В этом году правительство, которое и так свело к минимуму участие Думы в бюджетном процессе, планирует вовсе отрешить парламент от столь сложных вопросов. Объясняется это, в первую очередь, намеченными на сентябрь выборами, из-за которых осенняя сессия откроется позже обычного — в других странах, впрочем, электоральные циклы бюджетному процессу так сильно не мешают.
Согласно конституции и закону, принятие и внесение правок в бюджет должны проходить через парламент. Если от процедуры принятия бюджета избавиться на современном этапе развития российского права невозможно (хотя трехлетний бюджет во многом ставит под вопрос свободу действий парламента), то принимать поправки в бюджет, как оказалось, можно и без согласия Думы. Во всяком случае правительство, судя по статье в «Коммерсанте», всеми силами старается этого добиться.
В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится законопроект, который переносит крайнюю дату внесения бюджета-2017 в Думу с 1 октября на 1 ноября 2016 года — документ уже прошел на прошлой неделе первое чтение. Именно в качестве поправок к этому законопроекту сформулированы предложения правительства — это известный способ обхода достаточно долгих процедур, которые должны быть исполнены перед вынесением законопроекта на голосование в первом чтении.
По данным «Коммерсанта» подготовленным Минфином поправки дают правительству возможность без внесения изменений в закон о бюджете править расходную часть бюджета. Белый дом, в случае принятия документа, сможет сам перераспределять в 2016 году деньги на поддержку экономики и социальной сферы сверх средств антикризисного фонда правительства (65 млрд руб.) и «президентского резерва» (замороженные пенсионные накопления, 342,2 млрд). Также Белый дом сможет по своему усмотрению перераспределять деньги внутри ФЦП развития Крыма и Севастополя и ФЦП ГЛОНАСС. Более того, Минфину получит право перераспределять средства на субсидии для финансирования государственного задания, а также на обслуживание госдолга — дело в том, что бюджет сверстан исходя из курса доллара в 63,3 рубля, пока курс выше и денег может просто не хватить.
Также правительство сможет без позволения парламента заменять внешние заимствования на внутренние и наоборот. На доходной части бюджета скажутся следующие изменения: на год будет продлена норма о перечислении в федеральный бюджет не 75%, а 90% прибыли Центрального банка (в 2015 это дало около 17 млрд рублей). До 1 февраля 2020 года Минфин намерен направлять в бюджет доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (это в 2015 году принесло 133,7 млрд).
Если еще учесть, что правительство в этом году уже отказалось от традиционной весенней правки бюджета, отложив решение проблемных вопросов, таких как индексация пенсий, финансирование «антикризисного плана» и большой приватизации на поствыборный период, действующие депутаты фактически отстранены от бюджетного процесса вовсе. Седьмая Дума начнет свою работу с внесения правок в бюджет-2016 и принятия бюджета на 2017-2019 гг., но, вполне вероятно, особыми полномочиями в этом вопросе обладать не будет.