Россию ждет волна дефолтов по корпоративным долгам и связанные с этим проблемы в банковской системе. Об этом, как пишет РБК, на «Финансовом форуме России» заявил аналитик Standard&Poor's Сергей Вороненко. Впрочем, начнется все не сразу, так что есть время подготовиться.
Пик корпоративных дефолтов придется на 2016–2017 годы. «Такие истории, как случились с "Трансаэро", будут продолжаться. Пик корпоративных дефолтов приходится не на пик кризиса, а с временным лагом 16–18 месяцев», — сказал Вороненко.
При этом стоит отметить, что дефолт, то есть отказ от выплаты долгов или процентов по ним, не означает автоматического банкротства, то есть остановки работы компании. Иногда кредиторам выгодней «закрыть глаза» на просрочку, если выгодней дождаться улучшения ситуации у должника, чем распродавать его имущество с молотка.
Но банки, в любом случае, должны будут увеличивать отчисления в резервы для сохранения устойчивости, что скажется на прибыли и капитале банков.
«Трансаэро», напомним, до недавнего времени являлась вторым по размеру авиаперевозчиком России. Проблемы с долгами у компании начались в конце 2014 года. Причем из примерно 250 млрд долга компании банковские кредиты составляют всего 87 млрд, остальное, в основном, приходится на облигации, которые позволяют привлекать деньги на более выгодных и щадящих условиях.
В итоге выплаты купонов по облигациям проходили в срок вплоть до ноября, но к тому времени были просрочены несколько выплат по банковским кредитам. Так что крупнейшие кредиторы «Трансаэро», ВТБ, Сбербанк и Альфа-банк, уже подали в суд иски о банкротстве компании.
По прогнозу Standard&Poor's в 2016 году 20-25% кредитных портфелей банков будет приходиться на проблемные долги. Для того, чтобы не было проблем с ликвидностью, банкам придется отчисляют в резервы 4–4,5% от своих кредитных портфелей. Так что, по мнению Вороненко, уже в 2015 году банковский сектор за вычетом Сбербанка в России получит убыток. Аналогичная ситуация будет наблюдаться и в 2016 году.
Причем кризис приведет к тому, что банковский сектор через несколько лет изменится буквально до неузнаваемости. «В этом году топ-30 банков поменялся просто кардинально, мы даже не могли себе представить, что некоторые банки когда-то войдут в топ-30 банков», — сказал Вороненко. Эксперт полагает, что «вскоре будет несколько крупных частных корпораций, которые создадут сильную конкуренцию для государственных банков».
Сейчас, напомним, на российском банковском рынке лидируют государственные структуры — в первую очередь Сбербанк, за ним ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк. О приватизации государственных активов в банковском секторе недавно говорил Герман Греф, глава Сбербанка. Также ходят слухи о том, что австрийский Райффайзенбанк будет продавать свое представительство в России, хотя в самом банке их опровергают.