будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
«Транснефть» Белоруссия Европа нефть
Июль 6, 2025
Хозяйство
Ватников Иван

«Дружеские» претензии: как ободрать «ивана-дурака»

«Дружеские» претензии: как ободрать «ивана-дурака»
800-600_lAf96n3

Месяц кипят страсти вокруг нефтепровода «Дружба». Принимаются и не выполняются техрешения по очистке от некондиционной нефти трубопровода. Создается впечатление, что наших западных партнеров вопрос получения обещанных компенсаций интересует больше, чем работа трубы. Каждый из пострадавших считает своим долгом «предъявить» и содрать по максимуму. Все это напоминает халяву времен СЭВа (Совета экономической взаимопомощи), коему и обязана своим рождением эта нефтепроводная система.

Россия признала свою ответственность за загрязнение нефти в «Дружбе» хлорорганикой, а российский вице-премьер Дмитрий Козак поспешил заявить, что компания «Транснефть» за всё и всем заплатит. После этого, как водится, все предъявили всё.

Были предъявлены претензии за порчу технологической нефти, за сломавшиеся враз заводы и за истончившиеся от хлорорганики стенки труб. Не менее скрупулезно был подсчитан убыток от каждого дня простоя участков труб, принадлежащих каждой стране, и не произведенных за время простоя нефтепродуктов на каждом заводе, куда должна поставляться нефть. Виновность России была обоснована «бардаком», царящим в нашей стране.

Действительно, «Транснефть» пропустила хлорорганику в свою часть трубы. Как это произошло, сейчас разбирается следствие. Но почему качество поступающей нефти не было проконтролировано на входе в трубопроводные системы стран-транзитеров? Ведь на входе в трубопроводы каждой европейской державы должны стоять системы измерения качества. В тарифах на прокачку, взимаемых каждой трубопроводной системой бывших стран СЭВ, это учтено. Деньги российские нефтяники платят не только за все налоги, что идут в бюджеты этих стран за нефтяной транзит, но и за расходы, связанные с самой перекачкой, — за электричество, на зарплату персоналу, за поддержание агрегатов системы в рабочем состоянии и за сохранение качества и количества транспортируемой нефти.

Белоруссия и все-все-все…

То есть «Транснефть» пропустила в трубу хлорорганику из-за плохого контроля. А почему пропустил в свою трубу хлорорганику Белнефтехим (белорусский транспортировщик сырья по «Дружбе»)? А затем Pern (оператор польского участка) и «Укртранснафта» (оператор украинского участка)…

Если идет некачественная нефть – это прямой повод перекрыть задвижку сразу на входе и предъявить претензию. Этого не было сделано. Более того, если верить сообщениям СМИ, грязная нефть была поставлена на НПЗ, где также началась ее переработка.

И здесь возникает второй повод изумиться об ответственности за работу НПЗ. На всех без исключения заводах нефть из нефтепровода не сразу попадает в переработку. Партии нефти закачиваются в хранилища, где качество сырья контролируют аккредитованные лаборатории. В России на «Дружбе» ниже места криминального вброса хлорорганики находится один НПЗ, который сразу не принял загрязненную нефть в переработку и на несколько дней раньше запланированного срока начал регламентный ремонт. Почему остальные НПЗ в Белоруссии, Польше и даже Германии (если верить Reuters) начали переработку и тут же (по информации из СМИ) сломались?

Перерабатывать нефть с избытком хлора – это как курить сигареты. По распространенному утверждению, постоянное курение приводит к раку и сердечно-сосудистым заболеваниям… Но от одной сигареты рак вряд ли разовьется. Так и от переработки одной партии нефти с повышенной долей хлорорганики поломка не произойдет.

В учебниках и спецлитературе можно прочитать, что переработка такой нефти в течение года может привести к повышенному износу оборудования. Результат зависит от концентрации хлорорганики и других свойств нефти. Причем агрессивность хлора проявляется при повышении температуры, т.е. при начале переработки нефти. А при хранении нефти или ее транспортировке примесь хлора в целом инертна.

Кроме того, решающим фактором воздействия является концентрация. Это как обогащенный уран в ядерной бомбе – должна быть критическая масса, иначе никакого взрыва не будет.

Но с массой тоже вопрос проблематичен. До сих пор ни один оператор по прокачке в «технически культурных странах» не может назвать объем попавшей к ним грязной нефти. «Белнефтехим» заявлял о 5 млн тонн, от источников из «Перна» СМИ узнали о 1 млн тонн… Если учесть, что за год по «Дружбе» в Европу прокачивается около 40 млн тонн, значит, белорусы качали грязную нефть около двух месяцев, а поляки — примерно две недели… И русских обвиняют в ненадлежащем контроле?

Так что неудивительно, что пострадавшие упрямо отказываются предоставить данные о величине загрязнения нефти на входе в сломавшиеся НПЗ. Ведь дьявол в деталях, а главная деталь «грязи» — в ее процентном содержании.

Например, Польша… Официальных заявлений о масштабах загрязнения из Варшавы не делалось. В СМИ со ссылкой на источники первоначальный объем попавшей к ним грязной нефти был оценен в 210 тысяч тонн. Потом они подумали, помолились Матке Боске, и объем увеличился до 1 млн тонн. Можно предположить, что, узнав о хлорорганике, вопреки технологии все европейские партнеры «Транснефти» не только грубо нарушили договоры, не остановив прокачку, но еще и начали подмешивать чистую нефть, чтобы сразу изменить концентрацию до допустимой и отправить нефть на переработку. При этом — успев потребовать обещанную в Москве компенсацию.

И, надо заметить, договор на транспортировку у польских трубопроводчиков заключен не с русским, а с белорусским трубопроводным концерном. На отчаянные первомайские вопли из Минска о хлоре в нефти в Варшаве ответили, что у них Пасха. И, мол, отстаньте, безбожники.

Ну а поверить в то, что пунктуальные немцы не только не проверили качество на входе в свою систему, но и начали переработку хлорорганики на не подготовленной для этого технологической оснастке, просто невозможно. Впрочем, эти немцы из бывшей ГДР, и они тоже привыкли к халявной нефти из Советского Союза…

То есть ответственность за произошедшее (а, соответственно, — и прямой ущерб) «Транснефть» должна разделить со всеми трубопроводчиками Европы.

О недополученных доходах

Нигде в мире (а это значит, и на постсоветском пространстве) транспортные компании не гарантируют грузопоток, т.к. не являются владельцами самого груза. Одно исключение — «Газпром». Он — одновременно и владелец груза, и грузоотправитель, за что подвергается жесточайшей критике в ЕС.

Труботранспортные компании заключают договора на предоставление технической возможности на осуществление прокачки. Сама прокачка зависит от желания купить и возможности продать. Объем транспортировки определяется на уровне правительств стран и считается в объемах по году. С учетом гарантированной пропускной способности «Дружбы» (более 100 млн тонн в год), весь план прокачки можно выполнить меньше чем за пять месяцев.

Когда представитель «Белнефтехима» говорит о ежесуточных 15 млн долларов убытков как о включенном счетчике, невольно вспоминается анекдот о старушке, торговавшей редиской по 50 рублей за пучок и получавшей ежедневно 500 рублей от проходившего мимо бизнесмена, жалевшего немолодую продавщицу. После десятидневного отсутствия предпринимателя торговка, перед тем как продать редиску, потребовала упущенную выгоду в 4500 рублей, простив стоимость десятка не взятых пучков… Только так можно относиться к подсчетам в братской Белоруссии за недополученные таможенные платежи от льготной российской нефти, зачисляемые в бюджет республики при их продаже за пределы таможенного пространства…

Есть еще претензии за косвенные убытки, за недополученную прибыль от продажи нефтепродуктов, которые не были произведены из-за непоставленной нефти. Говорят, на одном из совещаний был поднят вопрос об упущенной выгоде от непосаженной картошки из-за незаправленных тракторов, т.к. не был произведен нужный дизель из поставляемой российской нефти. Вот никто пока не догадался еще посчитать, сколько недополучили на контрабанде растворителей и дизеля в соседние страны

Возникла по-европейски «справедливая» ситуации, когда за все должен заплатить «иван». Но невольно возникает вопрос — с какой стати во всем опять виноваты только русские?

Мало того что сейчас «Транснефть» несет все расходы по транспортировке и хранению некондиционной нефти в отдельных парках. Европейцы вдруг заголосили о вреде, нанесенном НПЗ — типа начали переработку, и тут все сломалось.

Удивительно, как описано выше и само попадание некондиционной нефти на заводы. Взыграл азарт поправить свои финансы за счет «иванов-дураков»?

Поляки продвинулись дальше всех, запросив у «Роснефти» сделку на поставку нефти… без цены. Т.е. «поставляйте бесплатно, а мы потом решим, сколько такая нефть могла бы стоить»... «Роснефть» на столь наглое требование не ответила.

«Перн» сорвал подписанное им начало возобновления прокачки на 10 суток. И теперь этот 10-суточный простой тоже должны оплатить русские?

Но еще большие компенсации хотят содрать с России трейдеры. Уже упоминалось о нулевом контракте за поставленную нефть на польский завод… «Пановэ знамо…». Первичные скидки на нефть с превышением хлорорганики составляли 5-10 долларов за баррель. Но вскоре в ходе переговоров они поползли вверх вместе с объемами и стали на удивление одинаковыми, независимо от концентрации хлора.

А ведь многие из этих нефтетрейдеров имеют американскую регистрацию — и уж, во всяком случае, работают на территории США, где действует антикартельное законодательство. Но возможный сговор «Шелла», «Эни», «Тоталь» и прочих вряд ли станет предметом расследований в защиту «ивана».

Требование по «скидке» на загрязненную нефть сейчас, при цене 68 долларов за баррель, у всех вдруг дружно подросло до 23 долларов. Информационно координирует эту работу, основываясь на информации из «источников, знакомых с ситуацией», русская редакция агентства Reuters. Интересно, за какую долю они работают?

Ватников Иван
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).