Во вторник, 31 октября, компания «Роснефть» выступила с заявлением в связи с ситуацией, сложившейся на топливном рынке в ряде российских регионов. Как сообщил ее пресс-секретарь Михаил Леонтьев, «Роснефть» предлагает обязать компании существенно увеличить объем торгов нефтепродуктами на бирже.
Ранее «Роснефть» призвала провести «тщательный анализ» деятельности независимых АЗС, которые не несут никакой ответственности за обеспечение потребителей нефтепродуктами, а в регионах «фактически монополизируют рынок, формируя цепочки фиктивных посреднических компаний и превращая их в центры прибыли».
Леонтьев подчеркнул, что «Роснефть» готова на радикальный революционный шаг: дополнить предложение обязать компании поставлять на переработку на российских НПЗ 17,5% всего добытого сырья обязательством реализовывать на бирже все полученные из этого объема нефтепродукты.
Причем это должны быть реальные розничные сети, а не оптовики, трейлеры, перекупщики, посредники.
«Роснефть» уже направила правительству свои предложения по стабилизации ситуации на топливном рынке. В компании подчеркивают, что рост цен на бензин приведет не только к снижению потребления нефтепродуктов. Он может привести к снижению качества жизни населения и снижения количества малых и средних предприятий.
Во вторник в ТАСС состоялся круглый стол, посвященный динамике цен на бензин и возможностям их стабилизации. В рамках этого мероприятия высказались многие ведущие эксперты, и почти все они согласись с предложениями, вынесенными ТК «Роснефть».
По словам гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, в последнее время правительство дает все больше поводов для критики. Однозначно повышение акцизов приведет к повышению цен, ситуация сложится аховая. Зачем делать то, что предлагает правительство, если необходимости в этом нет? Мухин считает правильным предложение "Роснефти" о том, что 17.5% добытого сырья должно уходить на внутренний рынок.
Как подчеркнул директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, правительство действительно столкнулось с явлением, когда оно "захлебывается" от денег. Неиспользуемые остатки федерального бюджета превышают 4 трлн рублей. Обычно, когда есть деньги в бюджете, правительство снижает налоги - для развития своей экономики. Но если вы хотите уничтожить свою экономику, вы делаете все строго наоборот. Именно так сейчас и поступает правительство господина Медведева.
По мнению Делягина, сейчас начинается стравливание субъектов рынка друг с другом в хулиганском стиле, создаются конфликты на ровном месте. А потом "появляется Медведев и всем угрожает введением пошлины". Правительство взяло курс на революцию, по-другому объяснить их логику у меня не получается, отметил эксперт. По его мнению, нужно отменить налоговый маневр и отвязать НДПИ от мирового рынка. Сейчас нужно хотя бы снизить НДПИ и повысить пошлины на экспорт. Он сообщил коллегам, что ему уже сейчас присылают фото из отдаленных районов с ценой 70 р за литр бензина.
Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России и развитию ТЭК, считает бессмысленным сегодняшние переговоры между правительством и нефтяниками. Он назвал переговоры нелепыми и непрофессиональными. "Не могу понять, зачем и почему они ведутся", - заявил эксперт. Он также подчеркнул, что рост цен в стране приведет к понижению потребления нефтепродуктов и к снижению качества жизни населения.
Танкаев обратил внимание, что правительство с нового года повышает сразу три налога: НДС - плюс 5 коп к цене бензина, НДПИ - плюс 1 руб, акциз - плюс 5,5 руб к цене. Всего - 7 руб. И все это предлагают скомпенсировать непонятным обратным акцизом. "Эта идея достойна Шнобелевской премии", - считает эксперт. "Как отреагирует население? Понятно как - вспомните последние выборы".
По словам Танкаева, пытаться договориться с нефтяными компаниями, чтобы они держали цены на одном уровне, бесперспективно - компании не могут работать себе в убыток. Сейчас они теряют 2 рубля с литра бензина на внутреннем рынке, цена на экспорт в среднем выше на 7 рублей за литр. Бизнес в таких условиях жить не может.
Сейчас доля налога в цене бензина - 71%. Будет 75%. Разговоры, что жадные нефтяники тянут на себя что-то, ведутся для того, чтобы перевести стрелки. Доля нефтяников в цене бензина - 2%, все остальное - прямые затраты и налоги. Главный выгодополучатель от продажи бензина - правительство. Поэтому у нас цены на топливо и не привязаны к мировым ценам на нефть.
Но я уверен, что правительство будет искать способы, чтобы эту ситуацию решить. Думаю, какие-то демпфирующие механизмы будут найдены, но когда это произойдет - непонятно. По-хорошему, это надо сейчас делать. По-плохому, решение будет найдено после того, когда возникнет социальный кризис, подчеркнул Рустам Танкаев.
Профессор Никита Кричевский отметил очевидное - никаких заградительных пошлин господин Медведев не введет, потому что нефтяные компании - основной ресурс пополнения бюджета. По его мнению, будет введение неких ограничений на экспорт, некоторое подобие лицензирования. Введения запретительных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов не будет.
"Помню, как правительство намеревалось получить 1,6 трлн руб от налогового маневра за 6 лет, - сказал Кричевский, - Они только в этом году получат 3 трлн рублей. А ведь будет еще и следующий год, и 2020 год. Почему на майские указы нужно именно 8 трлн руб? В правительстве руководствуются всем, чем угодно, но только не разумом".
Предложения у Кричевского следующие. Сохранить акциз на уровне 2 п 2018 г, не повышать его в последующие два года. При этом объявить об этом в самое ближайшее время чтобы перебить спекулятивные ожидания. Ввести лицензирование экспорта отдельных нефтепродуктов (бензин и тд) в зависимости от выполнения обязательств компаний по поставке топлива на внутренний рынок, установить минимально допустимый уровень продаж для всех компаний на бензин и и нефтепродукты. В том случае, если независимые АЗС нарушают правила рынка, применить к ним повышенные санкции. Перенести уплату акциза на колонку, чтобы исчезла необходимость в обратном акцизе.