будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
СССР
Июль 1, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Экономика Украины: из ниоткуда в никуда

Политический кризис на Украине заслонил, как может показаться, все остальные события внутренней жизни республики. Однако даже в день первой попытки утверждения Юрия Еханурова на посту премьера, 21 сентября, обсуждение его кандидатуры было запланировано в повестке дня заседания Верховной Рады только вторым. А в первую очередь рассматривались экономические вопросы - без бюджета не может обойтись никакое государство.

Между тем, украинский бюджет содержит массу платежей, которые выдают его, так скажем, транзитный, или переходный характер. Причем если в отношении России употреблять понятие “переходный” можно только в смысле перехода от социалистической к капиталистической экономике, то в отношении Украины термин “транзитный” можно использовать как указание на один из важнейших источников его пополнения.

Вслед за Верховной Радой, которая все пытается заняться принятием бюджета (ведь без него не будет финансирования бюджетных организаций, к которым относится и президентская канцелярия, и правительство с министерствами, и сама Верховная Рада), поробуем разобраться в структуре главного финансового документа страны. В проекте украинского бюджета (так же, впрочем, как и российского) есть масса интересных, если не сказать забавных, статей, чтение которых позволяет многое понять в хозяйственных процессах, протекающих на территории соседней нэзалежной республики.

По своей структуре проект бюджета Украины выглядит ровно так, как и должен выглядеть государственный бюджет страны, стремящейся попасть в европейскую семью народов и соответствовать жестким финансовым критериям стран ЕС. Здесь есть налоги на доходы (подоходный и на прибыль), на оборот товаров (НДС и акцизы), есть платежи за право использования природных ресурсов и т.д.

Однако системообразующими в украинском бюджете являются не эти “цивилизованные налоги", а транзитные платежи. Потому что если выпадут из бюджета они, то и сам бюджет станет испытывать серьезные трудности.

Чтобы не быть голословными, приведем некоторые данные о доходах госбюджета за прошедший, 2004 год. Так, в состав статей доходов включается т.н. рентная плата за транспортировку через территорию Украины природного газа, нефти и, как это и ни дурно пахнет, аммиака. Понятно, что через территорию Украины на экспорт в Европу проходят российский газ, российская нефть и российский аммиак (с Тольяттинского завода, откуда он через порт Одесса отправляется в США, где из него делают удобрения). И Украина с нас за это берет гривны - как за услуги транспортировки, так и за то, что она контролирует эти самые трубопроводы, без которых Россия доступа на европейские рынки не получит. За что и получает монопольную ренту. К таким же “рентным” платежам легко можно отнести и плату за пребывание Черноморского флота на базе в Севастополе. В итоге, платежи в украинский бюджет от российского бюджета и корпораций за 2004 год составили более 3-х миллиардов гривен при общем объеме доходов в 70 млрд гривен, то есть почти 5%.

Естественно, обложение российского транзита – это только видимая часть доходов украинской экономики от не совсем эквивалентных отношений с северо-восточным соседом. Не стоит забывать, что мы пока поставляем украинскому хозяйству природный газ по цене $50/тыс. куб. м, что в три раза меньше, чем текущая стоимость газа на европейском рынке. Поэтому официальная “рента” за транзит – это сущие копейки по сравнению с той невидимой субсидией, которую российское хозяйство выплачивает украинскому.

Но прямыми вливаниями российских денег украинский бюджет не ограничивается. Экономика Украины, как мы подчеркивали, носит транзитный характер. Поэтому налоги на экспорт и импорт играют существенную роль в формировании бюджета республики. Причем, в отличие от России, экспортные доходы бюджета которой в основном формируются за счет прогрессивного обложения нефти, у Украины такого источника доходов нет, и она не может компенсировать высоким обложением нефти низкие ставки обложения остальных экспортных товаров. Поэтому доход республики от обложения экспорта ничтожно мал и составил около 700 млн гривен. Зато обложение товаров, ввозимых по импорту, приносит вполне приличный доход: 5 млрд гривен импортных пошлин, 612 млн гривен на импортные подакцизные товары, таможенные сборы с физических лиц – 760 млн гривен, и, как венец творения, 12 трлн. гривен от налога на добавленную стоимость на импортные товары. В общем, от обложения международной торговли Украина получает 18,5 млрд гривен, что составляет 26% доходной части бюджета.

При этом надо оговориться, что товары внутреннего производства, как и положено, при поставке на экспорт от обложения НДС освобождаются, поэтому при начисленном налоге в 16 млрд гривен налоговые вычеты составляют 12 млрд гривен, и доходы бюджета от обложения НДС товаров, поступающих на внутренний рынок, составляют всего 4 млрд гривен.

Далее, специфика доходной части бюджета Украины проявляется в том, что коммерциализация деятельности бюджетных организаций, о которой в России говорят шепотом и с опаской, в соседней республике уже давно легализирована и приносит вполне приличный доход. Во всяком случае, в 2004 году госбюджет Украины получил от этих платных услуг ни много ни мало, а 9 млрд гривен, то есть почти 13% всех доходов.

Впрочем, если с точки зрения легализации коммерческой деятельности бюджетных организаций мы от Украины и отстаем, то с точки зрения отмены архаичных налогов, наоборот, вырвались вперед - у нас остался, кажется, только акциз на приобретение легковых автомобилей. А вот на Украине подобных “украшений” целая гирлянда. Там есть и дополнительный сбор на пользователей тепло- и электроэнергией, и сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, которые очень похожи на существовавший у нас еще несколько лет тому назад сбор за право пользования автомобильными дорогами.

Правда, результат подобного налогообложения все равно неутешительный. Дефицит бюджета в прошлом году составил 9 млрд гривен и, судя по исполнению бюджета 2005 года, останется на приблизительно таком же уровне. Проект бюджета на 2006 год тем более не внушает никакого оптимизма. А раз так, то бюджет Украины имеет транзитный характер еще в одном смысле - как индикатор движения экономики из ниоткуда в никуда.

См. также:

  • Гриценко. Отставка Тимошенко: еще один повод прекратить воевать
  • Куликов: "Нам не нужна лояльность Украины"
  • Гондурас в переносном смысле
  • Лейбин. Россия и Украина объединились . В общем кризисе
  • Гриценко. Отчего взбесилась гривна
  • Украина - не Россия, "Криворожсталь" - не "ЮКОС"?
  • Гриценко. Конец газовой войны
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).