Хотя стоимость бензина на большинстве российских автозаправок или не меняется вовсе, или меняется незначительно, а на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в последние дни оптовые цены незначительно снижались, эксперты отмечают, что топливо до сих пор стоит больше прошлогодних максимумов и цены на него близки к историческим максимумам 2018 года.
Рост биржевых цен, как считают аналитики, в первую очередь связан с недостатком предложения: 20 января среднесуточные поставки нефти на внутренний рынок снизились на 8,4% по сравнению с 20 декабря. А коррекция, которая наблюдается в последние дни, в сочетании с ростом акцизов и механизмом демпфера, приводит к тому, что российские НПЗ работают с отрицательной маржой. Более того, увеличить поставки сырья на заводы проблематично из-за соглашения ОПЕК+.
Еще один фундаментальный фактор роста цен на топливо — налоговая политика российского правительства, которая предполагает рост нагрузки на нефтяную отрасль.
«В последние годы в отрасли был предпринят так называемый налоговый маневр, который заключается в том, что снижается экспортная пошлина и увеличивается налог на добычу. В итоге и цены на внутреннем и внешнем рынке фактически выравниваются. Для того чтобы внутренний рынок не страдал от этого, как раз и был принят демпфер. Который, как мы видим, не работает», — указывает старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов.
Еще один фактор, который невозможно не заметить — так называемый демпферный механизм. «Демпфер, который должен был стать неким фактором сдерживания оптовой цены, стал дополнительным налогом», — жалуется вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. «Министерство финансов категорически не хочет его донастраивать, заставляет нефтяные компании доплачивать за каждую произведенную тонну топлива. Получается совершенно нелогичная ситуация. К примеру: та же самая "Роснефть" — государственная компания, которая должна генерить прибыль, выполнять социальные обязательства, еще и дополнительно за производство топлива — выплачивает дополнительные деньги до 2-3 тысяч рублей с тонны. Это совершенно нелогично для крупнейшей компании, которая обеспечила - в том же декабре — больше 60% объемов поставки на оптовый рынок по бензину. И поэтому те механизмы налогового администрирования, которые сегодня существуют, в частности демпфер, их необходимо либо донастраивать, либо полностью отменять», — уверен Гусев.
Действительно, многие крупные нефтяные компании уже снизили поставки топлива на биржу: по итогам декабря 2020 года «Лукойл» на 21%, «Газпром нефть» на 4%, «Сургутнефтегаз» на 17%. Фактически только «Роснефть» нарастила поставки, закрыв дефицит. Компания в декабре поставила бензина на 52% больше, а дизеля — на 32% больше, чем в прошлом году.
Ко всему добавляется проблема с тарифами на транспорт. «У нас существуют акцизы, которые за последние 5 лет выросли почти в два раза. С начала этого года они опять повысились на 4%. Этот процесс кажется бесконечным. Существует еще такая особенность, как железнодорожные тарифы на перевозку нефтепродуктов, которые тоже постоянно повышаются — как минимум на уровень инфляции. Особенно это сказывается на ценах на Дальнем Востоке, потому что там очень длинное логистическое плечо. И вот уже неоднократно предлагалось Минфину рассмотреть вопрос о компенсации этих тарифов, но тем не менее этот вопрос постоянно откладывается», — указывает Андрианов.
«В части Дальнего Востока вообще категорически сложнейшая ситуация сложилась. Второй год не может быть выделено Минфином финансирование для внесения субсидий для перевозки топлива на Дальний Восток. Почти уже 10 лет не могут согласовать инвестиционные условия для постройки ВНХК для нового нефтеперерабатывающего завода, наличие которого категорически необходимо для Дальнего Востока. Поэтому позиция Минфина на сегодня заключается в создании кубышки, а распределение этой кубышки, к сожалению, почему-то происходит без значительного участия нефтеперерабатывающей отрасли. Отрасли, которая фактически формирует эти фонды», — вторит ему Гусев.
В том же время Андрианов считает, что в России необходимо, прежде всего, выстроить «нормальную фискальную политику». Также необходимы меры «направленные на то, чтобы частные компании действительно поставляли большие объемы нефтепродуктов на внутренний рынок, потому что одна "Роснефть" не может тянуть постоянно этот воз. Она и так уже обеспечивает около 62% поставок».
«Должен быть нормально настроенный именно фискальный механизм, который был сделал привлекательной нефтепереработку. Мы же очень давно говорим, что нефтепереработка у нас невыгодна, она такая замыкающая. Пытались уже это изменить в результате налогового маневра, в результате демпфера, но постоянно не получается. Все-таки любые компании, в том числе и государственные, они должны как-то зарабатывать, получать деньги на свое развитие. А для того, чтобы это происходило, нужны нормальные условия. Нельзя только полагаться на социальную ответственность», — уверен эксперт.