Поскольку экономика Российской Федерации уже давно и надежно встроена в мировое хозяйство, темп ее развития почти полностью определяется изменением внешнего спроса. Или, точнее, изменением спроса на те товары, которые мировой рынок считает необходимым приобретать у российских производителей. Поэтому если мировой спрос на товары российского происхождения будет расти, то будет увеличиваться и российское производство. А если мировой спрос будет падать, то и российское производство должно сокращаться. Но за последние шесть лет, данные по которым мы берем в качестве базы для анализа, мировое хозяйство своим вниманием нас не обидело, и спрос на товары российского производства был достаточно высок. Его интенсивность, прежде всего, показывается стоимостью экспорта, которая практически все время имела положительную динамику, особенно в течение трех последних лет.
Годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Стоимость экспорта, $ млрд. | 105 | 103 | 107 | 136 | 183 | 240 |
Увеличение внешнего спроса более чем в два раза не могло, естественно, не отразиться на росте товарного предложения. Экспорт многих товаров не замедлил тут же увеличиться.
Экспорт/годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2004 | 2004/2000 | |
нефть | млн. тонн | 145 | 162 | 189 | 240 | 65% |
природный газ | млрд. м3 | 194 | 181 | 185 | 193 | 0% |
нефтепродукты | млн. тонн | 62,5 | 63,5 | 75,6 | 81 | 29% |
уголь | млн. тонн | 44 | 41,5 | 43,4 | 71 | 61% |
черные металлы | млн. тонн | 32,7 | 30,2 | 32,4 | 52,8 | 49.5% |
удобрения | млн. тонн | 20,2 | 21,6 | 21,4 | 25 | 23.7% |
лесоматериалы необработанные | млн. м3 | 30,6 | 31,3 | 36,5 | 41,3 | 35% |
лесоматериалы обработанные | тыс. тонн | 4089 | 3891 | 4677 | 7642 | 87% |
целлюлозы | тыс. тонн | 1634 | 1719 | 1793 | 1831 | 12% |
бумага газетная | тыс. тонн | 1055 | 1071 | 1068 | 1259 | 19% |
медь | тыс. тонн | 646 | 595 | 515 | 338 | -48% |
никель | тыс. тонн | 197 | 189 | 281 | 251 | 27% |
алюминий | тыс. тонн | 3192 | 3085 | 2787 | 3593 | 12.5% |
За период 2000-2004 гг. рост по основным продуктам составлял двузначные цифры, но особенно сильно увеличился экспорт нефти, древесины и черных металлов: соответственно на 65%, 87% и 50%. Таким образом, рост внешнего спроса самым серьезным образом повлиял на увеличение экспорта в физическом выражении. Его рост, в свою очередь, должен был оказать сильное влияние на общую динамику производства в отраслях, полностью или частично выпускающих продукцию для внешних рынков.
Отрасли/годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2005/2000 | |
добыча нефти (с газовым конденсатом) | млн. тонн | 324 | 348 | 380 | 421 | 459 | 470 | 45% |
добыча газа (с ПНГ) | млрд. м3 | 584 | 581 | 595 | 620 | 633 | 640 | 9,6% |
добыча угля | млн. тонн | 258 | 270 | 256 | 275 | 283 | 299 | 16% |
выпуск стального проката | млн. тонн | 46,9 | 47,1 | 48,6 | 51,1 | 53,8 | 54,6 | 16,4 |
производство удобрений | млн. тонн | 12,2 | 13 | 13,5 | 14 | 15,7 | 16,6 | 36% |
производство товарной целлюлозы | тыс. тонн | 2000 | 2136 | 2300 | 2301 | 2404 | 2400 | 40% |
производство бумаги и картона | тыс. тонн | 5311 | 5667 | 5980 | 6380 | 6780 | 7100 | 33,7 |
Как видно из данной таблицы, выпуск продукции рос быстрее всего в тех отраслях, которые больше всего увеличивали поставки на внешние рынки — нефтяной и целлюлозо-бумажной промышленности, а также промышленности удобрений. И, может быть, производства цветных и драгоценных металлов, о чем судить сложно из-за отсутствия данных в открытой печати. Но это данные за шесть лет, а по данным за последний год видно, что «лидеры роста» замедлили свой темп. Нефтедобыча выросла только на 2%, производство удобрений — на 6%, бумаги и картона — на 4,7%. Таким образом, если рост мировых цен и сыграл положительную роль в динамике российского производства, то сейчас эта роль практически незаметна. Свободные ресурсы оказались полностью задействованы, а для их увеличения нужно много времени и много инвестиций.
Одновременно с промышленным производством на экспорт стало активно работать сельское хозяйство, так как падение внутреннего спроса, особенно на хлеб, высвободило пищевые ресурсы для внешнего рынка.
Годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
сбор зерновых | млн. тонн | 65,5 | 85,5 | 86,6 | 67,2 | 78,1 | 78,0 |
экспорт зерновых (за сельскохозяйственный год) | млн. тонн | 1,352 | 7,1 | 18,5 | 7,3 | 9,1 | 12,1 |
Понятно, что из-за неустойчивого климата прогнозировать объем урожаев и, соответственно, зернового экспорта затруднительно, однако из приведенных материалов прекрасно видно, что его размер вырос на порядок и таким, судя по всему, останется еще на длительное время.
Как правило, за ростом товарного производства начинается рост объемов промышленных услуг, в первую очередь - услуг транспорта. Увеличение продукции требует дополнительных перевозок материалов и рабочей силы, повышая нагрузку на транспортное хозяйство. Соответственно, после увеличения объема предоставляемых услуг транспортные организации предъявляют дополнительный спрос на оборудование, а это приводит к повышению производства в машиностроении.
Продукция/годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
тепловозы магистральные | секций | 21 | 22 | 23 | 23 | 32 | 45 | в 2,1 раза |
электровозы магистральные | штук | 19 | 18 | 19 | 27 | 55 | 107 | в 5,6 раза |
вагоны грузовые | тыс. шт. | 4 | 6,5 | 10,7 | 22,5 | 33,2 | 34,9 | в 8,7 раза |
грузовики | тыс. шт. | 184 | 173 | 173 | 196 | 204 | н.д. | 11% |
автобусы | тыс. шт. | 54 | 56,5 | 66,7 | 75,9 | 77 | 78,2 | 45% |
И спрос транспортных организаций, особенно железных дорог, не замедлил себя ждать. Скачок в выпуске локомотивов и подвижного состава просто ошеломляющий, хотя вполне ожидаемый после 15-ти лет дезинвестиций в этой отрасли. Аналогичным по масштабу мог быть скачок и в производстве средств автомобильного транспорта, но в этой отрасли велика конкуренция, выдержать которую российскому производителю нелегко. Хотя основной конкурент российских грузовиков — белорусский «МАЗ» — львиную долю компонентов, в том числе двигатель, получает от российских заводов, и поэтому его вполне правомерно можно включить в общий итог производства средств грузового транспорта.
Постоянно увеличиваясь, внешний спрос захватывает не только экспортоориентированные отрасли, но и производства, работающие на удовлетворение внутреннего, прежде всего потребительского, спроса. Как правило, рост доходов, занятых в экспортных производствах, приводит к росту спроса на потребительские товары, особенно длительного пользования. Но на Россию, как нам кажется, данная закономерность не распространяется, что, впрочем, неудивительно, учитывая состояние потребительского комплекса в советские времена. Свободных мощностей, которые можно было бы загрузить вследствие прироста платежеспособного спроса, в ней просто нет, и поэтому спрос удовлетворяется за счет импорта.
Годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
производство легковых автомобилей | тыс. шт. | 969 | 1021,6 | 980,7 | 1010 | 1100 | 1050 |
ввод в действие жилой площади | млн. м2 | 30,3 | 31,7 | 33,8 | 36,4 | 41 | 43 |
производство телевизоров | тыс. шт. | 1185 | 1004 | 1980 | 2336 | 4505 | 6800 |
Как видно из таблицы, производство легковых автомобилей несколько лет подряд находится на одном уровне. Зато импорт новых иномарок уже равен половине отечественного производства. Увеличение производства телевизоров, возросшее почти в семь раз, не должно вводить в заблуждение. Рост достигнут только за счет переноса сборочных производств на российскую территорию, причем основной компонент — дисплей — ввозится по импорту. А строительство жилья, которому, казалось, просто не с кем конкурировать, несмотря на общий рост в 40%, в последний год явно снижает обороты.
И, наконец, результирующее производство — выпуск электроэнергии. За прошедшие 6 лет оно увеличилось только на 8%, что свидетельствует не столько об отставании этой отрасли от всего хозяйства, сколько о том, что падение производства в прежние годы было менее глубоким, чем у других отраслей. Однако цена подобной устойчивости производства была слишком высока. Поддерживая производство электричества при высоких неплатежах потребителей, энергокомпании не имели возможности обновлять быстро изнашивающееся оборудование, результатом чего явились майские аварии и январские ограничения. Естественно при этом предположить, что именно нехватка генерирующих и передающих мощностей станет тем основным ограничителем, который будет тормозить дальнейшее развитие российской экономики.
Годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
производство электроэнергии | млрд. кВт/ч | 878 | 888 | 891 | 915 | 931 | 952 |
Таблица с данными о производстве потребительских товаров очень хорошо иллюстрирует три основные проблемы современного экономического развития России. Первая — есть платежеспособный спрос населения, но внутренних мощностей совершенно недостаточно для его удовлетворения. Поэтому он удовлетворяется за счет импорта, примером чему является автомобилестроение. При производстве автомашин в 2005 году в размере 1 млн шт. еще половина была получена внутренним рынком по импорту. Инвестиции в расширение мощностей могут делать только иностранные инвесторы, и они их делают, но реализация проектов требует времени, поэтому в краткосрочном периоде отрасль будет продолжать стагнировать.
Вторая проблема — крайне неравномерное распределение доходов. Те граждане, которые готовы купить жилье, не могут это сделать, потому что небольшая группа частных инвесторов скупает все дома подряд с целью получения спекулятивной прибыли. В результате в отрасли есть капитал, ввод новых мощностей происходит постоянно, но спрос крайне мал относительно цен предложения, поэтому часть готового жилья всегда пустует, так как не находит себе покупателей. И, наконец, производство телевизоров демонстрирует ситуацию, когда иностранный капитал приходит в депрессивную отрасль, которую он сам привел в такое состояние своей конкуренцией, и на месте старого производства организует свое, реагируя тем самым на высокий внутренний спрос.
Таким образом, мы можем подвести грустный итог. Производство замедлилось, так как ранее свободные ресурсы оказались исчерпанными. Причем нехватка свободных мощностей наблюдается и в экспортных производствах, и на транспорте, и в потребительском секторе. Последнее особенно неприятно, так как потребительский сектор мог бы подхватить эстафету у экспортных отраслей, тем более, что доходы от экспорта благодаря высоким внешним ценам по-прежнему находятся на высоком уровне. И замедление темпов роста в одном секторе экономики могло бы быть компенсировано их увеличением в другом. Но для расширения мощностей потребуются, во-первых, крупные инвестиции и, во-вторых, достаточно много времени, которое должно пройти, чтобы эффект от инвестиций дал о себе знать.
Поэтому пока мы можем ожидать только дальнейшего снижения темпов роста выпускаемой продукции.