Среди «русских американцев» самая высокая доля миллионеров. Несомненно, в этой группе присутствуют не только этнические русские, но и иные эмигранты из нашей страны. Но главное в том, что талантливые и деятельные «русские» даже в новой России бизнес делать не могут.
Происхождение больших денег традиционно заботит публику и медиа. В центре внимания The New York Times оказалось происхождение больших денег в самом буквальном смысле: газета оценила, какова доля тех или иных этнических групп в крупнейших состояниях граждан страны. Оказалось, что среди миллионеров (то есть людей, чье состояние оценивается более, чем в миллион долларов США) американцы английского происхождения отнюдь не доминируют. Первыми по числу миллионеров идут «русские».
В совокупности состояние «русских» газета оценила в 1.1 триллион долларов, что составляет порядка пяти процентов от всех личных состояний в Америке. Хотя доля «русских» в общем населении США невелика и составляет всего 1,1 процента всех домохозяйств, среди миллионеров русских целых 6,4 процента. Приблизительно 22 процента семей с «русскими» во главе имеют капитал в 1 миллион долларов и более. У «англичан» этот процент куда скромнее — 7,7 процента.
По данным Merrill Lynch-Capgemini, в 2010 году количество миллионеров на планете выросло на 8,3 процента по сравнению с предыдущим годом и достигло 10,9 миллионов человек, а их состояние увеличилось на 8,7процента до 42,7 триллионов долларов. Более четверти состоятельных людей проживает в США — около 29 процентов всех миллионеров. А прошлом году их насчитывалось там около 3 миллионов человек.
Массовая эмиграция из России в США началась в 19-м веке, в пореформенный период. Однако эта миграционная волна имела довольно четкий этнический окрас — из Российской империи буквально бежали евреи. К 1930 году число евреев — выходцев из Восточной Европы составляло примерно три миллиона человек, из них не менее 60 процентов эмигрировали из Российской империи. Конечно, эта волна мигрантов в основной массе утратила какую-либо «российскость», если вообще обладала подобной идентичностью.
В постреволюционной России было четыре базовых волны эмиграции, разные по продолжительности и интенсивности: во время Гражданской войны, после Второй мировой войны, в эпоху «холодной войны» и в 90-е и 2000-е годы. После Гражданской войны в США «русские» почти не бежали, в основном оставаясь в Европе. Примерно такая же картина наблюдалась и после Второй мировой войны. За годы «холодной войны» СССР покинули 450 тысяч человек, из них 290 тысяч были евреями (основной миграционный поток приходится на 70-е годы), более сотни тысяч — немцами. Примерно треть от числа еврейской эмиграции отправлялась транзитом через Израиль в США.
Число эмигрантов в 90-е и 2000-е точно оценить сложно. Далеко не всегда работающие за рубежом россияне и выходцы из бывших республик СССР меняют гражданство и официально эмигрируют. Если посчитать их, то цифра получается впечатляющая. Глава Счетной палаты Сергей Степашин не так давно оценил число работающих за границей российских граждан в 1,25 миллиона человек. А по оценке российского географа (работающего, кстати, за границей) Павла Поляна, основной поток эмиграции из России приходится на три страны — Израиль. Германию и США.
При этом эмиграционные настроения не спадают. Согласно недавнему опросу ВЦИОМа, число россиян, желающих покинуть страну, составляет 21 процент. 20 процентов не прочь поработать за границей.
Причина успеха российских эмигрантов в США более-менее понятна и прозрачна. В ходе почти всех волн эмиграции значительную часть выезжающих из России составляли люди амбициозные и состоявшиеся, далеко не самые слабые специалисты и люди с деловой жилкой. Многие из них, оказавшись в чужой этно-культурной среде, сделали все, чтобы реализовать свои таланты. И заработали состояния в стране больших возможностей. По всей видимости, иные национальности, до конца так и не «переплавленные» в американском «плавильном котле», поставляли в США «человеческий материал» менее «однородный».
Получается, увы, довольно грустная картина:
Далее можно сколько угодно говорить о необходимости привлечения работающих за границей специалистов российского происхождения к реализации проектов в России, нормальной практике процесса глобализации или, наоборот, проблеме «утечки мозгов». Сделанного уже, кажется, не воротишь. Самым деятельным людям в России не нравится и они предпочитают иные страны для реализации своих планов и зарабатывания денег.