"В результате последней информации, ставшей известной фирме ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» (PwC) о компании ОАО «НК «ЮКОС», PwC направила письмо членам правления ЮКОСа о том, что аудиторские заключения PwC по ЮКОСу за 1996–2004 гг. включительно более не могут рассматриваться в качестве подтверждения достоверности финансовой отчетности ЮКОСа или ассоциироваться с ними", – сообщает PwC в своем пресс-релизе.
ЮКОС действительно традиционно ссылался на отчетность PwC, но аудиторскую компанию это особенно не беспокоило. Однако в процессе "второго издания" "дела ЮКОСа" – каковое имело место в конце прошлого и начале этого года – взялись и за PwC. В декабре прошлого года налоговая инспекция Москвы подала в суд иск по поводу того, что ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" "содействовало уклонению ЮКОСа от налогообложения." Компании всерьез угрожал отзыв лицензии. Дошло до того, что ряд принципиальных клиентов PwC (например, "АвтоВАЗ") отказались от услуг аудитора. Тучи на PwC разошлись лишь после того, как "Газпром" заявил, что разрывать отношения с аудитором не намерен.
Большого значения заявление PwC не имеет - ЮКОС уже фактически признан банкротом, а после распродажи оставшихся у ЮКОСа активов (ожидается, что таковое может завершиться летом), компания совсем перестанет существовать. Проблема в другом. Ранее аудит был "священной коровой". После Enron ситуация слегка поменялась на Западе. После ЮКОСа и PwC может поменяться в России. Но, по всей видимости, не поменяется, поскольку характер и цели мероприятия – совершенно другие.
Если верить определению, аудит – это «предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам». То есть PwC практически признался в том, что компания не в состоянии выполнять своих функций в качестве аудитора. Если поверить пресс-релизу PwC, компания не была способна установить «достоверность бухгалтерской отчетности конкретного экономического субъекта (в данном случае – ЮКОСа). Совершенно понятно, что отказ «АвтоВАЗа» от услуг PwC связан далеко не с этим фактом, а с некими внеэкономическими соображениями. Но логика клиентов PwC становится вполне понятной – зачем платить деньги, если компания может отозвать отчетность, когда у тебя появится проблема, не имеющая отношения к твоей непосредственной деятельности.
Отчетность компании и ее достоверность – часть большой игры с большими деньгами. Для примера – отчетность используется профессиональными инвесторами при решении стоит ли работать с ценными бумагами (акциями, депозитарными расписками, облигациями и прочими бондами), которые выпускает компания. Если фактор достоверности отчетности отметается – существенно повышается степень риска. Скажем, вы купили акции «Газпрома», полагая, что прибыль у компании $15 млрд, а текущая капитализация $300 млрд, а оказалось, что эти показатели завышены в три раза. Аудитор говорит инвестору (если вы вложили деньги в банк или тем паче в ПИФ – то этим инвестором являться можете и вы) – «компании можно доверять». Что делать, если аудитор ошибается? Ответ ясен – терять деньги.
Так приблизительно было в ситуации с компанией Enron, менеджеры которой завышали показатели, чтобы увеличить для себя бонусы. Результат известен. С 1998 по 2001 год один из топов Enron заработал на росте котировок акций 89 млн. долларов, а другой – 217 млн. А потом менеджеры попали в тюрьму, компании стало совсем плохо, акционеры лишились денег. И еще одно «маленькое» обстоятельство – «большая пятерка» аудиторских компаний превратилась в «большую четверку». Не смогла общественность простить аудитора Enron Arthur Andersen – в 2002 году
История с PwC может (наверно так и случится) продемонстрировать, что Россия живет по особым правилам и ей не писан мировой опыт. То есть – аудиторский отчет в России является чем-то иным, нежели аудиторский отчет, скажем, в Германии. В России это такая своеобразная форма (сродни заказной публикации в СМИ) – как раз годится для манипулирования инвесторским сознанием.
Для стороннего наблюдателя, скажем, "прозрачность ЮКОСа" (а именно это было коронной "фишкой" пиарщиков нефтяной компании Михаила Ходорковского ) во многом базировалась на отчетах PwC. Если компания "большой четверки" может "взять свои слова назад" с такой легкостью, становится непонятно, можно ли вообще верить в аудит или он (как многие российские институты – парламент, например) является всего лишь инструментом в разрешении вопросов, лежащих в совершенно другой плоскости.