Федеральное правительство одобрило поправки в несколько своих постановлений, которые позволят провести повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2019 году в два этапа — это необходимо из-за планируемого роста налога на добавленную стоимость с 18% до 20%. Постановление уже опубликовано на официальном портале правовой информации.
По действующему законодательству, индексация тарифов проводится раз в год, только с 1 июля — до 2011 года тарифы на коммунальные услуги повышались в январе, затем до конца года происходила их корректировка на 2-3 процентных пункта. Но для того, чтобы сгладить январский скачок потребительской инфляции, начиная с 2012 года повышение тарифов было перенесено на июль-август. На этот раз в январе тарифы все-таки будут увеличены, но только настолько, насколько это необходимо из-за роста ставки НДС.
В конце сентября, напомним, министр экономического развития Максим Орешкин говорил, что правительство из-за роста НДС утвердило поэтапную индексацию тарифов ЖКХ в 2019 году: с 1 января на 1,7%, с 1 июля — на 2,4%. В итоге рост тарифов не сильно превысит целевой уровень инфляции, впрочем, в ЦБ уже считают, что в 2019 году не удастся сдержать рост цен в рамках 4%.
Против такого подхода изначально выступали представители компаний коммунальной отрасли и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Компании ЖКХ требовали второго повышения на 4%, ссылаясь на необходимость компенсировать повышение НДС. Комиссия РСПП по ЖКХ оценивала выпадающие доходы ресурсоснабжающих организаций в 2% их годовой выручки. Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, Совет производителей энергии и Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения также заявили, что без компенсации роста НДС в отрасли возможны банкротства и рост дебиторской задолженности.
ФАС же выступала против фронтального повышения тарифов на 2,4% летом 2019 года. «У некоторых компаний завышенные тарифы, у кого-то заниженные тарифы. Вот мы в том числе и тем, у кого тариф в 20 раз больше "эталона", тоже хотим повысить. Зачем?» — задался вопросом глава ФАС Игорь Артемьев. «Мы согласны компенсировать тем компаниям, у которых тариф ниже эталонных затрат, то есть экономически обоснован (он и так меньше): они страдать от повышения НДС не должны, им надо повысить»,— сказал он, добавив, что тем, у кого тарифы и так высоки, «повышать не надо». При этом чиновник признавал, что его идеи далеки от воплощения: по многим направлениям «эталоны» пока не утверждены. «Если у нас не получится, ну ладно, мы эти "эталоны" утвердим в следующем году. Опять же цифра 1,7% небольшая. Нам очень важно было привлечь внимание общества к тому, что фронтальная индексация должна закончиться навсегда»,— заявил он.
Отметим, что в мониторинге социально-экономического развития, который в середине октября опубликовала Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), говорится, что в августе 2018 года тарифы на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и отопление в целом по Российской Федерации увеличились на 3,5% относительно декабря предыдущего года. Это значительно ниже, чем было год назад — 4,5%.
Дороже оказалась стоимость коммуналки только в Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральных округах, а темпы роста тарифов на ЖКУ в Дальневосточном, Уральском и Южном федеральных округах, напротив, были ниже средних по стране.
Эксперты РАНХиГС также обращают внимание на тот факт, что население в целом исправно платит по выставляемым счетам. В первом полугодии 2018 года без оплаты осталось 4,7% выставленных счетов, в аналогичный период предыдущего года — 4,8%, а в 2016 года — 6,1%.