Систему контроля алкоголя предлагается пустить в розничную торговлю. Государство опасается, что подорожание водки из-за повышения акцизов наполнит магазины «паленой» водкой. Торговцы опасаются нового алкогольного кризиса. А контрафактная водка и так уходит из магазинов.
ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначена для контроля за оборотом спирта и алкогольной продукции) предложено распространить на розничную продажу алкоголя. Такое предложение, по данным «Ведомостей», было выдвинуто Росалкогольрегулированием (РАР) на апрельском совещании у премьера Владимира Путина. Такое предложение есть, подтвердили изданию, но распространить действие ЕГАИС на розницу будет непросто — если производителей и оптовиков в России всего 4000, то розничных торговцев алкоголем — порядка пары сотен тысяч.
Мера предлагается наряду с другими, вроде существенного повышения акцизов с 2012 года. Правительство России в ближайшие годы намерено повысить акцизы на водку и табак на 25-30%, сообщал глава Минфина Алексей Кудрин на совместной коллегии Минэкономразвития и Минфина в конце апреля (вскоре после совещания у Путина). Цены вырастут соответственно.
В РАР опасаются, что после повышения цен на рынок хлынет некачественный алкоголь, проконтролировать который государство будет не в силах. Таким образом предлагается установить контроль на последнем рубеже перед потребителем.
Подключить розницу к ЕГАИС правительство предлагало еще в 2007 году, правда, в виде эксперимента. Торговцы возражали, что даже эксперимент такой подготовить менее чем за год невозможно, а проведение работы в нескольких магазинах не даст представления о работе системы. В 2009 году к теме вернулись. Минфин (до конца 2009 года контроль за ЕГАИС осуществляли подведомственные министерству налоговики) тогда направил соответствующий проект доклада Путина в исполнение поручения Дмитрия Медведева. Президент в мае 2009 года озаботился тем, что ЕГАИС слишком давит на предпринимателей и поручил разработать меры по увеличению эффективности работы системы. Почему-то одной из таких мер сочли повсеместное введение ЕГАИС.
Такая же картина наблюдалась и во время кризиса, когда снижение потребительских возможностей привело к резкому росту потребления контрафакта. По оценке РАР, потребление нелегальной водки в 2009 году возросло с 30-35 процентов до 45-47 (см. также Охота на «Ягуара»).
Ведомственный интерес Росалкогольрегулирования понятен. До недавнего времени служба не могла нормально работать и с подведомственными им производствами и оптовиками — не хватало кадров. Теперь они могут в перспективе получить настоящий мегапроект, на на два порядка глобальнее.
После введения ЕГАИС, напомним, система заработала со сбоями и в стране был создан искусственный дефицит алкоголя.
Однако и при вполне внятной подготовке и увеличении штата контролеров непонятно, во что обойдется такая реформа. Разработчики софта уверяют, что большой нагрузки на бизнес не будет, предприниматели ожидаемо опасаются обратного.
Государство хочет победить контрафактный алкоголь, дабы алкогольные деньги полноводной рекой лились в региональные бюджеты. Однако есть сомнения, что введение ЕГАИС в рознице поможет побороть оборот контрафактной водки окончательно.
По данным исследовательского центра ЦИФРРА, оборот нелегальной водки за январь-сентябрь 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года упал на 45,5 процентов. Это произошло не только за счет сокращения продаж нелегальной водки после введения минимальной цены на напиток, но и за счет ухода из сферы легальной торговли и перехода к распространению контрафактной водки по альтернативным каналам. Такая же логика применима и к новой инициативе. В конце концов, казино государство тоже запретило, но они до сих пор существуют.