньше государственных денег».
В общем: логика вполне в духе Минфина — как меньше тратить и больше экономить. Преемник Кудрина Антон Силуанов, таким образом, может записать себе победу. Бог его знает, как все это будет реализовано, но Путин под документом подписался и у Мифина будет железный аргумент не тратить больше того, что он сможет (или захочет) себе позволить.
Наконец, из числа просто веселых поручений. Посетовав в начале послания, что «бюджетная политика во многом остается неясной для общества», в конце авторы предлагают «разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной для неподготовленного пользователя информативной и компактной форме». Так что в России может появиться новый бюджет: «бюджет для чайников».