Есть теория, что думские выборы были своего рода референдумом о доверии Дмитрию Медведеву — премьер-министру и формальному лидеру «Единой России». Несмотря на то, что в 2016 году партия власти получила меньше голосов, чем в 2011, мандатов было получено намного больше, так что «референдум» можно считать успешным.
В пользу этой теории, например, говорит, хоть это и "кажется смешным", твит Алексея Кудрина. Сразу после объявления первых результатов он написал: «Новая Дума должна стать парламентом развития. Мандат есть, ожидания тоже. Люди ждут не слов, а дел». Действительно, в седьмой Думе, как и в шестой, большинство у ЕР, состав фракции похож — совершенно непонятно, кто кроме Дмитрия Медведева мог в результате выборов получить мандат на проведение политики развития.
Символичным может быть то, что 21 сентября, всего через несколько дней после выборов, Дмитрий Медведев встретился с Алексеем Кудриным — известно, что ранее они недолюбливали друг друга. Теперь же Кудрин рассказал премьер-министру о ходе работы над Стратегией развития России на 2018-24 гг. Глава ЦСР пообещал, что приоритеты и целы должны быть согласованы между экспертами и заинтересованными ведомствами к весне 2017 года.
А пока очередная программа развития страны только создается, интересно посмотреть на то, как сейчас в правительстве смотрят на многочисленные проблемы в российской экономики и что предлагается для их разрешения.
«Ведомостям», например, удалось ознакомиться с уточненными сценариями развития российской экономики, подготовленными Минэкономразвития. Ведомство Алексея Улюкаева по сравнению с прошлым прогнозом, который был составлен в апреле, ухудшило большинство показателей, причем как на 2016 года, так и на 2017-2019 гг. Исключение — рост промпроизводства, стабильность курса рубля и снижение инфляции в 2016 году. Правда, целевого показателя инфляции в 4%, уверены в МЭР, не удастся достичь даже к 2019 году.
Минэкономразвития также отказывается от апрельского консервативного сценария со среднегодовой ценой нефти в $25 — теперь консервативным считается базовый вариант с нефтью по $40, именно он должен быть положен в основу бюджета. Более оптимистические сценарии — «базовый плюс» и целевой (среднегодовая цена нефти — $50–55).
«Газета.ru» обращает особое внимание на то, что только в «целевом» темпы роста ВВП выходят на высокий уровень (4,5%) в 2019 году. Два других варианта предполагают рост на 0,6–2,4%. Прогноз на текущий год совпадает с ранее сделанными оценками ведомства — минус 0,6% ВВП. Таким образом в прогнозе Минэкономразвития речь идет о стагнации экономики на всю трехлетку по всем трем вариантам.
Характерно, что все три сценария фактически поддерживают требование Минфина ужесточить бюджетную политику. Минфин, напомним, уже рассчитал бюджет с условием обязательного сокращения всех расходов в 2017–2019 годах на 6, 9 и 11% соответственно. Дефицит придется покрыть и тратой резервных фондов, и приватизацией, и заимствованиями.