По какой-то причине в СМИ энергично обсуждается решение Британии, которая отдала бюджетному перевозчику EasyJet рейсы Москва - Лондон. Ну, в общем, если кто-то еще начинает летать в Москву, то это лучше, чем если бы на этом направлении летал только "Аэрофлот", но последствия этого решения весьма скромны.
Словом, решение приняло Управления гражданской авиации Великобритании (CAA), оно есть у них на сайте. Вообще, этот документ интересен сам по себе - на тему как обсуждаются и принимаются решения у них там. Кроме того, есть и такой пункт: "9. The Department for Transport held talks with the Russian Government on 2 and 3 July 2012 to discuss, amongst other things, the possibility of relaxing restrictions on air services between the two countries and on the London to Moscow route in particular. However, no agreement on the relaxation of the present restrictions, in terms of designations or services, was reached". То есть, Министерство транспорта 2 и 3 июля провело переговоры с российским правительством, обсуждая, среди прочего, возможность ослабления ограничений на air services между двумя странами и, в частности, по направлению Лондон-Москва. К сожалению, никакого соглашения по ослаблению существующих ограничений достигнуто не было.
Так или иначе, там рассматривался тендер на линию, предполагающую 14 рейсов в неделю, "с использованием любого типа дозвукового самолета с числом мест меньшим 500". EasyJet ее и заполучил (в борьбе с Virgin). На том же заседании British Airways получил другую линию Лондон-Москва, предполагающую 21 рейс в неделю. С Бритиш понятно, они не бюджетные, да и взаимодействуют с "Аэрофлотом". То есть, дорогие билеты на линию с 21 рейсом, подешевле - 14 тысяч рублей.
В итоге полеты EasyJet начнутся в январе - феврале 2013 года. Летать будут в "Домодедово" из лондонского "Гэтвика". Ну и да, 14 рейсов в неделю. В общем, слишком много медийных переживаний по поводу двух рейсов в сутки (надо полагать, рейс считается сразу туда-обратно, иначе бы откуда на второй линии взялся 21 рейс в неделю). Да и прецедента тут нет никакого, потому что лоукостеры в Москву летают. В их списке можно найти и Air Berlin, и Germanwings. Первые давно уже летают из "Домодедово", а вторые - из "Внуково".
Собственно, тут же и философский вопрос: а лоукостер, это что? Больше похоже, что это какая-то их внутренняя авиационная классификация, поскольку со стороны потребителя особой-то разницы нет. Ну, это все старые легенды на тему, как за 5 фунтов можно перелететь через всю Европу. Тяготы-то налицо - та же норма провоза багажа с оплатой всего, что сдается на чекине. Но, например, AirBaltic тоже позволит только бесплатную сумку до 8 кило, а все остальное - 20 евро за единицу багажа. При этом вовсе не выставляет себя как лоукостера. Разумеется, на куче вполне не лоукостерных рейсов не кормят и не поят (да на том же AirBaltic), хотя на SAS'е еды бесплатно не дадут, но кофе нальют.
А что касается цены на билеты, то с лоукостерством как-то уже не очень. Сейчас сообщают, что на направлении Лондон-Москва летают "Аэрофлот" и "Трансаэро". Минимальная цена билета там 11 тысяч рублей, а вот EasyJet готова продавать билеты от 6,3 тысячи рублей. Но, разумеется, все эти слова не значат ничего. "От 6,3 тысяч" не означает, что их все можно будет купить за 6,3 тысячи. Вообще, если прикинуть по карте, то самой ближней к Москве точкой, откуда EasyJet летает в Лондон, будет Таллинн. Ну и расстояния Таллин-Лондон и Москва-Таллин примерно сравнимы.
Значит, можно сравнить и цены у них на сайте. На сегодня (25-е) билет из Таллинна в "Гэтвик" стоит 111 евро, а обратный на 28 или 29-е - 266. Ну ладно, это горячие билеты. Будет ли дальше дешевле? Да, в какой-то мере. Если брать на среду 31-е, то там уже 85, а обратно - на, скажем, 9 ноября - 112 евро. Ну а потом да - в перспективе цены радостные, колеблющиеся по неизвестной логике: January €21.99, February €21.99, March €21.99, April €32.99, May €32.99, June €38.99, July €53.99, August €44.99, September €66.99.
Другое дело, что а) ближе к дате вылета будет дороже и б) это они выставляют минимальную цену, а сколько там таких мест? Впрочем, еще есть и в) это не вся цена. "An admin fee of €11.00 will be included in the final price" - увидит каждый, кто будет заказывать эти билеты. То есть - 11 евро за сам факт покупки. Ну, а если покупатель будет еще внимательнее, то он прочтет и фразу ниже: "Bookings made by Visa Credit Card, MasterCard Credit, Diners Club, American Express, UATP/Airplus will incur an additional fee of 2.5% of the total transaction value, with a minimum charge of €6.00, whichever is greater". Мало того, "Note this is a UK retail site. Non UK Cardholders transacting on this site may be subject to a cross border fee applied by their Card Issuer". Но и это, в принципе, еще не все. Скажем, в рижском аэропорту перед входом в зону вылета висит объявленьице о том, что пассажиры Ryanair - а это главный европейский лоукостер - должны оплатить еще и какой-то "сбор безопасности", евро 7, что ли. Ну, а теперь можно и складывать все цифры вместе.
Но, конечно, в появлении "Изиджета" есть плюс: да, бывают еще на свете компании, где чем раньше билет покупаешь - тем он дешевле. "Аэрофлот" к ним не относится. Сравните - хотя бы на момондо - цены на их билеты в, допустим, Прагу. Сейчас и, например, в апреле следующего года: 14 тыщ, хоть тресни. Так что с точки зрения подкопа под аэрофлотовский монополизм - это хорошо. Но только масштаб этого подкопа... И что вообще будет после того, как "Шереметьево" - согласно последним веяниям - полностью отдадут "Аэрофлоту"? Вряд ли, конечно, оттуда изгонят все западные компании - просто им придется переоформить свои машруты в совместные рейсы с тем же "Аэрофлотом" и понятно, как это скажется на ценах.